Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа
Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-
ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на
новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углуб-
ленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема
курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уро-
вень исследования.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды источников права…………………………………………...6
§ 1 Происхождение термина «источник права»…………………………………………..6
§ 2 Виды источников права………………………………………………………………...8
Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права………..16
§1 Виды нормативно-правовых актов……………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
Морского и речного флота им. адм. Макарова»
______________________________
Кафедра основ государственного управления
Юридический факультет
Курсовая работа
по учебной дисциплине
Теория государства и права
на тему:
Источники права.
Выполнила: студентка 121
Учебной группы 1-го курса
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и виды источников права…………………………………………...6
§ 1 Происхождение термина «источник права»…………………………………………..6
§ 2 Виды источников права……………………………………………………………….
Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права………..16
§1 Виды нормативно-правовых актов……………………………………………………16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-
ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на
новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углуб-
ленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема
курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уро-
вень исследования.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35
послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-
ческие работы по данной проблеме и незначительное число исследований
источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права.
Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания
в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приоре-
тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось
второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,
как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономер-
ности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально
противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического
права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему ис-
точников права должна была представлять наша страна и другие социалис-
тические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выяв-
лялись отступления от принципа верховенства закона и кризис законности.
Третьей особенность подхода к данному вопросу являлись его огра-
ниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников
права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При
этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множествен-
ность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, од-
нако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным
источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система
источников права" обычно заменялось понятием "система законодательст-
ва". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась
вопросом о соотношении
системы права и системы
терминология - "нормативный акт", "законодательство в широком смысле"
- как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В ус-
ловиях командно-
верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму,
призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества
правящей партии и бюрократического аппарата.
Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной
проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника
права. С.Ф. Кечекьян1 отмечал, что оно "принадлежит к числу наиболее
неясных в теории права. Не
только нет общепризнанного
го понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребля-
ются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как
образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание то-
го, что обозначается этим выражением." В самом деле, под источником
права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в
материальном смысле),
и причины юридической
точник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы
познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов -
отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В
условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве
научной категории связано с серьезными проблемами.
В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие "источник
права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло вести
исследование права более глубоко и всесторонне. Такая позиция не по-
лучила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках
термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и в теории
права происходит восстановление в "правах гражданства" старого поня-
тия.
При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали
понимать юридический источник права (источник права в формальном смыс-
ле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники
права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".
В своей работе я постараюсь осветить данную проблему, опираясь
на разработки видных деятелей юридической науки .
Глава 1. Понятие и виды источников права.
§ 1 Происхождение термина «источник права»
Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.
Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологическом смысле"); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.
Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Право частной собственности является основой всех прав человека.
Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм. После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников (форм) права следует обратить внимание на их классификацию и видовую характеристику.
Формы (источники) права
Под юридическим источником
права понимается та официальная
форма, в которой излагаются нормы
права. Она свидетельствует об их
общеобязательном значении. Это форма
выражения государственной
Нормы права - это устанавливаемые и охраняемые от нарушений государством общеобязательные правила поведения, указывающие на права и обязанности участников регулируемых отношений. Они являются государственными регуляторами поведения, так как в них выражается государственная воля. Все нормы права, установленные конкретным государством, вместе взятые, образуют право в целом.
§2 Виды источников права
Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:
1. Нормативный - правовой акт
2. Судебный прецедент
3. Правовой обычай
4. Принцип права
5. Правовая доктрина
6. Нормативный договор
7. Деловое обыкновение
Нормативный правовой акт
НПА - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:
1) Они исходят только
от государственных органов,
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная
форма и оформление в
4) иерархическая подчиненность,
основанная на различной
5) содержание нормативных
правовых актов составляют
Нормативные-правовые акты могут
издавать не любые государственные
органы и должностные лица, а лишь
специально уполномоченные государством
на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые
акты имеют государственный
Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.
Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.
Законы принимаются