Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 22:32, реферат
История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны.
Законы XVI-XVII вв. точно определяли, какую службу должен был нести каждый «служилый» человек. Уклонение от нее строго каралось.
С изменением юридического положения служилого сословия претерпевал изменение и характер службы. Она становилась повинностью, отбываемой государю и государству. Особой сферой профессиональной деятельности государственная служба стала в ходе реформ Петра Великого, прежде всего с появлением Генерального регламента (1720) и Табели о рангах (1722).
Введение
Историко-правовые аспекты развития законодательства о государственной службе
Заключение
Список литературы
РЕФЕРАТ
на тему: «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ»
Введение
Государственная служба - это
сложная и постоянно
Государственная власть, нормируя и интегрируя целое общество, представляет собой определенное сообщество - государственную службу, которая, как управляющий центр и инициативное сообщество, оказывает влияние на все российское общество. Вместе с тем, в государственной службе отражаются особенности этого целого российского общества. В силу того, что государственная служба призвана осуществлять функцию государственного управления, характер этого управления зависит от структуры самоорганизации сообщества государственных служащих как одного из важнейших регуляторов социального действия. Исходя из обозначенных критериев, с точки зрения структуры самоорганизации, рассмотрим функционирование государственной службы в истории России.
История государственной
службы России насчитывает несколько
столетий. Она неразрывно связана
с созданием русского централизованного
государства, выживаемость которого в
сложных геополитических условиях во
многом обусловливалась службой всех
социальных групп (сословий) на благо своей
страны.
Законы XVI-XVII вв. точно определяли, какую
службу должен был нести каждый «служилый»
человек. Уклонение от нее строго каралось.
С изменением юридического положения
служилого сословия претерпевал изменение
и характер службы. Она становилась повинностью,
отбываемой государю и государству. Особой
сферой профессиональной деятельности
государственная служба стала в ходе реформ
Петра Великого, прежде всего с появлением
Генерального регламента (1720) и Табели
о рангах (1722).
В истории государственной службы можно
выделить, по меньшей мере, четыре периода,
хронологические границы которых приблизительно
соответствуют рубежам веков:
XVII в. — завершение становления государственной
службы как особой сферы профессиональной
деятельности, складывание и развитие
приказной системы, пре-вращение поручений
— «приказов» — в более или менее устойчивые
должности;
XVIII в. — кардинальное изменение принципов
организации государственной службы на
основе Табели о рангах, движение от должности
к чину как устойчивой со-циальной характеристике
государственного служащего;
XIX в. — расцвет бюрократического государства,
«отлаживание» государственной машины;
XX в. — советский период, революционное
новаторство и преемственность в организации
государственной службы, складывание
советской номенклатуры.
После распада СССР наступил пятый этап
— новейшая Российская история государственной
службы.
Конец XVII — начало XVIII в. характерен переходом
от службы государю к государственной
службе. В начале XVIII в. завершено продолжавшееся
в течение предыдущего столетия превращение
отдельных поручений — приказов верховной
власти в постоянные должности. Эти перемены
законодательно закрепил 24 января 1722 г.
Табель о рангах. При ее подготовке были
использованы соответствующие акты Англии,
Венецианской Республики, Дании, Польского
Королевства, Пруссии, Франции и Швеции
с учетом российских особенностей.
Приняв Табель о рангах, законодатель
почти на два века запустил механизм формирования
личного состава государственного аппарата.
Историко-правовые аспекты развития законодательства о государственной службе
В Древней Руси необходимость государственной власти была продиктована потребностью снятия конфликтов между отдельными племенами, защитой от внешнего врага, обеспечением экономической интеграции. Эти функции выполняли варяги-русы, пришедшие на земли восточных славян. В основу государственного строительства был положен принцип удельного княжения, согласно которому родственники великого князя становились удельными князьями. Каждый удельный князь имел свою дружину. Общины славян, проживавшие в уделах, лишались возможности самостоятельно вести военные действия. Наличие воинского формирования удельного князя обеспечивало защиту населения подвластной территории от межплеменных конфликтов и внешнего врага. Власть сосредотачивалась в руках инициативного княжеского рода (племени). Правящий род становился основой формирующейся в то время государственной службы.
В эпоху Киевской Руси государственная
власть смогла институционально нормировать
социальные действия, добавляя западное
право, которое письменно оформилось
в эпоху Ярослава Мудрого. Власть
оказалась способной
Уже в XV веке начинает нормативно оформляться особая категория подданных, которые именовались «служилые люди». В частности, нормы о государственных служащих содержатся в гл. VII Соборного Уложения 1649 г. «О службе всяких ратных людей Московского государства» Полное Собрание Законов. Первое. Т.I СПб. 1830.. В 1556 г. было принято «Уложение о службе», которым регулируется труд служилых людей Земин А.А. Россия на рубеже XV - XVI столетия. М. 1959. с. 34 и сл..
Постепенно госслужба совершенствовалась, что обусловлено усложнением как «внутренних», так и «внешних» функций, реализуемых государственной властью[8]. Крупнейшим реформатором и основоположником нового подхода к регулированию труда госслужащих в России был Петр I. Так, правовое закрепление чиновничества, как группы населения с особым правовым положением, было оформлено при Петре I в первой четверти XVIII в. Одним из значительных достижений Петра I в этой области является «Генеральный регламент», принятый 28 февраля 1720 г. Полное Собрание Законов. Первое. Т.VI. №3534., Указ от 17 марта 1714 г. «О фискалах и о их должностях», «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» (24.01.1722 г.) и другие нормативные акты.
На протяжении XVIII - XIX вв. приняты
многочисленные нормативно - правовые
акты, посвященные регулированию
труда государственных
Дальнейшее развитие законодательство о государственной службе получило в Положении, утвержденным Николаем I, от 14.05.1834 г. «О порядке производства и чины по гражданской службе». Данным положением вводилась система поощрений за «усердие и похвальное отправление служащих» и «особые труды и достоинства чиновника».
Ключевым нормативным
актом в сфере законодательства
о государственной службе в Российской
империи являлся принятый в 1832 г.
Устав «О службе по определению от
Правительства»[9]. Данный документ регулировал
все основные вопросы, которые ныне
принято включать в институт госслужбы.
Нормативные акты, устанавливающие
определенные требования к кандидату
на должность государственной
По Уставу «О службе по определению
от Правительства» для поступления
на госслужбу претендент должен был
удовлетворять определенным требованиям
подданства, возраста, пола, состояния
или происхождения, а также образовательного
ценза. Прием на административные должности
связывался с достижением определенного
возраста, не младше 16 лет. В то же время
не существовало ограничений в приеме
на государственную службу, связанных
с национальностью или
Поведению чиновника и его отношению к службе в Российской империи придавалось особое значение. Так, недобросовестное отношение к служебным обязанностям, нарушение нравственных норм поведения являлись основанием к увольнению по инициативе начальства, наряду с преступлением по службе и несоответствием занимаемой должности.
Третья фаза российского государства начинается с эпохи советской власти. Интеграция общества осуществлялась за счет его упрощения, сведения социальных целей к целям государства, т.е. за счет создания тоталитарного государства. Созданная целостная структура гражданской службы была построена по аналогии с петровским чиновничье-дворянским аппаратом.
Коммунистическая партия
как социальный институт организации
социальной активности оказалась способной
сориентировать индивидов на стремление
к достижению целей всего общества
и свести к минимуму их личные цели.
В то же время коммунистическая партия
стала де-факто институтом государственной
службы, что довело институциональное
нормирование до предела (опираясь при
этом на репрессивные органы государства).
Результатом этого стала
Одним из первых актов советской
власти был декрет от 10 ноября 1917 г.
«Об уничтожении сословий и гражданских
чинов». Его издание объяснялось
рядом причин, но, прежде всего идеей
слома старого государственного
аппарата и упразднения всякого
чиновничества, полного объединения
законодательных и
В СССР не было закона о государственной службе, и о ее правовой регламентации говорилось мало. Порядок комплектования государственных служащих был определен в конституциях, законах о советах министров и о местных советах народных депутатов, в правительственных постановлениях и ряде других правовых нормативных актах. Например, применялись временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 12 декабря 1992 г.
Номенклатурный принцип
начал складываться сразу после
прихода к власти большевиков, но
в полном своем виде оформился
только к концу 30-х годов и просуществовал
до конца 80-х - полстолетия (номенклатура
была упразднена постановлением Секретариата
ЦК КПСС от 22 августа 1990г.). Руководящие
посты могли быть заняты только членами
КПСС, рекомендованными на эти должности
соответствующими партийными комитетами.
Характерные черты
Распад СССР и появление
на его месте нескольких государств,
самостоятельных субъектов
Понятие "государственный
служащий" того времени определялось
следующим образом: такими "являются
советские граждане, работающие в
государственных организациях, занимающие
в них должности по назначению,
выборам или в ином, установленном
законом порядке, наделенные соответствующими
должностными полномочиями, действующие
по поручению государства в целях
практического осуществления
В диссертации отмечено, что современное законодательство о государственной службе новой России начало оформляться с вступления в силу Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г.
Полноценное восстановление
государственной службы как профессиональной
сферы осуществляется в стране с
1995 г. с начала законодательного действия
и развития в новой России настоящей,
а не формализованной
Признание большинством ученых законодательного оформления понятия государственной службы, содержащегося в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", взято как основа для дальнейшего развития научных взглядов на проблему государственной службы.
При рассмотрении понятия "государственная служба", получившее законодательное закрепление в п.1 ст.1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", констатировано, что это должности в органах государственной власти с денежным содержанием из средств государственного бюджета, государственное установление, определяющее статус и содержание должности.
По мнению ряда ученых, в
этом законе не учитывается взаимосвязь
и взаимозависимость между