Несмотря на всю остроту проблем молодого
поколения, в России в настоящее время
осуществляется явно недостаточно для
становления, развития и самореализации
молодежи.
Региональная молодежная политика на
современном этапе проходит период своего
становления в условиях построения гражданского
общества и правового государства. Ученые
и практики ищут пути ее дальнейшего эффективного
развития на новой основе.
В идеальной модели региональная молодежная
политика представляет собой деятельность
всех субъектов вертикальных и горизонтальных
уровней по социальной поддержке, помощи
и защите молодежи, основанную на взаимодействии
всех государственных органов с социально-политическими
и общественными структурами, работающими
с молодежью, а также на сотрудничестве
с самой молодежью как социальной группой
и молодым человеком как гражданином своей
страны с целью его становления, развития
и самореализации.
На практике региональная молодежная
политика реализуется преимущественно
через субъектный аспект, хотя молодое
поколение при этом не является пассивным,
бездействующим объектом. Постепенно
молодежь обретает роль активного субъекта,
однако это поле должно быть расширено.
Функции региональной молодежной
политики многоаспектны. Помимо системообразующих
(целеориентирующей, разграничительной,
интегративной, организационно-технологической,
сохранно-воспроизводственной, развивающее-адаптивной
и имидж-функции) функций региональная
молодежная политика обладает стратегическими
(идеологической, инновационной и человекотворческой)
функциями. Однако, своего практического
воплощения не находят идеологическая,
разграничительная, инновационная функции.
Задача общества и государства
сегодня – оказывать всемерную поддержку
молодежным общественным объединениям,
которые направляют активность молодежи
в сторону общественных интересов и интересов
государственного развития. Государственная
и муниципальная молодежная политика
в сфере организации и обеспечения досуга
молодежи должна формировать идеологию
позитивных форм молодежного и детского
досуга, здорового образа жизни.
Важно, чтобы в учреждениях органов по
делам молодежи формировался особый стиль
взаимоотношений, построенный на свободе,
равноправии, взаимном уважении. Деятельность
учреждений должна осуществляться на
основе индивидуального подхода в работе
с каждым человеком. Поддержка должна
оказываться всем нуждающимся молодым
гражданам. Молодежная работа должна строиться
не на опеке и патернализме, а на стимулировании
активности самих молодых людей, создании
условий для самостоятельного решения
стоящих перед ними проблем. Молодежная
работа не ориентирована на создание льгот
для молодежи. Это – адресная и системная
инвестиционная политика, предусматривающая
вложение средств в молодежь через организацию
и стимулирование работы, инициируемой,
организуемой и проводимой, прежде всего
самой молодежью. Принятые направления
и программы молодежной работы для обеспечения
ее результативности должны носить системный,
долгосрочный и стабильный характер.
Для координации и выработки основных
направлений молодежной работы необходимо
совершенствовать структуру управления
молодежной работой от федерального до
муниципального уровня. Молодежная работа
должна осуществляться в субъектах Российской
Федерации вариативно, с учетом специфики
регионов и местных условий, но при безусловном
соблюдении базовых федеральных стандартов.
Молодым людям во всех субъектах Российской
Федерации должно быть гарантировано
участие в общественном и государственном
строительстве, защита их прав и законных
интересов.
В настоящее время в Забайкальском
крае реализуются две краевые долгосрочные
целевые программы для молодежи:
- краевая долгосрочная
целевая программа «Молодежь
Забайкалья (2011-2015 годы)», утвержденная
постановлением Правительства Забайкальского
края от 13 апреля 2010 года №149;
- краевая долгосрочная
целевая программа «Допризывная
подготовка и патриотическое
воспитание молодежи Забайкальского
края на 2011-2014 годы», утвержденная
постановлением Правительства Забайкальского
края от 08 апреля 2010 года №137.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что в Забайкальском крае
на региональном уровне уделяется достаточное
внимание проблемам молодежи, реализуются
некоторые направления молодежной политики,
среди которых приоритетными являются:
• совершенствование нормативной
правовой базы;
• гражданско-патриотическое
воспитание молодежи;
• поддержка талантливой молодежи;
• содействие вторичной занятости
молодежи.
Список используемых
источников
- Конституция Российской Федерации.
// Российская газета от 12.12.1993 г.
- Гражданский Кодекс РФ, Часть
1. / Собрание законодательства РФ. – 1996.
– №38.
- Федеральный закон «О государственной
поддержке молодежных и детских общественных
объединений» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ (с изменениями
от 21 марта 2002 г.).
- Федеральный закон РФ «О физической
культуре и спорта в РФ» от 04.12.2007 г. − №329.
- Федеральный закон «Об основах
государственной молодежной политики
в Российской Федерации» от 23.06.1999 г. №472.
- Указ Президента РФ «О проведении
в Российской Федерации Года молодежи»
от 18.09.2008 г. №1383.
- Указ Президента Российской
Федерации «О мерах государственной поддержки
общественных объединений, ведущих работу
по военно-патриотическому воспитанию
молодежи» от 16.05.1996 г. №727.
- Постановление Правительства
Российской Федерации «О военно-патриотических
молодежных объединениях» от 24.07.2000 г.
№551.
- Постановление Правительства
Российской Федерации «О дополнительных
мерах поддержки молодежи в Российской
Федерации» от 03.04.1996 г. №387.
- Закон Забайкальского края
«О молодежной политике в Читинской области
от 21.12.1995 года №29-ЗЧО.
Закон Забайкальского края
№421 от 29 октября 2010 года «О государственной
поддержке молодежных и детских общественных
объединений в Забайкальском крае».
Закон Забайкальского края
№345-ЗЗК от 29 марта 2010 г. «О внесении изменений в закон Забайкальского края «Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного
органа государственной власти Забайкальского
края».
- Распоряжения Правительства
Забайкальского края «О мерах поддержки
студенческих отрядов в Забайкальском
крае» от 27.01.2009 г №12-р.
Распоряжение Правительства
Забайкальского края, на основании которого
осуществляется координация деятельности
по выдвижению кандидатов от Забайкальского
края на присуждение премии для поддержки
талантливой молодежи от 27 марта 2009 года
№93-р.
Распоряжение Правительства
Забайкальского края о создании государственного
автономного учреждения «Дворца молодежи»
Забайкальского края от 29 мая 2009 года №331-р.
Распоряжение Правительства
Забайкальского края «Об образовании
Забайкальского совета молодых государственных
служащих» от 23 сентября 2009 года №379-р.
Распоряжение Правительства
Забайкальского края «О мерах поддержки
талантливой молодежи» от 06 октября 2009
года №636-р.
Краевая долгосрочная целевая
программа «Допризывная подготовка и
патриотическое воспитание молодежи Забайкальского
края на 2011-2014 годы», утвержденная постановлением
Правительства Забайкальского края от
08 апреля 2010 года №137.
Краевая долгосрочная целевая
программа «Молодежь Забайкалья (2011-2015
годы)», утвержденная постановлением Правительства
Забайкальского края от 13 апреля 2010 года
№149.
Постановление Правительства
Забайкальского края от 23.03.2010 г. №12 «Об
утверждении нормативов минимального
обеспечения молодежи учреждениями по
работе с молодежью по месту жительства».
- Ачкасова В.А. Политология: учебник
для вузов / В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова.
– М.: Дело, 2005.
- Басов Н.Ф. Основы социальной работы:
учеб. пособие 2-е изд., испр. / Н.Ф. Басов.
– М.: Экономика, 2005.
- Гарлик А.И. Становление государственной
молодежной политики в Российской Федерации
и Читинской области: материалы научно-практической
конференции, посвященной 85-летию ВЛКСМ.
− Чита от 05.11.2003.
- Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью:
учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев,
Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Дело, 2006.
- Иваненков С.П. Проблема социализации
современной молодежи / С.П. Иваненков.
– М.: Дело, 2008.
- Ильинский И.М. Молодежь и молодежная
политика. Философия. История. Теория /
И.М. Ильинский. – М.: Экономика, 2001.
- Карпова Н.В. Политическая социализация
молодежи современной России: Дисс... к.с.н.
/ Н.В. Карпова. – М., 2003.
- Камалдинова Э.И. Молодежь как объект
и субъект социальной деятельности / Э.И.
Камалдинова. – М.: Педагогика, 2008.
- Константинов М.В. Забайкалье многонациональное
/ М.В. Константинов. – Чита: Издательство ЗабГГПУ,
2008.
- Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи:
вопросы теории и практики / В.Т. Лисовский.
– М.: Экономика, 2004.
- Лучанкин А.И. Социально-клубная работа
с молодежью: Проблемы и подходы / А.И. Лучанкин,
А.А. Сияцкий. – Екатеринбург: Университет,
2007.
- Лыцусь А.И. Общественный потенциал города
Читы: справочник – Чита, 2009.
- Молодежная политика и социальная защита
молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. №1.
– М., 2002.
- Нехаев, В.В. Формирование и реализации
молодежной политики в России, 80-90-е годы
/ В.В. Нехаев. – изд. – М., 2001. – 446 с.
- Региональная молодежная политика. Социокультурные
аспекты. / А.Ю. Гайдин канд. социол. наук.
– М., 2008.
- Положение молодежи в Российской Федерации:
Аналитический доклад. – М., 2005