Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа
Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-
ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на
новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углуб-
ленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема
курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уро-
вень исследования.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды источников права…………………………………………...6
§ 1 Происхождение термина «источник права»…………………………………………..6
§ 2 Виды источников права………………………………………………………………...8
Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права………..16
§1 Виды нормативно-правовых актов……………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………
дуальных и интерпретационных актов.
Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов,
негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по
конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя
предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты – это акты применения
права. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным
лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще-
обязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя-
зательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на
которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно-
сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения -
применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходи-
мых для этого предпосылок.
Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретаци-
онных актов, т.е. актов толкования норм права. От нормативно-правовых
последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь
разъясняют существующие.
Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает
самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно-
правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям:
юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.
По юридической силе различают: з а к о н ы - акты, обладающие
высшей юридической силой, и п о д з а к о н н ы е а к т ы - акты,
основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все норматив-
но-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.
По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего
действия.
Акты в н е ш н е г о действия охватывают всех субъектов, кому
они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и слу-
жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало-
говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.
Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только
субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства),
организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие
акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек-
тами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. При-
мером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Со-
ветом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992
г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия
являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и
принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания,
применяемые только на определенной территории (область, край, районы
Крайнего Севера и т.д.).
По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты,
последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной
власти, Президента, органов управления, должностных лиц государствен-
ных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов,
определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят
от существующей на тот или иной момент структуры государственных орга-
нов.
При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты,
разработанные и принятые
совместно несколькими
органами.
Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам
общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с
преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные при-
казы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сох-
ранности грузов и др.
С нормативно-правовыми актами
тесно связано понятие
ства,которым широко оперируют
юридическая наука и
практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.
Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан-
ных высшими органами государственной власти и управления.
Часто к законодательству относят все без исключения нормативные
акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управ-
ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер-
ным представляется такое понимание законодательства, когда к нему от-
носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако-
нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность:
1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими
представительными органами России, т.е. органами законодательной влас-
ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра-
вительства РФ.
Российское законодательство делится на определенные блоки в зависимости от
сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию выделяются
гражданское законодательство, административное законодательство, уголовное
законодательство и другие отрасли законодательства.
Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но
полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права -
капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном
строительстве.
Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов за-
нимает закон.
Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи-
тельным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российс-
кой Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы
и обычные законы.
В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они
классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если первые
регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской
Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов,
входящих в Российскую Федерацию.
Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Феде-
рации является выражением единства общефедеральной государственной
власти на всей территории Российской Федерации.
Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает
законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих поря-
док его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав
подчиненных ему органов.
Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением
государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая
юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
Конституция представляет собой основной закон государства, зак-
репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ
существования государства, общества, граждан.
Конституция является юридической базой всего текущего законода-
тельства.
Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конститу-
цию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство
голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента.
Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отно-
шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для
их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50
процентов плюс 1).
Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как
правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным зако-
нами.
Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на
основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный
характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно
классифицировать на законодательные и подзаконные.
Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее
место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Консти-
туцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет ос-
новные направления внутренней и внешней политики государства". В отли-
чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука-
зы президента могут носить и ненормативный характер.
Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в
пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы
характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем
иным подзаконным актам.
Юридическая природа указа
ливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося
гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Нормативные указы, как и законы следует различать в зависимости
от того, каким президентом они изданы и на какой территории они дейс-
твуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Пре-
зидента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в
состав Российской Федерации.
Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются
постановления Правительства РФ, Правительства республик, входящих в
Российскую Федерацию.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит
из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства
и Федеральных министров.
Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Пре-зидента РФ.
Они обязательны к исполнению на всей территории Российской
Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов
исполнительной власти.
К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инс-
трукции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств
Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ.
Нормативные акты министерств и ведомств действуют в пределах их полномочий и
носят строго подзаконный характер.
Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол-
нительных органов государственной власти не только республик, но и
всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической
силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражда-
нами.
Заключение.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники права имеют
исключительно большое значение для укрепления законности в правовом
государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня
теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов
юридической практики. Юридическая наука
призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению
форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в
целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы
источников права. От качества
этой системы права зависит
в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования источников права в
современной России? Во-первых, при улучшении форм права
надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из доре-
волюционной правовой системы.
Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об
основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть,
что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправдан-
но. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отно-
шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" ре-
гулятивной системы
полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть
признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них -
Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться
"цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные
формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции,не должны иметь юридической силы.
Список литературы:
1. Источники права М. Н. Марченко
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000
3. http://edu.glavsprav.ru/info/
4.http://dic.academic.ru/dic.
1 Кечекьян Степан Фёдорович (1890-1967 гг.) - доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР