История государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 22:32, реферат

Краткое описание

История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны.
Законы XVI-XVII вв. точно определяли, какую службу должен был нести каждый «служилый» человек. Уклонение от нее строго каралось.
С изменением юридического положения служилого сословия претерпевал изменение и характер службы. Она становилась повинностью, отбываемой государю и государству. Особой сферой профессиональной деятельности государственная служба стала в ходе реформ Петра Великого, прежде всего с появлением Генерального регламента (1720) и Табели о рангах (1722).

Содержание

Введение
Историко-правовые аспекты развития законодательства о государственной службе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История госслужбы в России.docx

— 31.56 Кб (Скачать файл)

Рациональность и эффективность  управления со стороны государственных  органов оказались вне поля зрения законодателя, который сосредоточился лишь на проблемах аналитического, информационного, организационного обслуживания власти. Это разрушило целостность  государственной службы и превратило ее в некую абстрактную сумму  обслуживающих аппаратов локализованных и отдельных друг от друга государственных  органов.

Автор выделил три этапа  развития государственной службы в  конце XX - начале XXI века. На ее развитии отражались все сложности и противоречия, которые возникали в стране в  связи с быстрым и во многом стихийным переходом к новым  экономическим и общественным отношениям. Первый этап - 1992-1995 гг.; второй - 1996-1998 гг.; третий - 1999-2000 гг.

На первом этапе реформ инициативная группа специалистов объединилась вокруг идеи создания централизованной организации, ответственной за разработку и осуществление общегосударственной  политики в области государственного управления и государственной службы. Он заканчивается принятием 31 июля 1995 г. Федерального закона "Об основах  государственной службы Российской Федерации" № 119-ФЗ.

В отличие от первого этапа  становления и реформирования современной  государственной службы в России, который был инициирован группой  ученых и практиков, на втором этапе  реформа государственной службы уже рассматривается как составная  часть административной реформы. В  качестве инициаторов выступает  группа специалистов в области государственного управления под руководством М.А. Краснова.

На этом этапе на первый план вышла задача разработки "идеологии" реформ. В связи с этим была проведена  работа по созданию теоретической модели и основных принципов административной реформы и, в том числе, реформы  государственной службы.

Была выдвинута идея создания истинно публичной государственной  службы, призванной обслуживать интересы нарождающегося гражданского общества. Отход от "государевой службы" должен был включать в себя работу над повышением социальной активности государственной службы, ее престижа и эффективности, а также четкую ориентацию на обслуживание интересов  граждан и их объединений.

Второй этап реформ обусловил  необходимость выработки этических  и моральных регуляторов поведения  государственных служащих. Сейчас уже  можно констатировать, что данная идея нашла свое воплощение лишь пять лет спустя, а именно в марте 2002 г., когда Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации впервые  приступила к обсуждению "Кодекса  поведения государственных служащих Российской Федерации".

Третий этап реформ 1999-2000 гг. стал переломным в реформировании государственной службы России. Впервые  тема реформирования государственного аппарата формулируется в предвыборной программе основного кандидата  на пост Президента Российской Федерации.

На третьем этапе были учтены все проблемные и слабые места  предыдущих этапов реформ. Важнейшим  шагом вперед стало подключение "административного ресурса" в  лице Центра стратегических разработок (ЦСР), которому были делегированы многие полномочия, которых не хватало экспертам  ранее. Имея статус предвыборного штаба  В.В. Путина, ЦСР смог получить соответствующие  ресурсы и заручиться поддержкой власти. Это давало дополнительные гарантии тому, что очередная программа  не будет "положена под сукно", а найдет свое воплощение на практике.

С приходом к руководству  страной Президента Российской Федерации  В.В. Путина работа над укреплением  вертикали власти была выведена на более высокий качественный уровень, включая деятельность по созданию нового законодательства о государственной  службе.

Результатом стало принятие 27 мая 2003 г. Федерального закона № 58-ФЗ "О системе государственной  службы Российской Федерации", который  сменил Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной  службы Российской Федерации". Также  был внесен ряд новшеств, содержащихся в других нормативно-правовых актах.

Во-первых, новый Федеральный  закон "О системе государственной  службы Российской Федерации" устранил неясность, которая до этого имелась  в вопросе о статусе военнослужащих, проходивших службу не в государственных  органах, а в воинских частях и  соединениях, а также о лицах, проходивших службу не в государственных  органах, а в учреждениях правоохранительной системы и имевших специальные  звания и классные чины (сотрудники правоохранительной службы).

Согласно Закону от 31 июля 1995 г. к государственным служащим относились только лица, замещавшие государственные  должности государственной службы в государственных органах, а  не в любых государственных организациях. Теперь согласно Закону от 27 мая 2003 г. воинские должности учреждаются в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а должности правоохранительной службы - в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому лица, замещающие названные должности, теперь также относятся к государственным служащим.

Во-вторых, в Законе от 27 мая 2003 г. (ст.1) дается новое определение  понятия "государственная служба", уточняющее предназначение деятельности государственных служащих.

В-третьих, Закон от 27 мая 2003 г. установил новую систему  государственной службы Российской Федерации. Эта система включает в себя три отдельных ее вида - гражданскую, военную и правоохранительную.

Оценивая историю реформ, можно сделать вывод о том, что именно сейчас появляется основная предпосылка для успешного старта реальных реформ государственной службы. Широкомасштабное обсуждение проблемы необходимости изменения системы государственной службы в России, которое удалось инициировать, сформировало общественное мнение и создало давление со стороны общества на государство, вынуждая его начать активные действия по саморазвитию.

В настоящее время, как  известно, задача высокоэффективной  организации работы всей системы  государственной службы, являющаяся, по мнению диссертанта, фундаментом  государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, находится в центре внимания Президента и Правительства Российской Федерации. Потому что от качественного выполнения этой ключевой проблемы во многом зависит, выйдет ли Россия на новый уровень экономического, политического и социально-культурного развития, произойдет ли ее становление как демократического федеративного правового государства.

С принятием Закона "О  системе государственной службы Российской Федерации" были ликвидированы  многие противоречия в законодательстве. Воинские должности учреждаются в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а должности правоохранительной службы - в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому лица, замещающие названные должности, теперь уже относятся к государственным служащим. В Законе № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. изменилось законодательное толкование понятия "государственная служба". Если во второй статье Федерального закона № 119-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" под государственной службой понималась профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, то теперь, по мнению Д.М. Овсянко, в качестве государственной службы рассматривается их профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов.

Как отмечено выше, Закон  от 27 мая 2003 г. "О системе государственной  службы Российской Федерации" установил  новую систему государственной  службы в нашей стране. Она включает в себя три отдельных вида государственной  службы: гражданскую, военную и правоохранительную.

Различия между ними проводятся по функциональным признакам должностей, а не по государственным органам. Согласно п.3 ст.8 Закона, в федеральном  государственном органе могут быть учреждены должности государственной  службы различных видов службы. Например, рассмотрим Министерство внутренних дел  Российской Федерации. В его составе  есть должности федеральной государственной  гражданской, военной и правоохранительной служб.

 

Вывод

Подводя итог рассмотренному периоду развития государственной  службы, можно сделать вывод о  том, что исторически установлены  особенности социологической модели организации государственной службы. Эти особенности характеризуются  следующими положениями.

Во-первых, традиционно на протяжении семи столетий существовала иерархическая форма организации  российской государственной службы.

Во-вторых, данная форма возрождалась вновь, после периодов «смут» (эпох дезинтеграции и коллапса).

В-третьих, иерархическая  форма организации оказалась  способной транслироваться из корпорации государственной службы в отдельные  российские сообщества, что также  доказывает ее роль как социального  регулятора.

В-четвертых, данная форма  самоорганизации государственной  службы и в целом государственной  власти не является совершенной с  точки зрения как ее технической эффективности, так и в отношении к человеческой личности (что особенно трагично проявилось в эпохи Ивана Грозного и И. Сталина). Несовершенство этой формы подтверждает и тот факт, что российское государство неоднократно оказывалось на краю гибели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. "История государственного  управления России": учебник /В.Г.  Игнатов. -- Ростов н/Д: Феникс, 2002. -- 608 с.

2. "История государственного  управления": учебник/ М.Е. Дидык. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -- 283 с.

3. "История государственного  управления": учебник/ Н.А. Омельченко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 464 с.


Информация о работе История государственной службы в России