Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 09:55, реферат

Краткое описание

Данная тема довольно актуальна и на современном этапе развития так как, проблемы связанные с источниками конституционного права, традиционно считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Все отраслевые правовые науки имеют теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, стоят не на последнем местом в этих разделах, также на эту тему ведутся дискуссии, пишутся учебники конституционного права. Как отечественного, так и зарубежного, редко обходятся без главы об источниках этой отрасли права.
Современный этап развития конституционализма в России обусловлен существенными изменениями в механизме конституционно-правового регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат констит право Office Word.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

  Поэтому, казалось бы, ссылки на естественную свободу, справедливость, неотъемлемость ряда  прав как гарантий или оправдания  тех или иных поступков человека  уже не столь важны. В нынешней  Конституции РФ, например, четко  закреплены все основные естественные  права (на жизнь, на неприкосновенность  личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это значит, что позитивное право все больше  сливается с естественным правом.

     Позитивное  право, положительное право (лат. ius positivum) — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.   

  Позитивное право — официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившее закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве.

     Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

 

 

 

                 Система источников конституационного прав


 


 


 


 

 


 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Схема системы источников конституационного права РФ

Из схемы источников мы видим,существует разнообразная система источников конституационного права, но основную роль и место в системе занимают нормативно-правовые акты. Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты.

 

 

 

2.3. Основные законы Российской Федерации как источники конституационного права.

Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

- Конституция РФ

- Федеральные конституационные  законы

- Федеральные законы

- Законы о поправках к Конституции РФ

   Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

    Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.    

   При всем многообразии подходов к понятию конституции (которое обусловлено различным пониманием предмета конституционного права) ее можно определить как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

     Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

 

   Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

 

  

 

  • выступает в качестве основного закона государства;

  • обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

 

   • выполняет роль основы всей правовой системы страны;

 

   • стабильна.

 

   Иногда к свойствам (чертам) конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

1.Конституция РФ (как и любого другого государства) является Основным Законом страны («законом законов»). Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г., конституций некоторых республик – субъектов РФ или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

2.Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,принимаемые в Российской Федерации,не должны противоречить Конституции РФ. (раздел 1,гл.1,ст.15), а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд.  Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О

 

верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15).   

  Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.

 

   3.Конституция РФ – ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция РФ закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкуренции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 37); семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д. Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права. При этом конституционные нормы имеют

 

учредительный характер, являются первичными, для Основного Закона страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства Конституции).  

 

  4. Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране.

 

   Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности.

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

  Значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

  Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

 

 

 

   По своей форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

   Правовая охрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

    Следующим источником  конституционного права России  являются федеральные конституционные  законы и федеральные законы, впервые названные в Конституции РФ 1993 года. Они регулируют важнейшие отношения в сфере организации и осуществления государственной власти и взаимоотношений государства и гражданина. Все федеральные конституционные законы перечислены в самой Конституции. Их тринадцать. К сожалению, в связи с нечеткостью конституционных формулировок имеются разночтения даже в количестве таких законов: от 12 до 16. Идея конституционных законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации.

 Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые  в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения  Президентом РФ в отношении  них отлагательного вето.

    Федеральные конституционные законы: "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.) «О референдуме Российской Федерации» и др.     

  

 

  По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 («Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации») и части 3 статьи 76 Конституции («Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции.

   Источниками конституционного права являются обычные федеральные законы, если они регулируют конституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установления системы органов государственной власти и местного самоуправления, их формирования и принципов деятельности, распределения полномочий по осуществлению властных функций, а также закрепляют различные формы правовой связи человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другого государства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденного переселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение, охрану и защиту таких прав.

   Федеральные законы: "Об общественных объединениях" (1995 г.); "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (1998 г.); "О выборах Президента Российской Федерации" (1999 г.) и др.

 

   Законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов. Пока в России практики принятия законов о поправках к Конституции не было;

2.4. Подзаконные акты как источники  конституационного права

    В качестве источников конституционного права выступают правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации. Это указы и другие нормативные  акты Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ. Источниками являются и Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных органах,образуемых органами законодательной и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о полномочном представителе Президента Российской

Федерации в федеральном округе).

 

 

 

Рассмотрим некоторые из них:

Информация о работе Источники конституционного права