Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть индивидуальности источников конституционного права и как раз рассмотреть главные из их.
Для заслуги цели работы были, стало быть, поставлены последующие задачи:
- раскрыть понятие конституционного права;
- выявить индивидуальности источников конституционного права;

Содержание

Введение
Основная часть
1. Понятие конституционного права и обзор основных источников конституционного права
2. Характеристика источников конституционного права
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Понятие конституционного  права и обзор основных источников  конституционного права

    2. Характеристика источников  конституционного права

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Тема данной работы - источники  конституционного права, их виды. Всем известно о том, что индивидуальностью  системы источников российского  конституционного права, в конце  концов, является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.

Источниками  конституционного права, мягко говоря, являются нормативные  правовые акты, средством которых  устанавливаются и получают  юридическую  силу  конституционные правовые нормы.

В юридическом смысле в качестве источника права, мягко говоря, рассматриваются формы, средством которых устанавливаются и получают  обязательную силу  правовые нормы. Все знают то, что формами, выполняющими  такую функцию, выступают  правовые акты.

Исследование проблем источников права как раз велось, обычно, в рамках проблематики российского права. Необходимо отметить то, что при всем этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в процессе исторического развития, но в критериях российской  правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что потому понятие "система источников права" традиционно заменялось понятием "система законодательства". Несомненно, стоит упомянуть то, что проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Очень хочется подчеркнуть то, что в критериях  командно-административной системы  таковой подход вел к  тому, что верховенство закона на практике преобразовывалось в своеобразную ширму, призванную скрыть  настоящую подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии и  бюрократического аппарата.

Иная причина многозначность и  нечеткость самого понятия источника права. Очень хочется подчеркнуть то, что оно так сказать принадлежит к числу более  неясных в теории права. Мало кто знает то, что не только лишь, мягко говоря, нет общепризнанного определения этого понятия, но даже  спорным является сам смысл, в каком также употребляются слова “источник права”. Мало кто знает то, что в общей теории права принято, мягко говоря, различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. Несомненно, стоит упомянуть то, что в первом значении под источником права наконец-то понимаются те причины, которые определяют само содержание права. Все знают то, что в юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, средством которых наконец-то устанавливаются и, в конце концов, получают обязательную силу правовые нормы. Всем известно о том, что формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.

Объектом исследования является конституционное  право.

Предметом также является источники  конституционного права.

Исходя из  приведенных аргументов актуальности и темы работы, цель работы - раскрыть индивидуальности источников конституционного права и как  раз рассмотреть главные из их.

Для заслуги цели работы были, стало  быть, поставлены последующие задачи:

- раскрыть понятие  конституционного права;

- выявить индивидуальности источников конституционного права;

- изучить такие источники  конституционного права как законы, договоры,  соглашения и декларация - как виды источников конституционного права.

- Рассмотреть Конституцию  Российской Федерации - как  основной источник  конституционного права.

- Проанализировать  Федеральные конституционные законы как источники  конституционного права

- Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат  Федерального Собрания, Постановления Государства - как источники  конституционного права.

В данной  курсовой работе применен материал таких создателей как: Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е.

Основная часть

1 Понятие конституционного права и обзор основных источников конституционного права

 

1.1 Понятие конституционного права

Наука  конституционного права  является  составной частью всей правовой, юридической науки, которая  в свою очередь как раз входит в систему общественных наук. Несомненно, стоит упомянуть то, что науку  конституционного права, невзирая на тесное взаимодействие, следует так сказать различать от  одноименной отрасли права.

Наука  конституционного (государственного) права - это ветвь правоведения (государство  ведения), которая, стало быть, изучает  государственно-правовые нормы и институты, также общественные отношения, регулируемые ими, т. е. государственно - правовые отношения. Обратите внимание на то, что исследование правовых явлений входит в задачи  разных ветвей  юридической науки. Очень хочется подчеркнуть то, что для каждой из них характерен типичный подход к  изучаемому объекту, различая степень абстрактности, уровень познания закономерностей на базе исторического анализа, способ исследования.

 Как юридическая наука, конституционное  право  Российской Федерации наконец-то изучает общественные отношения, лежащие в базе конституционного устройства  Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, метода организации деятельности  государственных органов и органов местного самоуправления.

Формой таковых отношений, наконец, являются волевые общественные отношения, с которыми соединено воплощение государственной власти. Как бы это было не странно, но и это понятно, ибо конституция, властные структуры страны, правовой статус человека и гражданина и т. д. - все это относится к сфере государственно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества.

Так же важно то, что наука конституционного права Российской Федерации не попросту наконец-то вскрывает характер  общественных отношений, лежащих в базе  государственного строя РФ, а призвана, в конце концов, показать и, наконец, доказать, как указанные отношения  с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и воплощение в конституционном устройстве страны. Необходимо отметить то, что по другому говоря, как наука она обязана вывести из господствующих в общественных отношений адекватную модель его организации. Ни для кого не секрет то, что это неизбежно подразумевает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, несвойственного в методе организации и воплощения государственной власти. И действительно, тем наука  конституционного права наконец-то освещает путь практике. Как бы это было не странно, но она призвана обосновать и показать каким обязано быть устройство  Российской Федерации при господствующих в обществе  общественных отношений. Обратите внимание на то, что потому наука конституционного права имеет дело с осмыслением лишь таковых государственно-правовых норм, которые правильно также выражают и закрепляют указанные отношения. Как бы это было не странно, но наиболее того, она обязана давать  властным структурам страны модель  хороших норм права, стимулирующих поступательное конституционное развитие общества и страны. Возможно и то, что на базе таковых норм должны так сказать возникать и, мягко говоря, работать государственно-правовые отношения.

Конституционно-правовая наука тесно  связана с рядом юридических  и  общественных наук. И действительно, она, наконец, основывается и, наконец, развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят методологический характер. Ни для кого не секрет то, что наука  конституционного права тесно связана с историей страны и права РФ - наукой, изучающей процесс исторического становления и развития институтов  конституционного права.

Данная наука связана и с  наукой  международного права. Несомненно, стоит упомянуть то, что в связи  с тем, что признанные принципы и  нормы  международного права согласно Конституции 1993 г. включены в  национальную правовую систему, являются приоритетными во внутреннем законодательстве, государственно-правовые нормы и институты должны быть согласованы с нормами международного права.

Предметом конституционного права  являются такие отношения, которые  определяют принадлежность к гражданству страны, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его  главные права, свободы и обязанности.

Так как одной из основ  конституционного строя РФ является федерализм, то объективно так сказать существует широкая сфера отношений меж федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых, мягко говоря, составляет принципиальное условие обеспечения целостности и единства страны, обоснованного настоящими потребностями разграничения предметов ведения и возможностей меж ними. Несомненно, стоит упомянуть то, что они составляют предмет  конституционного права.

Таким образом:

Конституционное право - ведущая ветвь  права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые также обеспечивается организационное и функциональное единство общества как  целостной социальной системы, т.е. базы  конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Источник - более важные нормы выражены в особенном акте, владеющем высшей  юридической силой во всей  правовой системе - в Конституции РФ.

В конституционном праве существенно  больше, чем в остальных отраслях, норм общерегулятивного, а не непосредственно регулирующего характера. Возможно и то, что нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п. Необходимо отметить то, что они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

1.2. Особенности источников конституционного  права

Система  нормативных  правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и, мягко говоря, содержит в себе несколько их видов.

Особенное место, мягко говоря, занимает Конституция Российской Федерации. Надо сказать то, что она наконец-то является главным источником. Очень  хочется подчеркнуть то, что к  числу источников конституционного права, устанавливающих нормы  общефедерального значения, относятся  федеральные конституционные законы и  федеральные законы и они, наконец, различаются:

- по  юридической силе;

- по предметам ведения, которые  в них, наконец, могут затрагиваться;

- по порядку принятия;

- по способности внедрения в  отношении них отлагательного  вето Президентом  Российской  Федерации.

Примерами федеральных  конституционных  законов, стало быть, могут служить:

- "О референдуме Российской  Федерации" от 28.06.2004 г.;

- "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28.04.1995 г.;

- "О судебной системе Российской  Федерации" от 31.12.1996 г.;

- "Об уполномоченном по правам  человека в Российской Федерации"  от 26.02.1997 г.;

- "О государстве Российской  Федерации" от 17.12.1997 г.

Среди федеральных законов источниками  конституционного права являются такие, как:

- "О статусе члена Совета  Федерации и статусе депутата  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации"  от 08.05.1994 г.;

- "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " от 12.06.2002 г.;

- "О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации" от 18.05.2005 г. 

- "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г.

Последующий источник  конституционного права образуют три договора о  разграничении предметов ведения  и возможностей меж  федеральными органами  государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые как раз объединяются общим наименованием Федеративный договор, работающий в части, не противоречащей Конституции  Российской Федерации. Возможно и то, что характеризуя виды источников права, следует выделить  таковой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении либо взаимном делегировании предметов ведения и возможностей меж органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании  упомянутой части 3 статьи 11 Конституции  Российской Федерации. Мало кто знает то, что примерами таковых договоров, наконец, могут служить договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании возможностей меж органами  государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти Республики Татарстан (от 15.02.1994 г.), практически аналогичный договор с  Республикой Башкортостан (июль 1994 г.). Все знают то, что всего на март 1996 г. было, наконец, заключено 12 схожих договоров.

Значимой частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации об истолковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Как бы это было не странно, но эти постановления также содержат нормы конституционного характера.

К числу иных источников  конституционного права  Российской Федерации также  относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения о  разных вспомогательных  организациях, образуемых органами  законодательной и  исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)

Особенное место посреди источников  Конституционного права, в конце концов, занимают декларации:

- Декларация о государственном  суверенитете РСФСР о  12 июня 1990 г.;

- Декларация прав и свобод  человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.  Такового рода декларации имеют государственно-правовое значение. Возможно и то, что в их, наконец, формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития страны; в них, обычно, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, нужные для всей политики в данной сфере; и им обязано быть как раз подчинено соответственное законодательство.

Информация о работе Источники конституционного права