История развития государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Стоит начать с того, что государственная служба является неотъемлемой частью нашего государства, с ранних времен становления государства появляется данное понятие. Это обуславливается многими факторами, социальными, экономическими, географическими. Развитие общества, общественных отношений так же сыграло важную роль в развитии данного института. Та государственная служба, которую имеем мы сейчас, формировалась на протяжении столетий и на основании данных фактов, изменений происходивших в государстве, мы можем видеть как изменялась и система государственной службы

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Государственная служба в Современной России……………4
1.1.Понятие виды и принципы государственной службы в РФ………4
1.2.Порядок поступления на государственную службу………………7
1.3.Увольнение с государственной службы……………………………9
1.4.Система государственной службы…………………………………11
Глава 2. Исторические этапы развития гражданской службы в России……………………………………………………………………………13
2.1. Первый Этап. 11-17 вв……………………………………………...13
2.2.Второй Этап. Табель о рангах. Историческое значение…………16
2.3.Третий этап. Развитие государственной службы в советский период……………………………………………………………………………20
2.4.Четвертый этап. Формирование государственной службы в
современной России……………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………..…………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по истории.docx

— 103.67 Кб (Скачать файл)

В связи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие свободу средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государственности стали начавшаяся судебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства, создание нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и прохождение государственной службы.

Эти и ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность.

Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил - реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.

В октябре 1993 г. Президент России Б.Н. Ельцин прекратил полномочия Верховного Совета РСФСР и его депутатов, расправился, по его мнению, с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мятежа.

В результате была окончательно разрушена система Советов и Советской власти в России - вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъектов Федерации. Эти события стали важным катализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в двухпалатное Федеральное Собрание -- в Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции России, подготовка которого была начата еще летом 1993 г.

За проект новой Конституции Российской Федерации проголосовала большая часть избирателей, пришедших на выборы.

Выборы в декабре 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации заложили правовые основы новой российской государственности, явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России.

Конституция Российской Федерации провозгласила продолжение государственного строительства России на основе принципов федерализма. Согласно ей носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституция максимально деполитизирована, в ней признаются идеологическое и политическое многообразие, принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, равноправие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, частная собственность на землю, провозглашены избирательные и судебные права граждан. Впервые в истории российской государственности уровень гарантируемых Основным Законом прав и свобод человека, механизм их защиты были приведены в соответствие с международными стандартами.

Освоение новой Конституции потребовало большой нормотворческой работы, приведения в соответствие с ней огромного количества законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов и нормативных документов субъектов Федерации, особенно в сфере экономики, социальной жизни, регулирования институтов государственной и муниципальной службы, гражданского общества.

Для строительства новой российской государственности, новой системы государственного и муниципального управления важное значение имеют утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1992 г. "Положение о федеральной государственной службе", принятие и реализация Гражданского кодекса, федеральные законы "О Конституционном суде", "Об основах государственной службы Российской Федерации* (1995 г.), "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995 г.), аналогичные законы субъектов РФ, другие законы и нормативные акты.

Осваивают новые принципы работы, основанные на прямом действии Конституции Российской Федерации, органы законодательной, представительной и судебной ветвей власти, которые все более превращаются в самостоятельные и важные ветви государственной власти.

Особое значение в этом отношении имеет Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" (принят Государственной Думой 5 июля 1995 г.). Он устанавливает правовые основы организации государственной службы в Российской Федерации и Основы правового положения государственных служащих РФ. В законе даются классификация государственных должностей ("А", "Б", "В" -- ст.1), государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие -- ст. 6), а также квалификационные разряды государственных служащих (действительный государственный советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса; государственный советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса; советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса; советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса; референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса - ст. 7).

В законе определяются также порядок прохождения государственной службы (ст. 21), необходимость проведения конкурсов и испытании при замещении государственной должности государственной службы (ст. 22 и 23), порядок аттестации государственного служащего (ст. 24) и ряд других важных моментов.

Важное значение для организации государственного управления, деятельности органов государственной власти и управления имеет закрепление в законе принципов государственной службы (ст. 5). Впервые в подобного рода российских документах в их числе закреплены принципы верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами; обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; приоритета этих прав и свобод; единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Особо следует подчеркнуть значение таких принципов государственной службы, как внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ; единство основных требований, предъявляемых к госслужбе; ответственность госслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Подводя итоги работы, проделанной в нашей стране за 1992-- 2000 гг. по созданию новой системы государственности и становлению современной государственной службы, можно сделать следующие выводы.

* Освоение Конституции  Российской Федерации 1993 г., несмотря  на выявившиеся некоторые ее  недостатки, дало возможность сформировать "костяк" новой российской государственности, государственного и муниципального  управления, института государственной  и муниципальной службы.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. впервые в отечественной истории закрепила на конституционном уровне положения, связанные с государственной службой.

* Утвержденное  Указом Президента РФ Положение  о федеральной государственной  службе (1992 г.), Федеральный закон "Об  основах государственной службы  Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. Л? 119-ФЗ нормативно закрепили  ряд важнейших понятий (госслужба, госдолжность, госслужащий и др.) и положений, связанных с государственной службой.

Однако этот Федеральный закон фактически не стал законом прямого действия, поскольку предусматривает принятие дополнительно около двух десятков федеральных законов, которые позволят пополнить его нормы реальным содержанием.

* Принят ряд  мер по организации в новых  условиях государственной и муниципальной  службы как правового и социального  института, по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке, повышению  квалификации кадров, созданию и  укреплению кадровых структур  практически во всех федеральных, региональных и местных органах.

Органами государственного и муниципального управления много сделано по слому прежней административно-командной системы г/правления, подбора, подготовки и расстановки работников органов государственной власти и управления, по переходу от административно-командной к рыночной экономике и к современной демократичной государственной и муниципальной кадровой политике.

Однако к новому столетию в России осталось еще множество нерешенных проблем в области укрепления государственности, совершенствования регулирования системы госслужбы (взяточничество, коррупция государственных и муниципальных служащих, конфронтация представительной и исполнительной властей, потеря эффективности управления и др.).

По преодолению этих и других недостатков много предстоит сделать в ходе реализуемых в стране административной, судебной и военной реформ, реформы государственной службы и местного самоуправления.

Особенно много задач перед органами власти и их аппаратом осталось нерешенными в области экономики, социальной сферы, межнациональных отношений.

Завершая рассмотрение исторического опыта создания государственности и института государственной службы в России, отметим прежде всего следующее:

    1. история российской государственности -- это непрерывный процесс
    2. совершенствования (реформирования) высшего, центрального и местного аппаратов власти в целях более эффективного управления громадными территориями России;
    3. вопрос об укреплении российской государственности, повышении эффективности государственной службы стал важнейшим среди всех острых вопросов общественной жизни и на современном этапе российской истории;
    4. изучение особенностей проведения реформ в области государственного управления и государственной службы помогает глубже понять современные проблемы, взглянуть в будущее.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Подводя итоги можно сказать что становление государственной службы в России прошло через длительный непрерывный процесс, в результате которого мы имеем сформировавшуюся систему. Если быть более точным, на данный момент имеется целый правовой институт в рамках административного права, тесно взаимодействующий с другими отраслями права. На примере этапов развития мы видим как те или иные события влияли на изменение данной системы. Большую роль в этом можно отдать режиму и форме правления, при изменении которых данная система менялась, эволюционировала. Так же можно выявить тот факт, что и в прежние времена и настоящие время государственная служба имела свои недостатки и плюсы, которые со временем только видоизменялись, но в своей сущности оставались и остаются прежними. Все этапы становления данного института имеют очень важное значение, так как в каждом из них система расширялась, область регулирования становилась шире. Первый этап был, так скажем, основополагающим. С него всё начиналось, в нем зародились и реализовались первые признаки урегулированной государственной службы. Второй этап был связан с реформаторским периодом  в России, был занят опыт зарубежных государств, структурирование получило официальное закрепление, урегулированость. На третий этап оказало влияние установление социалистической идеологии в стране. Четвертый этап был один из самых сложных, потому что в тот момент государство было очень слабо и на фоне всех этих изменений, было очень сложно построить нечто новое, сочетающие и предыдущий опыт и новый порядок в стране. Важную роль на данном этапе сыграло принятие Конституции РФ, в которой и были заложены основы того института, который мы имеем сейчас. Подводя итог, можно сказать что гражданская служба на протяжении всего времени изменяется вместе с государством, с изменяющимися правоотношениями и этот процесс продолжается и будет продолжаться. Нашей задачей будет на данный момент является устранение коллизий и недостатков данной системы.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.Нормативно  правовые акты.

 

1.1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета, N 7 (4831), 2009. 21 янв.

1.2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ, с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 1, ст.3.

1.3. Федеральный закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации", с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. - N 31, ст.3215.

1.4. Федеральный закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. - N 22, ст.2063.

1.5. «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»: утв. указом Президента Рос. Федерацииот 27 сентября 2005 г. №1131 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. - N 40, ст. 4017.

1.6. «О федеральной программе реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)»: утв. указом Президента Рос. Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. N 11, ст. 1277.

1.7. «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»: утв. указом Президента Рос. Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. N 21, ст. 2542.

 

 

 

 

2.Учебная  литература.

 

2.1. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. М.: Норма-М, 2006.

2.2.Гюнов Н.Р. Государственная  служба современной России: проблемы  реформирования и эффективного  функционирования. М., 2003.

2.3. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров  С.М. Административное право: учебник. М.: Эксомо, 2005.

2.4. Ерошкин Н.П. История государственных  учреждений дореволюционной России. - М.: Высшая школа, 2006.

2.5. Исаев И.А. История государства  и права России: учебник. М.: Проспект, 2006.

2.6. Конин Н.М. Административное  право России: учебник. М.: Проспект, 2006.

Линец С.М. История Российского государства и органов его управления. Ростов н/Д.-Пятигорек, 1998.

2.7. Овсянко Д.М. Государственная служба России: учебник. М.: Юристъ, 2006.

Информация о работе История развития государственной службы в России