Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-
ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на
новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углуб-
ленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема
курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уро-
вень исследования.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды источников права…………………………………………...6
§ 1 Происхождение термина «источник права»…………………………………………..6
§ 2 Виды источников права………………………………………………………………...8
Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права………..16
§1 Виды нормативно-правовых актов……………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсаовая конеч.docx

— 62.07 Кб (Скачать файл)

дуальных и интерпретационных  актов.

     Индивидуальные правовые  акты - это акты государственных органов,

негосударственных организаций,  должностных лиц, выражающие решение  по

конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя

предприятия или учреждения и др.).  Индивидуальные акты –  это акты применения

права. Они имеют,  как  правило, разовое применение, адресуются конкретным

лицам или организациям и  обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще-

обязательный характер и  отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя-

зательны не для отдельного конкретного лица,  а для всех субъектов, на

которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно-

сительно долгое время  и не исчерпывают себя фактами  их  применения  -

применяться они могут  бесчисленное множество раз при  наличии необходи-

мых для этого предпосылок.

Нормативно-правовые акты  следует также отличать от интерпретаци-

онных актов, т.е. актов толкования норм права. От нормативно-правовых

последние отличаются тем,  что не содержат новых юридических  норм, а лишь

разъясняют существующие.

Нормативно-правовой акт  - понятие собирательное,  оно  охватывает

самые разнообразные нормативные  государственные предписания. Нормативно-

правовые акты  целесообразно  классифицировать  по трем основаниям:

юридической силе, сфере  действия и субъектам, их издающим.

По юридической  силе  различают:  з а к о н ы - акты,  обладающие

высшей юридической силой,  и  п о д з а к о н  н ы е  а к т ы  -  акты,

основанные на законах  и им не противоречащие.  Абсолютно  все норматив-

но-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

По сфере  действия  выделяются  акты  внешнего и акты внутреннего

действия.

     Акты  в н е ш н е г о  действия  охватывают  всех субъектов, кому

они адресованы - организации  и лиц,  независимо от их трудовой и  слу-

жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах  нало-

говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.

     Нормативно-правовые акты  внутреннего  действия  касаются  только

субъектов, входящих в состав определенного  министерства  (ведомства),

организации или проживающего на той или иной территории.  Причем такие

акты могут приниматься  не только министерствами и нижестоящими субъек-

тами правотворчества,  но и высшими органами власти и  управления. При-

мером может служить Закон "О милиции" 1991 г.,  принятый Верховным Со-

ветом России,  "Положение  о  службе в органах внутренних дел РФ" 1992

г., утвержденное Верховным  Советом России. Актами внутреннего  действия

являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые  и

принимаемые предприятиями  и действующими  в  их  рамках,  предписания,

применяемые только на определенной территории (область,  край,  районы

Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам,  издающим  (принимающим)  нормативно-правовые акты,

последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной

власти, Президента,  органов  управления, должностных лиц государствен-

ных и негосударственных  организаций.  Виды нормативно-правовых  актов,

определяемых субъектами правотворчества,  довольно изменчивы  и зависят

от существующей на тот  или иной момент структуры государственных  орга-

нов.

При этом следует иметь  в виду акты, принятые одним органом, и акты,

разработанные  и  принятые  совместно несколькими государственными

органами.

     Последний вид  нормативно-правовых  актов принимается по вопросам

     общего  ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних  дел и Министерства  безопасности  по борьбе с

преступностью, особенно с  организованными ее формами,  совместные при-

казы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения  о сох-

ранности грузов и др.

С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодатель-

ства,которым широко оперируют  юридическая наука и правоприменительная

практика, трактуя его  содержание весьма неоднозначно.

     Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан-

ных высшими органами государственной  власти и управления.

Часто к законодательству относят все без  исключения  нормативные

акты, в том числе ведомственные  и акты местных органов власти и управ-

ления. Таково же понимание  законодательства и в обиходе. Наиболее вер-

ным представляется такое  понимание законодательства,  когда  к нему от-

носятся акты высших органов  государственной власти и управления. Зако-

нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность:

1) законов и иных нормативных  актов,  принимаемых  высшими

представительными органами России, т.е. органами законодательной  влас-

ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра-

вительства РФ.

Российское законодательство делится на определенные блоки в  зависимости от

сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию выделяются

гражданское законодательство,  административное законодательство, уголовное

законодательство  и  другие отрасли законодательства.

Такое деление  совпадает  с делением системы права на отрасли,  но

полного совпадения здесь  не наблюдается. Например, нет отрасли  права -

капитальное строительство,  но  есть  законодательство  о  капитальном

строительстве.

Итак, главенствующую роль в  системе нормативно-правовых актов  за-

нимает закон.

     Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи-

тельным органом государственной  власти и обладающий высшей юридической  силой.

Можно указать на такие  виды законов, которые действуют  в Российс-

кой Федерации:  Основной Закон или Конституция, конституционные  законы

и обычные законы.

В свою  очередь  эти  законы  различаются по сфере  действия.  Они

классифицируются на общефедеральные  и законы субъектов Федерации. Если первые

регулируют  общественные отношения,  имеющие значение для  всей Российской

Федерации, то вторые действуют  только в пределах территории субъектов,

входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Феде-

рации является  выражением  единства  общефедеральной  государственной

власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает

законы от ряда других актов  Федерального Собрания,  регулирующих поря-

док его  внутренней  деятельности или закрепляющих персональный состав

подчиненных ему органов.

Законы РФ  являются  высшим императивным выражением и воплощением

государственной воли российского  общества.  Этим обусловлена их высшая

юридическая сила по сравнению  со всеми другими актами.

     Конституция представляет собой основной закон государства,  зак-

репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ

существования государства, общества, граждан.

Конституция является  юридической  базой всего текущего законода-

тельства.

Конституционные законы  вносят изменения и дополнения в  конститу-

цию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное  большинство

голосов - не менее 2/3 голосов  депутатов парламента.

Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отно-

шений, но не вносят изменений  и дополнений в конституцию.  Поэтому  для

их принятия требуется  простое большинство голосов  парламентариев  (50

процентов плюс 1).

     Постановления парламента отличаются от законов тем,  что они, как

правило, принимаются по частным вопросам,  ранее урегулированным  зако-

нами.

Все последующие  нормативно-правовые акты государства издаются на

основе, в соответствии и  во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный

характер. Поэтому  нормативно-правовые  акты по юридической силе можно

классифицировать на законодательные  и подзаконные.

     Указы президента  Российской  Федерации  занимают  главенствующее

место среди подзаконных  актов, ибо Президент, в соответствии с Консти-

туцией Российской  Федерации  и федеральными законами,  "определяет ос-

новные направления внутренней и внешней политики государства". В отли-

чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука-

зы президента могут носить и ненормативный характер.

     Нормативные указы  президента - подзаконные акты.  Они издаются в

пределах, установленных  конституцией и законами.  Вместе с  тем  указы

характеризуются преобладающей  юридической  силой по отношению  ко всем

иным подзаконным актам.  Юридическая природа указа президента обуслов-

ливается прежде  всего  тем, что это акт главы государства, являющегося

гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

     Нормативные указы,  как и законы следует различать в зависимости

от того,  каким президентом  они изданы и на какой территории они дейс-

твуют. На этом основании  указы подразделяются на два виды:  указы Пре-

зидента Российской Федерации  и указы президентов республик, входящих в

состав Российской Федерации.

Наиболее важными среди  всех остальных подзаконных актов  являются

постановления Правительства  РФ, Правительства республик, входящих в

Российскую Федерацию.

     Правительство  РФ  осуществляет исполнительную власть и состоит

из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства

и Федеральных министров.

Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Пре-зидента РФ.

Они обязательны к исполнению на всей территории Российской

Федерации, и им должны соответствовать  акты всех  нижестоящих  органов

исполнительной власти.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы,  инс-

трукции, инструктивные  письма  и постановления министерств  и ведомств

Российской Федерации,  республик,  входящих в  состав  РФ.

Нормативные акты министерств  и ведомств  действуют в пределах их полномочий и

носят строго подзаконный  характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол-

нительных органов государственной  власти не  только  республик,  но  и

всех иных  субъектов  Российской Федерации обладают особой юридической

силой на своей территории.  Они обязательны к исполнению всеми гражда-

нами.

         

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.                          

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод,  что источники  права  имеют

исключительно большое значение для укрепления законности в правовом

государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит  от уровня

теоретических представлений  о них и от качества по существу всех видов

юридической практики.  Юридическая  наука

призвана своевременно  готовить  пригодные  рекомендации  по улучшению

форм права,  а практика должна умело реализовать предложения  ученых  в

целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы

источников права. От качества этой системы права зависит прочность  законности

в государстве.

Каковы основные пути усовершенствования источников права в

современной  России?  Во-первых,  при улучшении форм права

надо полнее учесть юридические  традиции России,  взять лучшее из доре-

волюционной правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность  в подготовке и издании специального закона об

основных формах права.  В этом акте надлежит подчеркнуть,

что сведение форм права  только к нормативно-правовым актам  неоправдан-

но. В законе желательно с  максимальной  определенностью выразить отно-

шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

В-третьих, в нем полезно  нормативно зафиксировать "фундамент" ре-

гулятивной системы государства,  главную форму права.  Так В.М.Баранов

полагает, что  в правовом государстве главной формой права  должен быть

признан не нормативно-правовой акт вообще,  а только  один  из  них  -

Конституция. При этом Конституция  государства не может ограничиваться

"цементированием" лишь  правовых актов.  Все правовые  акты  и  иные

формы действующего права  Российской Федерации,  противоречащие Конституции,не должны иметь юридической  силы.

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список литературы:          

                   

1. Источники права М. Н. Марченко 

2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000

3. http://edu.glavsprav.ru/info/istochniki-prava/

4.http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/5694/%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A7%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%98

 

 

 

1 Кечекьян Степан Фёдорович (1890-1967 гг.) - доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР

Информация о работе Источники права