Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа
Цель исследования. Проследить и изучить основные особенности истории становления пожарной охраны в Казахстане.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить историю становления противопожарной службы Республики Казахстан;
Показать примеры крупных пожаров страны;
Ознакомиться с известными народными героями-спасителями противопожарной службы страны;
Составить глоссарий основных терминов связанных с пожарами и тушением пожаров.
Введение…………………………………………………………….……………3
Глава 1. История становления пожарной охраны……………...……………..5
Страницы истории…………………………………….……………5
Пожарная охрана. История борьбы с пожарами…………………...7
Вопросы обеспечения населения пожарной техникой…………..15
Глава 2. Современный этап развития государственной противопожарной службы Республики Казахстан…………………………………………..……..21
2.1 История становления высшего учебного заведения Кокшетауского технического института…………………………………………………..……..24
Заключение………………………………………………………………….……28
Список использованной литературы………………………………….………31 Глоссарий терминов…………..…………………………………………….…..32
Как уже упоминалось, на вооружении тогдашних пожарных команд были конно-бочечные хода. Это была главная “техника”. Тушили водой из колодцев ручными насосами.
Но, несмотря на это, боеспособность пожарной команды по тому времени была высокой, о чем говорит рапорт брандмейстера Чумадурова по ликвидации одного из пожаров:
“Довожу до вашего сведения о том, что двадцать пятого июля возник пожар по больничной улице, загорелась мельница в двадцать минут первого часа ночи, продолжение запряжки четыре минуты, прибытие на пожар двадцать шесть минут первого часа, работали на пожаре два хода, четыре бочки, багровый ход, двадцать один человек, вымочка воды сорок бочек, возвращение с пожара в тридцать восемь минут шестого часа утра” [16,стр.59-61].
Все жители Кокчетавского уезда имели обязанности на случай пожара, у каждого дома были прибиты таблички с зарисовкой пожарного инвентаря – его хозяин должен был выставить при пожаре. Эти правила строго соблюдались, а за неисполнение накладывался пятисуточный арест [16,стр.59-61].
В 1859 году в городе Кустанай, когда “Министерство внутренних дел разрешило произвести постройку за счет городских сумм помещения для пожарного обоза, пожарной команды и лошадей» (из записей Оренбургского государственного архива). В том же году, как и планировалось, в Кустанае создана первая официальная пожарная команда, численность которой не превышала 25 человек. Багры, топоры, деревянные лестницы – все снаряжение первого пожарного подразделения в городе, которое зачастую выполняло множество функций: от уборки на улицах и ловли собак до усмирения пьяных в полицейских участках. Доподлинно неизвестно как тогда все было по пожарной части устроено, но по всему выходит – работы у тогдашних огнеборцев по тушению пожаров было немного. Дело в том, что умный и талантливый архитектор Вебель, закладывавший и планировавший наш город в те давние времена, учел печальный пожарный опыт европейских городов и, пользуясь нашими просторами, не стал ставить городские дома впритык друг к другу, а отделил их широченными улицами, которые по тем временам поражали воображение приезжих. А потому, даже если и возникал где-то пожар, огонь, как правило, не мог перепрыгнуть на соседние дома и улицы. Во всяком случае, каких-либо грандиозных пожаров история нашего города не помнит. Днем создания единой противопожарной службы на территории бывшего Советского Союза считается 17 апреля 1918 года, когда был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». В конце 1918 года руководство пожарным делом в республике было возложено на пожарно-страховой отдел ВСНХ [3, стр.16].
С момента своего создания противопожарная служба находилась в ведении высшего органа управления народным хозяйством, а затем была передана в Народный комиссариат внутренних дел и, согласно положению о НКВД, входила в состав Главного управления коммунального хозяйства.
В декабре 1919 года в структуре
Кустанайского уездного совета народного
хозяйства организован пожарно-
Противопожарная служба города Астаны ведет свое летосчисление с 1912 года. В то далекое время она содержалась за счет городского бюджета, на налоги и средства, вносимые состоятельными людьми, купцами, и другими жителями, вносившими добровольные взносы.
Первая пожарная команда располагалась в здании пожарного депо возле драматического театра. Ее штатная численность составляла 24 человека, а на вооружении команды было 36 лошадей, 5 дрог, 6 чанов, 16 ведер, 3 лестницы, 4 багра и крюка, 7 топоров и 6 ломов [16,стр.32].
Молодому коллективу части пришлось с первых дней своего создания вести боевую работу по ликвидации пожаров, проявляя при этом оперативность, смелость и мужество. Так, например, 15 октября 1981 года в 11 часов 10 минут произошел пожар в цехе у 15 завода “Целиноградсельмаш”, где воспламенилась краска. Огонь в считанные минуты распространился по покрасочному отделению, загорелись деревянные конструкции фонаря над цехом, создалась угроза взрыва и обрушения кровли под воздействием высокой температуры. В помещении цеха повысилась концентрация газа и продуктов неполного сгорания, что затрудняло тушение пожара, кроме того, из-за ремонта в горводопроводе не было давления.
Через 10 минут после вызова прибыли пожарные подразделения, офицеры ОПО и СВПЧ во главе с начальником отдела пожарной охраны подполковником Литвиненко В.Г. Личный состав пожарной охраны, принимавший участие в тушении этого сложного пожара проявил мужество, смелость и самоотверженность, благодаря чему он был оперативно ликвидирован. Общая стоимость спасенного имущества и оборудования составила более 200 тыс. рублей [16,стр.34].
В 1925 году началась история Карагандинской
пожарной охраны с появления пожарного
обоза. В 1931 году в связи с бурным строительством
Карагандинского угольного бассейна была
организована первая ведомственная пожарная
команда треста "Карагандастройуголь".
26 человек личного состава, три конно-бочечных
хода с ручным пожарным насосом и шестью
выездными лошадьми – вот реальные возможности
того времени. Начальником первой пожарной
команды был Шумилов И.П. – участник революции,
человек волевой и грамотный, обладавший
хорошими организаторскими способностями,
пользовавшийся большим авторитетом.
И все же войну с огнем, войну, в которой
не может быть перемирий, ведут люди. Случайных
людей среди огнеборцев практически нет,
у нас они не задерживаются.
Пожарные боролись с
огнем на раскаленной крыше ТОО ”
Дым из горящего лекционного зала вырывался то серый, то сизый, то черный. Он поднимался вверх, застилая небо, вылетал со снопом искр, а порой закручивался в воронки из-за высокой температуры. Но оставался плотным. В дым и ныряли огнеборцы. Март не баловал теплом: минус двадцать пять градусов! А там, у очага – 150-градусная жара. И стоило бойцам покинуть раскаленную сауну, как их мокрые боевки тут же превращались в панцири. Многие спешили отжать одежду тут же, на морозе, чтобы не успеть замерзнуть – им снова надо было включаться в КИПы [16,стр.122].
Рост городов, давал рост все новым и новым пожарам. Пожарным для несения своей повседневной службы, необходимо было капитальное здание, которое позволило вести обзор местности, хранить инвентарь, содержать лошадей и технику.
Так в городах Казахстана начинается строительство первых каменных пожарных депо с каланчой.
С 1923 по 1927 год в городе Семипалатинск по инициативе последнего в истории горда, брандмайора Викентия Викентьевича Миштовт, было построено пожарное депо с каланчой. Стройка велась силами пожарных.
На его возведение было затрачено около 78 000 рублей. Стройка велась силами самих пожарных. В это время был введен такой режим работы для бойцов - дежурство две смены подряд, т.е. 48 часов служба в карауле, затем - день отдыха, и день работы на стройке пожарного депо. Трёхсменную службу ввели лишь в 1928 году. В то время в двух имеющихся пожарных командах города (Семипалатинской и Жана-Семейской) работало 111 человек. Архитектором и руководителем строительства пожарной каланчи был Богомолов Иван Алексеевич, потомственный инженер-архитектор. Проект двухэтажного здания предусматривал по тем временам полный комплекс основных и вспомогательных помещений для пожарной команды, В здании
пожарного депо, кроме гаража с пятью воротами для выезда, помещений для различных служб, есть и две башни. Одна предназначена для обзора местности, другая - для сушки рукавов. Венцом всего архитектурного комплекса является пожарная каланча, вход в которую, по планировочному решению автора проекта, предусматривался со второго этажа здания. Ровно сто ступеней ведёт на самый верх пожарной каланчи, из них 60-бетонных и 40-металлических по крутой винтовой лестнице. Цифра эта - не простое совпадение, а, скорее всего, замысел зодчего. Возможно, в ней заложен некий символический смысл, о котором остается лишь догадываться. Каланчевые день и ночь несли свою вахту на этом высотном посту. Сменялись они зимой через каждый час, а летом - через два часа. Если случался пожар, то они могли находиться без смены на посту до четырёх часов. Становление пожарной охраны республики фактически началось с момента приезда в конце 30-х годов выпускников Ленинградской школы ВПО НКВД СССР и пожарного техникума. Одними из первых в Казахстан прибыли Пучков П.Н., Букетов И.М. и др. Большинство из них начинали свой трудовой путь в пожарных подразделениях нефтяных промыслов Западного Казахстана. Уже в начале 40-х годов они составили костяк управления пожарной охраны республики и Алма-атинской области.
Положение в Управлении
пожарной охраны республики, как и
во всей противопожарной службе страны,
с началом Великой
В первые месяцы войны началась эвакуация промышленных предприятий из западных регионов страны на восток. Значительная их часть обосновалась в Казахстане. Они тут же вводились в действие и разворачивали выпуски продукции. В больших объемах велось капитальное строительство новых заводов и фабрик. Поэтому Управлению пожарной охраны пришлось принимать дополнительные организационные и практические меры для обеспечения их противопожарной защиты. Отрадно отметить, что пожарная охрана республики с этой задачей справилась.
1.3 Вопросы обеспечения населения пожарной техникой
Развитие пожарной техники шло в ногу с развитием общества. История создания первых образцов пожарной техники берет свое начало в глубокой древности. Еще во II – I вв. до н. э. грек Ктесибий сделал первый пожарный агрегат – двухцилиндровый пожарный насос с всасывающим и напорным винтелем. Через 50 лет ученик Ктесибия – Херон изобрел первый пожарный ствол.
XVII и XVIII века подготовили почву для небывалого научно-технического прогресса. Большие успехи науки позволили достичь значительных результатов и в создании пожарно-технического оборудования. Начиная со второй половины XIX в. появляется техника изменившая тактику и способы борьбы с огнем. Меняется и облик пожарных формирований. Начинается повсеместного образования профессиональных команд. До 30-х годов XIX столетия ручные водозаливные (водоливные) трубы были основным техническим средством тушения пожаров. Над их созданием работал ряд выдающихся механиков того времени. Тщательное хранение секретов производства, отсутствие обмена информацией приводило к тому, что изобретатели независимо друг от друга создавали несовершенные насосы. Например, насос английского производства 1766 г. и немецкого образца 1785 г. объединял один недостаток – вода из них выбрасывалась через стационарный ствол, который мог вращаться вокруг своей оси. В то же время еще в 1672 году братья Ван дер Хейде предложили заменить неудобную поворотную шейку рукавами, при этом дальность действия водной струи составляла примерно 10 метров.
К пожарной технике относятся технические средства, предназначенные для спасения людей, защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара.
Согласно данным исполнилось 175 лет со дня рождения первого выдающегося русского ученого-изобретателя Александра Ильича Шпаковского. Выходец из обедневшей дворянской семьи, он учился в новгородской губернской гимназии, а потом поступил на военную службу – рядовым в Перновский гренадерский полк, где за 30 лет дослужился до полковника [4].
Круг интересов А. Шпаковского
был весьма широк. Он изобрел регулятор
для дуговых электрических
В 60-е годы он предложил
использовать в топках паровых котлов
вместо угля жидкое горючее: скипидар
или нефть. Соображения экономического
характера не позволили реализовать
предложение в широких
Пожарный локомобиль Шпаковского вместе с топливом весил 14 пудов и подавал за минуту до 50 ведер воды на высоту в 14 с лишним саженей. Передвигался локомобиль на конной упряжке. Паровая машина была снабжена конденсационным устройством, теплая вода отработанного пара проходила в шланг и согревала выбрасываемую воду, благодаря этому шланг не промерзал и не ломался при переноске и скатывании зимой. По прибытий машины на пожар разжигали топку, а пока разносили шланги, пары были готовы.
Пожарный локомобиль в скором времени получил широкое признание: кроме С.-Петербурга такие машины появились в Москве, Твери, Ярославле и других городах. Стоимость локомобиля составляла приблизительно 2000 рублей, срок изготовления - 1 месяц. В 1868 г. При пожаре на Пеньковом Буяне в Петербурге за трое суток работы две пожарные машины Шпаковского израсходовали скипидара на 400 рублей, было доставлено более 1 млн. ведер воды, товаров же было спасено на сотни тысяч рублей.
В 1867 г. А. Шпаковский представил Вольному экономическому сообществу построенную им паровую пожарную шлюпку, которой изобретатель дал имя «Русская».
Длина корпуса лодки, построенной из листов железа толщиной 1,6 дюйма со стальными шпангоутами, составляла 20 футов, ширина – 5 футов, осадка 1 ½ фута. Весила лодка 16 пудов. В кормовой части шлюпки монтировался паровой котел Шпаковского, вокруг него были сделаны мостки. Впереди котла была установлена паровая машина, а впереди пожарный насос. Между машиной и насосом помещался штурвал, от которого штуртрос вел к балансируемому рулю шлюпки. В носовой конечности находился резервуар, вмещавший 12 пудов скипидара, которого хватало на 24 часа работы машины. По бортам шлюпки сделаны скамейки для 12 пассажиров.