Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 09:55, реферат

Краткое описание

Данная тема довольно актуальна и на современном этапе развития так как, проблемы связанные с источниками конституционного права, традиционно считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Все отраслевые правовые науки имеют теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, стоят не на последнем местом в этих разделах, также на эту тему ведутся дискуссии, пишутся учебники конституционного права. Как отечественного, так и зарубежного, редко обходятся без главы об источниках этой отрасли права.
Современный этап развития конституционализма в России обусловлен существенными изменениями в механизме конституционно-правового регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат констит право Office Word.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

-  указы Президента РФ. Указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения. Примерами рассматриваемых источников права, в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положения в определенных местностях и др.;

 

  - постановления Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;

 

  - ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены

 

правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т. п.;

 

   - акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).

 

   - иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ (прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик, губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т. п.), а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

   Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Эти декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности.

2.5.Нормативные  договоры

     Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, как договоры. Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами

 

Российской Федерации и ее субъектов.

    Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Примеры договоров между органами Российской Федерации и ее субъектов:

-договоры органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  республик Российской Федерации - Татарстан, Кабардино-Балкария, Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Бурятия, Удмуртия, Коми, Чувашия и  Марий Эл, итого 10 договоров;

-договоры органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  краев Российской Федерации - Краснодарского, Хабаровского, Алтайского и Красноярского, итого 4;

-договоры органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  областей Российской Федерации - Свердловской, Калининградской, Оренбургской, Омской, Иркутской , Сахалинской, Пермской, Нижегородской , Ростовской, Ленинградской, Тверской, Челябинской, Магаданской, Вологодской, Брянской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Мурманской , Ярославской, Кировской, Астраханской, Амурской, Воронежской, Ивановской  и Костромской, итого 26;

-договоры органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  городов федерального значения - Санкт-Петербурга и Москвы, итого 2;

-договоры органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  автономных округов Иркутской  и Пермской областей и Красноярского  края Российской Федерации - соответственно  Усть-Ордынского Бурятского, Коми-Пермяцкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского, итого 4.

   К внутрироссийским договорам относится Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г. Эти договоры оформили превращение России в действительную федерацию (до этого она была федерацией лишь по названию, а вопрос о том, кто является ее субъектами был совершенно неясен и практического значения не имел). Федеративный договор был включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию

 

 

 

 

Российской Федерации - России, а его основные положения вошли в состав ее текста.

 

  В России не принята концепция «самоисполняющегося договора»: и международные договоры, и договоры, заключенные между федеральными и региональными органами государственной власти не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с Федеральными законами от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они подлежат ратификации (утверждению) путем принятия федерального закона, что приближает данные договоры, по сути, к нормативным правовым актам.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ІV.Заключение

   В заключении курсовой работы следует отметить, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Понятие об источниках конституционного права разнообразное и многогранное: в широком смысле слова источниками конституционного права являются все правовые акты, а не только те, которые содержат правовые нормы; совокупность социально-экономических, идеологических и других факторов, которая влечет за собой возникновение конституционно-правовых (государственно-правовых) норм и обусловливает их сущность и содержание. В более узком понятии-источники Конституционного права – это совокупность действующих в настоящее время нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регламентирующие конституционно- правовые отношении.

    Основным источником  конституционного права является Конституция Российской Федерации. Развитие системы источников Российского конституционного права, их политическая и социальная оптимизация во многом зависят от содержания самой Конституции Российской Федерации, ее способности однозначно и безконфликтно регулировать конституционно-правовые отношения, обладать потенциалом, позволяющим развивать конституционные положения с помощью различных источников права и с должной полнотой охвата общественной и государственной жизни.

    Федеральный закон как источник конституционного права обладает такими чертами, как нормативная определенность, универсальность; он развивает положения Конституции РФ, способствует реализации ее норм; регулирует

 

наиболее важные общественные отношения, характеризующиеся стабильностью и устойчивым характером; является базисом для построения системы подзаконных нормативных правовых актов. Такие свойства федерального закона позволяют сделать вывод о его ведущей роли в системе источников конституционного права. В этой связи для науки конституционного права необходима дальнейшая разработка и изучение сущности федерального закона, его роли среди иных источников конституционного права и правовой системы России в целом.

     Как правило, отношения, которые могут регулироваться законом, определяются как наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни. Однако следует разграничивать отношения, которые являются предметом регулирования законов и подзаконных нормативных правовых актов.

   Определение критериев разграничения предметов регулирования закона и подзаконных актов способствует построению непротиворечивой системы законодательства, а также обеспечению принципа верховенства закона. Эффективным способом разрешения этих вопросов может стать скорейшее принятие закона о нормативных правовых актах.

    Подзаконные нормативные правовые акты должны конкретизировать положения федеральных законов, быть изданными во исполнение федеральных законов.

     В заключении  хотелось бы подвести итог, того, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве; что источниками конституционного права являются только те документы, которые содержат нормы государственного права. Дальнейшее развитие системы источников права в Российской Федерации должно способствовать упрочению конституционной законности, которая в современном понимании, основана на содержании Конституции 12 декабря 1993г, именно Конституция в

 

правовом государстве  должна быть признанна главной формой права, а не инной правовой акт. Развитие системы конституционного права -это

  - обеспечение деятельности всех государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в строгом соответствии с конституционно установленными функциями и полномочиями, с соблюдением установленных процедур и форм деятельности;

- обеспечение верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; обеспечение строгого соответствия законодательным положениям содержания подзаконных актов; обеспечение конституционно установленного соответствия между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

- реальное определение смысла, содержания и применения законов, деятельности законодательной, исполнительной, судебной и контрольной власти, местного самоуправления правами и свободами человека и гражданина;

- обеспечение соблюдения и реализации  принципов федеративного устройства Российского государства; государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

- полное и последовательное  осуществление гражданами своих конституционных прав и свобод.

   Но нельзя забывать что  все меняется, развивается на  замену исторически сложившимся  юридическим положениям приходят  новые более современные, в связи  с чем связана внутренняя конфликтность правовой системы. Формирование источников конституционного права - это постоянно продолжающийся процесс.    

  

 

 

 

 

    Может изменяться интенсивность правотворчества, могут изменяться приоритеты законодательной или договорной работы, но система источников национального права неизменно нуждается в собственном развитии.

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 V. Использованная  литература

1. Конституция Российской  Федерации // Российская газета. - 2009. - № 234

2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «О выборах  Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями.) //СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

3. Авакьян С.А. Пробелы  и дефекты в конституционном  праве и пути их устранения // Конституционное и муниципальное  право. - 2007. - № 8.

4. Авдеенкова М.П., Дмитриев  Ю.А. Конституционное право в Российской  Федерации: Курс лекций. В 9 т. Т. 1. Основы  теории конституционного права. - М.: Весь Мир, 2005.

5. Баглай М.В., Габричидзе  Б.Н. Конституционное право Российской  Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 1996.

6. Дидикин А.Б. Наука конституционного  права в России: история и теоретико-методические  аспекты // Гуманитарные науки Сибири . - 2002. - № 1.

7. Дудко И.А. Еще раз  к вопросу о юридической силе  решений Конституционного Суда  Российской Федерации // Журнал конституционного  правосудия. - 2008. - № 6.

8. Егорова Н.Е. Федеральный  закон в системе источников  конституционного права РФ // Журнал  российского права. - 2008. - № 2.

Информация о работе Источники конституционного права