- указы Президента
РФ. Указы главы государства, входящие
в сферу конституционно-правовых отношений,
но носящие индивидуальный, а не нормативный
характер (например, о предоставлении
гражданства, о награждении государственными
наградами, о помиловании, об отрешении
от должности главы региона и т. п.), равно
как и распоряжения Президента РФ, которые
нормативный характер носят крайне редко,
в качестве источников права рассматривать
нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных
правил поведения. Примерами рассматриваемых
источников права, в частности, являются
Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях
по вопросам помилования на территориях
субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001
№ 1325 «Об утверждении Положения о порядке
рассмотрения вопросов гражданства Российской
Федерации», от 13.05.2000 № 849 «О полномочном
представителе Президента Российской
Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000
№ 706 «Об утверждении военной доктрины
Российской Федерации», о введении чрезвычайного
положения в определенных местностях
и др.;
- постановления Правительства
РФ. Данные акты не должны противоречить
не только Конституции РФ и федеральным
законам, но и указам Президента РФ, который
вправе отменять правительственные постановления
в случае их противоречия правовым актам
большей юридической силы;
- ведомственные акты
(приказы, положения, инструкции, правила),
изданные органами исполнительной власти
в пределах своей компетенции. Данные
акты не должны противоречить в том числе
и постановлениям Правительства РФ. Правительственными
и ведомственными актами (Министерства
внутренних дел РФ, Министерства юстиции
РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены
правила рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации, регистрационного
учета граждан, регистрации политических
партий и иных общественных объединений,
особенности реализации отдельных конституционных
прав (избирательных, на свободу передвижения,
на труд и на отдых, на свободу переписки
и др.) гражданами, отбывающими уголовные
наказания, и т. п.;
- акты палат Федерального
Собрания (кроме законов), имеющие
нормативный характер. Здесь прежде всего
имеются в виду регламенты Государственной
Думы и Совета Федерации, имеющие важное
значение в регулировании порядка реализации
полномочий палат парламента (иногда эти
акты выделяются в качестве самостоятельной
группы источников конституционного права).
- иные (кроме законов) нормативные правовые
акты субъектов РФ (прежде всего акты
органов исполнительной власти регионов:
президентов республик, губернаторов
и глав администраций иных субъектов РФ,
региональных правительств, администраций,
их департаментов, управлений, отделов
и т. п.), а также акты органов местного
самоуправления, принятые в пределах
их компетенции (в частности, по вопросам
организации публичной власти на местах).
Особое место среди источников
конституционного права занимают декларации:
Декларация о государственном суверенитете
РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках
народов России от 25 октября 1991 г., Декларация
прав и свобод человека и гражданина от
22 ноября 1991 г. Эти декларации имеют государственно-правовое
значение. В них формулируются принципы,
обязательные для государственно-правового
развития государства, провозглашаются
новые концепции, определяющие развитие
государственности.
2.5.Нормативные
договоры
Характеризуя
виды источников конституционного права,
следует выделить и такой их специфический
вид, как договоры. Среди этих источников
различаются международные договоры Российской
Федерации и договоры между органами
Российской Федерации и ее субъектов.
Часть 4 ст. 15 Конституции
РФ закрепляет, что международные договоры
Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы и что если
таким международным договором установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора.
Примеры договоров между органами
Российской Федерации и ее субъектов:
-договоры органов государственной
власти Российской Федерации
и органов государственной власти
республик Российской Федерации
- Татарстан, Кабардино-Балкария, Башкортостан,
Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия),
Бурятия, Удмуртия, Коми, Чувашия и
Марий Эл, итого 10 договоров;
-договоры органов государственной
власти Российской Федерации
и органов государственной власти
краев Российской Федерации - Краснодарского,
Хабаровского, Алтайского и Красноярского,
итого 4;
-договоры органов государственной
власти Российской Федерации
и органов государственной власти
областей Российской Федерации -
Свердловской, Калининградской, Оренбургской,
Омской, Иркутской , Сахалинской, Пермской,
Нижегородской , Ростовской, Ленинградской,
Тверской, Челябинской, Магаданской, Вологодской,
Брянской, Саратовской, Самарской, Ульяновской,
Мурманской , Ярославской, Кировской, Астраханской,
Амурской, Воронежской, Ивановской
и Костромской, итого 26;
-договоры органов государственной
власти Российской Федерации
и органов государственной власти
городов федерального значения -
Санкт-Петербурга и Москвы, итого
2;
-договоры органов государственной
власти Российской Федерации
и органов государственной власти
автономных округов Иркутской
и Пермской областей и Красноярского
края Российской Федерации - соответственно
Усть-Ордынского Бурятского, Коми-Пермяцкого,
Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского,
итого 4.
К внутрироссийским
договорам относится Федеративный договор,
охватывающий три договора, подписанных
31 марта 1992 г. между федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти субъектов Федерации о разграничении
предметов ведения и полномочий. Он действует
в части, не противоречащей Конституции
РФ 1993 г. Эти договоры оформили превращение
России в действительную федерацию (до
этого она была федерацией лишь по названию,
а вопрос о том, кто является ее субъектами
был совершенно неясен и практического
значения не имел). Федеративный договор
был включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения
в действовавшую тогда Конституцию
Российской Федерации - России,
а его основные положения вошли в состав
ее текста.
В России не принята концепция
«самоисполняющегося договора»: и международные
договоры, и договоры, заключенные между
федеральными и региональными органами
государственной власти не вступают в
силу автоматически после подписания.
В соответствии с Федеральными законами
от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах
Российской Федерации» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации» они подлежат ратификации
(утверждению) путем принятия федерального
закона, что приближает данные договоры,
по сути, к нормативным правовым актам.
ІV.Заключение
В заключении курсовой
работы следует отметить, что источники конституционного
права имеют исключительно большое значение
для укрепления законности в правовом
государстве. Понятие об источниках конституционного
права разнообразное и многогранное: в широком смысле слова источниками
конституционного права являются все
правовые акты, а не только те, которые
содержат правовые нормы; совокупность социально-экономических,
идеологических и других факторов, которая
влечет за собой возникновение конституционно-правовых
(государственно-правовых) норм и обусловливает
их сущность и содержание. В более узком
понятии-источники Конституционного
права – это совокупность действующих
в настоящее время нормативно-правовых
актов, содержащих нормы, регламентирующие
конституционно- правовые отношении.
Основным источником
конституционного права является Конституция
Российской Федерации. Развитие системы источников
Российского конституционного права, их
политическая и социальная оптимизация
во многом зависят от содержания самой Конституции Российской
Федерации, ее способности однозначно
и безконфликтно регулировать конституционно-правовые
отношения, обладать потенциалом, позволяющим
развивать конституционные положения
с помощью различных источников права
и с должной полнотой охвата общественной
и государственной жизни.
Федеральный закон
как источник конституционного права
обладает такими чертами, как нормативная
определенность, универсальность; он развивает
положения Конституции РФ, способствует
реализации ее норм; регулирует
наиболее важные общественные
отношения, характеризующиеся стабильностью
и устойчивым характером; является базисом
для построения системы подзаконных нормативных
правовых актов. Такие свойства федерального
закона позволяют сделать вывод о его
ведущей роли в системе источников конституционного
права. В этой связи для науки конституционного
права необходима дальнейшая разработка
и изучение сущности федерального закона,
его роли среди иных источников конституционного
права и правовой системы России в целом.
Как правило, отношения,
которые могут регулироваться законом,
определяются как наиболее важные вопросы
государственной и общественной жизни.
Однако следует разграничивать отношения,
которые являются предметом регулирования
законов и подзаконных нормативных правовых
актов.
Определение критериев
разграничения предметов регулирования
закона и подзаконных актов способствует
построению непротиворечивой системы
законодательства, а также обеспечению
принципа верховенства закона. Эффективным
способом разрешения этих вопросов может
стать скорейшее принятие закона о нормативных
правовых актах.
Подзаконные нормативные
правовые акты должны конкретизировать
положения федеральных законов, быть изданными
во исполнение федеральных законов.
В заключении
хотелось бы подвести итог, того,
что источники конституционного права
имеют исключительно большое значение
для укрепления законности в правовом
государстве; что источниками конституционного
права являются только те документы, которые
содержат нормы государственного права.
Дальнейшее развитие системы источников
права в Российской Федерации должно способствовать
упрочению конституционной законности, которая в современном понимании,
основана на содержании Конституции 12
декабря 1993г, именно Конституция в
правовом государстве должна быть
признанна главной формой права, а не инной
правовой акт. Развитие системы конституционного
права -это
- обеспечение деятельности
всех государственных и муниципальных
органов, должностных лиц, государственных
и муниципальных служащих в строгом соответствии
с конституционно установленными функциями
и полномочиями, с соблюдением установленных
процедур и форм деятельности;
- обеспечение верховенства Конституции
и федеральных законов на всей территории
Российской Федерации; обеспечение строгого
соответствия законодательным положениям
содержания подзаконных актов; обеспечение
конституционно установленного соответствия
между федеральным законодательством
и законодательством субъектов Российской
Федерации;
- реальное определение смысла,
содержания и применения законов,
деятельности законодательной, исполнительной,
судебной и контрольной власти, местного самоуправления правами
и свободами человека и гражданина;
- обеспечение соблюдения и реализации
принципов федеративного устройства Российского
государства; государственной целостности,
единства системы государственной власти,
разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, равноправия и
самоопределения народов в Российской
Федерации;
- полное и последовательное
осуществление гражданами своих конституционных
прав и свобод.
Но нельзя забывать что
все меняется, развивается на
замену исторически сложившимся
юридическим положениям приходят
новые более современные, в связи
с чем связана внутренняя конфликтность
правовой системы. Формирование источников
конституционного права - это постоянно
продолжающийся процесс.
Может изменяться интенсивность правотворчества, могут изменяться приоритеты законодательной
или договорной работы, но система источников
национального права неизменно нуждается
в собственном развитии.
V. Использованная литература
1. Конституция Российской
Федерации // Российская газета. - 2009.
- № 234
2. Федеральный закон от
10 января 2003 г. № 18-ФЗ «О выборах
Президента Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями.)
//СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
3. Авакьян С.А. Пробелы
и дефекты в конституционном
праве и пути их устранения
// Конституционное и муниципальное
право. - 2007. - № 8.
4. Авдеенкова М.П., Дмитриев
Ю.А. Конституционное право в Российской
Федерации: Курс лекций. В 9 т. Т. 1. Основы
теории конституционного права.
- М.: Весь Мир, 2005.
5. Баглай М.В., Габричидзе
Б.Н. Конституционное право Российской
Федерации: Учебник для вузов. М.:
Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС,
1996.
6. Дидикин А.Б. Наука конституционного
права в России: история и теоретико-методические
аспекты // Гуманитарные науки Сибири
. - 2002. - № 1.
7. Дудко И.А. Еще раз
к вопросу о юридической силе
решений Конституционного Суда
Российской Федерации // Журнал конституционного
правосудия. - 2008. - № 6.
8. Егорова Н.Е. Федеральный
закон в системе источников
конституционного права РФ // Журнал
российского права. - 2008. - № 2.