Исторические аспекты становления и развития государственной противопожарной службы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Проследить и изучить основные особенности истории становления пожарной охраны в Казахстане.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить историю становления противопожарной службы Республики Казахстан;
Показать примеры крупных пожаров страны;
Ознакомиться с известными народными героями-спасителями противопожарной службы страны;
Составить глоссарий основных терминов связанных с пожарами и тушением пожаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………3
Глава 1. История становления пожарной охраны……………...……………..5
Страницы истории…………………………………….……………5
Пожарная охрана. История борьбы с пожарами…………………...7
Вопросы обеспечения населения пожарной техникой…………..15
Глава 2. Современный этап развития государственной противопожарной службы Республики Казахстан…………………………………………..……..21
2.1 История становления высшего учебного заведения Кокшетауского технического института…………………………………………………..……..24
Заключение………………………………………………………………….……28
Список использованной литературы………………………………….………31 Глоссарий терминов…………..…………………………………………….…..32

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа История ГПС в Казахстане.doc

— 686.00 Кб (Скачать файл)

В топке парового котла Шпаковского, построенного для шлюпки «Русская», сжигалось за час от 20 до 40 фунтов скипидара. Для накачивания в  пульверизатор воздуха при разводке паров устроен был на шлюпке малый ручной горизонтальный насос, помещенный под мостками около котла. Сконструированная специально для шлюпки паровая машина отличалась поразительной простотой. В ней не было ни кривошипа, ни эксцентриков, ни тяг. Она состояла из небольшого горизонтального цилиндра, через который насквозь проходил вал. Это была так называемая ротативная или круговращательная машина, но значительно усовершенствованная Шпаковским. У этой машины не могло быть мертвой точки, поэтому перевод с переднего хода на задний производился мгновенно простым поворотом рукоятки. 26 сентября (8 октября) 1867 г. А.Шпаковский произвел публичные опыты с пожарной шлюпкой «Русская» около Дворцового моста в С.-Петербурге в присутствии особой комиссии Вольного экономического общества. При испытании шлюпка шла со средней скоростью 6 узлов. За создание компактной и удобной в эксплуатации пожарной шлюпки, за построение оригинальных конструкций парового котла, паровой машины и насоса А. Шпаковский был награжден Большой золотой медалью Вольного экономического общества.

После официальных испытаний шлюпка была установлена у пристани Морского корпуса в Петербурге и много  раз использовалась для тушения  пожаров.

Коренные изменения  в тактику тушения пожаров  внесло появление пожарных автомобилей, позволивших значительно увеличить районы обслуживания пожарных частей, сократить время следования к месту пожара, механизировать трудоемкие операции при тушении пожаров. Первый пожарный автомобиль был построен в Германии в 1892 г. В 1907 году появилась первая механическая автолестница. В этом же году в Москве была построена первая пожарная автолинейка (скорость 60 км/ч., боевой расчет 8 чел.).

 Начиная с 1932 г. на вооружение пожарной команды нашей страны появляются пожарные автомобили. Первым поступил на вооружение пожарный автонасос с коловоротным двигателем марки АМО-Ф-15. Позднее появился  автонасос ПМ Г-1. Этой техники было крайне недостаточно, поэтому приходилось разыскивать старенькие машины и переоборудовать их под автоцистерны.     

Согласно данным, в 1936 г. на вооружении пожарной команды состояли ГАЗ А – 1, ГАЗ – Ааи ЗИС – 5. Все машины были открытого типа, бойцы в них размещались по обе стороны на деревянных скамейках, закреплялись брезентовыми ремнями. А когда приезжали на пожар, то не могли пошевелить ни руками ни ногами. В весенний период, когда наступала распутица, машины, ставили на прикол, потому что проехать по городу они не могли. Для того, чтобы найти какой-то выход городские власти принимали специальные решения, согласно которым всем предприятиям вменялось в обязанность выделять и держать в постоянной готовности конно-бочечные хода для тушения возникающих пожаров [2, стр. 97-99]. 

В 1930 г. стало возможным перевести  всю пожарную охрану на трех сменное дежурство, вместо круглосуточного. В начале 30-х годов  на вооружение пожарных частей поступают мотоциклы Л-300, с встроенным моторным насосом мощностью 700 литров воды в минуту (располагался в коляске). Скорость мотоцикла с полной нагрузкой достигала 60 километров в час. Экипаж состоял из трех человек. В последующей истории мотоцикл использовался в основном для перевозки сотрудников пожарной охраны. Особенно в сельской местности.  

 В 1938 году на базе автомобиля  “Фиат” силами самих пожарных была создана первая автоцистерна и с этого времени конно-бочечные обозы ушли в прошлое.

 В 1934 году на вооружение  команды поступил первый пожарный  автомобиль АМО-3.

Во время Великой Отечественной  войны в пожарной охране работали, в основном, женщины, старики да инвалиды, которым приходилось садиться за руль. Многие бойцы пожарной охраны ушли на фронт. Техника оставалась прежней. Улицы городов были в плохом состоянии. Выезжали на пожар, как правило, на пару – автонасос и цистерна [16, стр. 215-218].

 В 1957 г. были введены в строй насосные станции 1-ого и 2-ого подъемов и очистными сооружениями. Проложены новые магистральные линии. Общая мощность всех насосных станций позволяла подавать городу ежесуточно 50 – 60 тыс. куб. м. воды. И все-таки воды в городе не хватало. В летние жаркие дни давление в сетях понижалось на столько, что вода в некоторых жилых районах поднималась  не выше второго этажа. Старые водопроводные сети часто выходили из строя и жители на несколько суток оставались без воды. Потому пожарным необходимо было иметь мощные автоцистерны.

Для выполнения своей главной задачи – борьбы с огнем – пожарная охрана располагала различными автомобилями, пожарными самолетами и вертолетами, поездами и катерами, специальными лабораториями. Были даже подразделения пожарных десантников – их выбрасывали на парашютах в труднодоступных районах для локализации и ликвидации очагов пожара.  Хотя пожарные в силу профессии постоянно рисковали жизнью, они, как и большинство граждан СССР, не задумывались о завтрашнем дне, полагая, что честная, добросовестная служба – достаточное условие нормальной жизни.

Годы после обретения  независимости пролетели быстро, но кому-кому, а пожарным мало не показалось. Произошел переход количественных изменений в качественные (второй закон диалектики). Большая страна – много пожарных, маленькая (по населению) – мало: поддерживать былой профессионализм в таких условиях труднее. К тому же прервались былые связи. В 80-х – начале 90-х гг. пожарная охрана Казахстана получала по общесоюзному бюджету около 150 различных пожарных машин в год, по республиканскому бюджету - примерно 100 автомобилей и 20-25 пожарных машин по линии различных министерств и ведомств. В общем, пожарный парк республики ежегодно пополнялся минимум 270 машинами. В масштабах республики этого было недостаточно, и пожарное руководство постоянно боролось за увеличение фондов.   

Одни из них предназначены  для спасения людей с высоты, другие – для перевозки воды, третьи – для подключения к системе  водоснабжения и т.д. Автолестницей, например, невозможно тушить огонь, а автомобиль-насос не может эвакуировать терпящих бедствие. Сейчас пожарные вспоминают об этих временах, как о сладком сне или потерянном рае, потому что за 1992-1999 гг. было закуплено всего 56 автомобилей. Но дело даже не столько в технике. В ревущие девяностые пожарная система Казахстана потеряла людей, которых на данном этапе некем равноценно заменить.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современный этап развития противопожарной службы Республики Казахстан.

 

Важной вехой в развитии противопожарной службы республики явилось принятие в ноябре 1996 года Парламентом Республики Казахстан  Закона «О пожарной безопасности», который  впервые на законодательном уровне регламентировал полномочия и обязанности  органов государственного управления, министерств и ведомств, предприятий и учреждений независимого от форм собственности, а также граждан по вопросам пожарной безопасности. Впоследствии этим законом были определены права и статус работников Государственной противопожарной службы. Такой закон принят в числе первых среди стран СНГ.

Ярким свидетельством прогресса  чрезвычайного реагирования и динамичного  развития экономики Казахстана за годы независимости является комплексное  решение по обеспечению пожарной безопасности. В 2010 году ко Дню столицы в Акмолинской области были введены в эксплуатацию новые пожарные депо, построенные в соответствии с современными международными стандартами.

 Новые специализированные  пожарные части устроены таким  образом, чтобы максимально сократить время прибытия пожарных расчетов к местам ЧС. При каждом депо построены жилые дома, где проживают сотрудники части. Штатная численность составляет 113 человек, депо рассчитано на 6 выездов. Координирует работу пожарный кризисный центр Центрального пожарного депо. Подразделения оснащены компьютерами и объединены в единую сеть.

Здания депо построены  по современному европейскому проекту.

На территориях пожарных частей расположена необходимая  инфраструктура для их стабильного  функционирования: трансформаторные подстанции с дизельным генератором, автономные котельные, мойки и боксы технического обслуживания автомашин, бани, сушки и помещение для ремонта пожарных рукавов, резервуары для воды, склады инвентаря и пенообразователя, удобные спальные помещения.

Учебные занятия пожарных проходят в специально оборудованных  классах, теплодымокамерах и на учебно-тренировочных  башнях. В частях работают комнаты  психологической разгрузки.

Досуг сотрудники пожарных частей проводят на спортивных площадках, предусмотрена так же игровая зона для их детей проживающих на территории пожарной части в общежитии.

18 ноября 2011 года в  рамках проведения Года 20-летия  Независимости Республики Казахстан  на площади столичного парка  состоялась торжественная церемония  вручения руководителям территориальных органов МЧС РК ключей от 44 новых пожарных автомобилей различного класса и модельного ряда.

За годы Независимости  приобретено 793 пожарных автомобиля  различного функционального назначения и модельного ряда, что позволило  в значительной мере укрепить и модернизировать парк пожарных автомобилей республики. 

 В рамках развития  государственно-частного партнерства  и увеличения доли казахстанского  содержания у отечественных заводов  – производителей пожарной техники  были приобретены 325 пожарных автоцистерн.

 В целом по итогам  государственных  закупок 2011 года  Министерством по ЧС РК, приобретено  116 единиц пожарной техники, что,  безусловно, повлияет на рост  качественных показателей оперативного  реагирования на пожары и чрезвычайные  ситуации природного и техногенного характера[6,стр. 14].

Сегодня подразделениями  МЧС Казахстана регулярно проводятся тактико-специальные учения в зонах, наиболее подверженных чрезвычайным ситуациям  техногенного характера, связанных  с авариями при запуске космических аппаратов с Байконура. Кроме того, на момент очередного запуска объектов с Байконура, аварийно-спасательные службы и средства департаментов по ЧС приводятся в режим повышенной готовности.

Безусловным приоритетом  деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан стала реализация поручений Главы государства по развитию транспортной медицины, данных им в Послании казахстанцам ”Построим будущее вместе!” В рамках межведомственного сотрудничества МЧС и Национальной компании ”Казахстан темир жолы”, при поддержке министерства здравоохранения в стране созданы медицинские поезда, которые вносят значимый вклад в дело оздоровления народа Казахстана.

За 20 лет независимости  Казахстан добился масштабных достижений в развитии экономики, науки и культуры, что получило широкое мировое признание. Ярким доказательством этому с лужит проведение в нашей стране ряда мероприятий международного уровня. В 2010-2011 годах силы МЧС на высоком организационном уровне обеспечивают безопасность проведения крупных мероприятий международного масштаба: саммита ОБСЕ  и IIV-х зимних Азиатских игр.[5,стр.42]

 

2. 1 История становления высшего учебного заведения                                              Кокшетауского технического института

 

В июне 1965 года при управлении пожарной охраны МВД Казахской ССР был создан учебный отряд военизированной пожарной охраны численностью 66 человек. В связи с открытием в апреле 1973 года учебный отряд военизированной пожарной охраны Управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Казахской ССР был передислоцирован в город Кокчетав из города Алма-Аты. Первым руководителем нового учебного заведения стал майор вн. службы Бурмистров Юрий Константинович.

В отряде проходили подготовку, переподготовку и повышали квалификацию работники пожарной охраны различных категорий со всех концов республики. Штат аттестованного состава состоял из начальника, заместителя начальника по учебной части, старшего преподавателя, рядовых преподавателей и трех курсовых командиров.       В 1977 году учебное подразделение переехало в новое здание в центре города Кокчетава. Оно состояло из 3-этажного административного корпуса и примыкающего к нему одноэтажного учебного корпуса. Приходилось постоянно совершенствовать учебно-материальную базу отряда.    В связи с военизированием пожарной охраны в республике в те годы осложнилась обстановка с кадрами. Руководство МВД Казахской ССР приняло решение о создании 11-месячных курсов по подготовке младшего начсостава пожарной охраны на базе подразделения. В связи с этим учебный центр ВПО МВД Казахской ССР был переименован в школу подготовки и переподготовки младшего и среднего начсостава пожарной охраны МВД Казахской ССР. Но существующая учебно-материальная база не позволяла проводить качественное обучение курсантов, не хватало учебных кабинетов и общежитий. После ходатайства руководству МВД Казахской ССР в 1980 году были выделены финансовые средства на строительство 4-этажного учебно-производственного корпуса со спортзалом, гаражом и учебной башней. Было реконструировано здание столовой, в котором прежде было всего 50 посадочных мест, а после реконструкции стало 150. Тогда же произошло расширение штатов командно-преподавательского состава. Прибыли молодые выпускники Алма-Атинского пожарно-технического училища МВД Казахской ССР.  Они активно включились в работу по созданию и укреплению материальной базы, обучению и воспитанию курсантов, что позволило в короткие сроки достичь конкретных результатов. Заметно улучшилась спортивно-массовая работа. Спортивные команды школы неоднократно выступали на республиканских соревнованиях, на областных состязаниях и турнирах по линии общества «Динамо» и завоевывали призовые места и кубки.        Коллектив был сплоченным, какие бы ситуации не складывались, люди достойно и по-деловому выполняли порученные задания.    Курсанты и слушатели подразделения принимали участие вместе с составом гарнизона в тушении пожаров, оказании помощи городу в благоустройстве, ликвидации паводков в весеннее время, охране общественного порядка и так далее. Благодаря этому подразделение неоднократно поощрялось руководством города ценными подарками, сотрудникам школы даже выделяли квартиры.      Приказом Главного Управления пожарной охраны МВД СССР в учебном подразделении осуществлялась подготовка работников пожарной охраны Таджикской ССР, Туркменской ССР и Киргизской ССР.    Работа учебного подразделения, особенно по применению технических средств обучения, была отмечена на Всесоюзном совещании начальников учебных подразделений в городе Москве. Школа подготовки младшего и среднего начсостава работников пожарной охраны МВД Казахской ССР стала примером в Центрально-Азиатском регионе в деле обучения и воспитания кадров пожарной охраны. За период деятельности учебного подразделения было подготовлено и выпущено свыше 800 младших лейтенантов. На базе учебного подразделения ежегодно проводились республиканские семинары-совещания работников пожарной охраны. За организацию и проведение совещания руководством МВД СССР, МВД Казахской ССР коллектив неоднократно награждался почетными грамотами. В августе 1995 года школа была преобразована в Кокшетауский филиал Алматинского пожарно-технического училища МВД Республики Казахстан.         С этого момента там стали готовить специалистов с высшим специальным образованием.           До обретения статуса высшего учебного заведения Учебный отряд неоднократно преобразовывался и изменял свой статус:     - до 1956 года в г.Алма-Ате существовали постоянно действующие курсы по переподготовке начальствующего состава ВПО и ГПК.    - 18 июня 1956 года Главным управлением пожарной охраны МВД СССР был издан приказ за № 0026 о создании в Казахстане Учебного отряда Управления пожарной охраны МВД Казахской ССР.      - 31 мая 1973 года приказом МВД Казахской ССР №169 учебный отряд был передислоцирован в город Кокчетав.       - в январе 1979 года на базе отряда была создана школа подготовки младшего и среднего начальствующего состава пожарной охраны МВД Казахской ССР.            - в июле 1985 года школа была преобразована в учебный центр пожарной охраны МВД Казахской ССР.        - в июне 1992 года учебный центр был переименован в школу профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава пожарной охраны МВД Республики Казахстан.  

Информация о работе Исторические аспекты становления и развития государственной противопожарной службы Республики Казахстан