История развития государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Стоит начать с того, что государственная служба является неотъемлемой частью нашего государства, с ранних времен становления государства появляется данное понятие. Это обуславливается многими факторами, социальными, экономическими, географическими. Развитие общества, общественных отношений так же сыграло важную роль в развитии данного института. Та государственная служба, которую имеем мы сейчас, формировалась на протяжении столетий и на основании данных фактов, изменений происходивших в государстве, мы можем видеть как изменялась и система государственной службы

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Государственная служба в Современной России……………4
1.1.Понятие виды и принципы государственной службы в РФ………4
1.2.Порядок поступления на государственную службу………………7
1.3.Увольнение с государственной службы……………………………9
1.4.Система государственной службы…………………………………11
Глава 2. Исторические этапы развития гражданской службы в России……………………………………………………………………………13
2.1. Первый Этап. 11-17 вв……………………………………………...13
2.2.Второй Этап. Табель о рангах. Историческое значение…………16
2.3.Третий этап. Развитие государственной службы в советский период……………………………………………………………………………20
2.4.Четвертый этап. Формирование государственной службы в
современной России……………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………..…………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по истории.docx

— 103.67 Кб (Скачать файл)

Плюсам данной системы является то, что она помогает эффективно регулировать следующие вопросы входящие в её компетенцию:

    1. Координационные: поступление на государственную службу, формирование кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения сводного реестра государственных служащих РФ, использование кадрового резерва для замещения государственных служащих, подготовки, переподготовки, повышения квалификации служащих.
    2. Контроля: Соблюдения в государственных органах федеральных законов, иных нормативно правовых актов.
    3. Согласования: государственного заказа на подготовку, переподготовку, повышения квалификации и стажировку государственных служащих.

Элементом системы государственной службы России является вся подсистема отношений, определяющая порядок формирования и использования кадрового потенциала государственной службы, применения кадровых технологий в процессе прохождения государственным служащим государственной службы — кадровая политика в государственной службе и механизмы ее реализации. Это один из запускающих и ключевых элементов системы государственной службы, который, по сути, приводит в действие все процессы и формирует отношения, связанные с человеком в организации. От его построения, кадрового, материально-финансового, организационного, информационного, документационного и научно-методического обеспечения зависит эффективность системы государственной службы как единого целого.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ.

 

2.1. Первый  этап. 11-17вв.

 

Государственная служба начала зарождаться еще с формированием нашего государства, а именно Киевской Руси. Вместе со становлением государства возникал ряд вопросов, нуждающихся в урегулировании, стала необходима урегулированная система государственных органов. Свой вклад сюда внесло и расширение границ и эволюционное развитие отношений. В 11- 12 вв. многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны),а также сборщиками налогов (вирники), писцами. Таким образом, древние истоки слов "служба", "служилые люди" -- собирательное значение лиц, находящихся в услужении своего князя. Князь заботился о содержании, "кормлении" дружины, которая обеспечивалась за счет военной добычи от завоевательных походов, отчислений от дани, судебных сборов и т.п. С 12 в. дружинники стали обрастать собственностью, им давались волости в "кормление" и управление. Эта система "кормления" издавна прижилась на русской земле и сегодня мы являемся порой свидетелями ее удивительной "живучести" в многоликом обличье.

Постоянное отслоение значительной части дружины, отход от практической управленческой и военной деятельности вызвали потребность в формировании профессионального слоя вольных наемных слуг. Таким образом, в 12 - 13 вв. произошел переход от "военной демократии" к княжеской, дворцово-вотчинной системе управления. В состав княжеской и вотчинной администрации входили военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие служивые должностные лица (воеводы, наместники, посадники, тысяцкие и др.). Высшие, наиболее значимые должности занимали бояре т.е. земельная аристократия, крупнейшие феодалы, ближайшие советники князя, позже боярство стало официальным званием вплоть до его отмены. Остальные должности занимали дворяне.

В период татаро-монгольского нашествия и ига Северо-Восточная Русь попала в зависимость от Золотой Орды -- хотя управление и сохранилось в руках русских князей, однако они вынуждены были получать от хана Золотой Орды разрешение княжить -- ярлык. Подлинное выделение управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу, сопровождающееся появлением многочисленного слоя государственных служащих, произошло в 15-17 вв. со становлением централизованного русского государства и формированием самодержавия. Общественная система в период Московского государства была создана уже не на принципах вассалитета, а на принципах подданства. Великий князь, а затем царь рассматривался как наместник Бога на земле. Власть его была полной и беспрекословной.

Права князей и бояр ограничивались понемногу, их властные функции, вассалитет постепенно были ликвидированы. В процессе становления Московского государства, в 14-15 вв. произошло слияние дворов удельных князей с двором великих князей московских и создание Государева двора. Это некое подобие единого госаппарата, а затем как объединение высших государственных служащих, как институт высшего слоя "служилых людей" просуществовало достаточно долго, до начала 13 в., т.е. на протяжении всего периода существования Московского государства. Государев двор делился на чины: думные, высшие придворные чины, московские чины и выбор из городов.

Дворяне занимали высшие и средние командные должности в армии, возглавляли центральные и местные органы власти. На местах полными хозяевами были представители власти великого князя, затем царя -- наместники в крупных землях, воеводы -- в волостях, уездах. Наместник или воевода получал не жалованье, а все тот же "корм" от местного населения, т.е. все необходимое для безбедной жизни; получал он права на такой "корм" на год -- два, редко на более длительный срок. Наместник управлял территорией, судил население, взимал поборы в свою пользу, что способствовало откровенному грабежу населения.

Кормления были отменены лишь во второй половине 16 в., когда члену Государева двора были установлены определенные нормы поместных окладов (земля) и денежное жалованье. Заметим -- не заработная плата, а деньги, "жалованные" царем за верную службу, ибо это пока государева служба, а не государственная. Государевы служащие рекрутировались преимущественно из высших слоев русского общества. Для боярства, объединявшего родовые корпорации знати, наибольшее значение имели а) древность рода, б) знатность рода (принадлежность к княжеским фамилиям). В Москве постепенно утвердился главный принцип боярской иерархии: знатность рода имеет преимущества. Главной для дворян была военная служба; каждый дворянин был обязан по требованию великого князя явиться "конно, людно и оружно", т.е. быть на коне, в полном вооружении и с определенным числом вооруженных людей. Дворянская конница была главной военной силой Московского государства. В период с середины 17 в. до начала 18 в. на смену сословно-представительной монархии приходит абсолютная. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Схема государственного управления и органов власти этого периода государственного аппарата, во многом определяющая состав и структуру государственных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Второй  этап. Табель о рангах. Историческое значение.

 

М.М. Сперанский в 1808 г., давая оценку чинам и чинопроизводству в 18 в., писал Александру I, что "чины гражданские введены в России в те времена, когда в грубых нравах века не было другого способа дать людям, занимающим гражданские должности, некоторое уважение и отличие от черни, как сравнив их места с чинами военными, отсюда произошла пресловутая табель о рангах.

Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») - закон о порядке государственной службы в Российской империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства.

Утверждена 24 января 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов. Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин, однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце 18 века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», -- гласила одна из описательных статей закона.

Закон 24 января 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему. Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой. За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого, штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам. Каждый должен иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причем дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерожденных его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до 9 класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины 5 класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие». Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника 1 класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином 14 класса, то в статской службе - только с чином 8 класса (коллежского асессора), то есть c достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника. В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

При введении в действие табели о рангах древние русские чины - бояре, окольничьи и т. п. - не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы - дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего 14 класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до 8 класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина 8 класса.

Указ царя Александра II от 9 декабря 1856 года повысил планку: личное дворянство начиналось по всем видам служб с 9 класса, а право на потомственное давал чин полковника (6 класс) в военной службе или чин действительного статского советника (4 класс) по гражданской. Чины с 14 по 10 класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

Информация о работе История развития государственной службы в России