Источники права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятия источника права и его основных видов.
В связи с указанной целью, перед курсовой работой ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие «источник права» и выделить его основные признаки;
- соотнести понятия источника права с формой права;
- рассмотреть различные подходы к классификации источников права;
- описать основные виды источников права Российской Федерации: нормативно- правовых актах, правовом обычае, судебной практике, судебном прецеденте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
ГЛАВА 2 ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В РФ
2.1.НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЙ АКТ
2.2. ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ
2.3. НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР
2.4.ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА
2.5. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕНДЕНТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Все источники права, кроме деления на легальные, юридические и социальные, установленные и санкционированные государством, традиционные и нетрадиционные, можно также классифицировать: по юридической силе, сфере действия во времени, пространстве и кругу субъектов и т. д. Центральным и наиболее значимым делением всех источников права является выделение социальных и юридических источников.

 

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

2.1.Нормативные правовые акты.

 

В нашей стране основным источником права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:

·  Конституция РФ;

·  федеральные конституционные законы;

·  федеральные законы;

·  нормативные указы Президента РФ;

·  постановления Правительства РФ;

·  нормативные акты министерств и ведомств РФ;

·  законы субъектов РФ;

·  подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

·  нормативные акты органов местного самоуправления.

Все  нормативно-правовые  акты  подразделяются  на  законы  и

подзаконные нормативно-правовые акты.

Законы занимают основное место в системе нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны в основном конкретизировать нормативные установления законов.

Таким образом, закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти (или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В  зависимости  от  места  и  роли  в  системе  действующего законодательства законы подразделяются на конституционные и текущие.

Конституционные законы служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, которые вносят в нее изменения и дополнения, а также законы, прямо предусмотренные Конституцией.

Конституция – это основной закон государства. Она является источником права высшей юридической силы и составляет нормативную базу для всего текущего законодательства страны. Она закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, систему органов государственной власти, принципы организации местного самоуправления.

Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе и во исполнение  конституционных  законов,  составляют  текущее законодательство и регулируют различные стороны общественной и государственной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты органов государственной власти и управления, изданные в соответствии с законами Российской Федерации и не противоречащие им. К ним относятся:

  • нормативные постановления представительных законодательных органов;
  • нормативные  указы  и распоряжения  Президента  РФ;
  • нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • нормативные приказы, инструкции,  положения  министерств  и  ведомств;
  • нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управления субъектов в составе Российской Федерации;
  • нормативные постановления, распоряжения  и  приказы  органов  власти  и  управления  местного самоуправления.

           По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы.

В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:

  1. указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.);
  2. указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу ("с момента принятия", "с момента опубликования" и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Законы РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике. 
     Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления - со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Законы РФ официально публикуются также в "Парламентской газете". 
     Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией, а также если он специальным решением Конституционного суда признается неконституционным. 
     По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона. 
     Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа "закон обратной силы не имеет". 
     Во-первых, он имеет обратную силу, если специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу. 
     Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. В этом проявляется гуманная природа российского законодательства, его забота о личности. 
     По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные акты ее субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения; акты местного самоуправления - на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.). 
     В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, т.е. распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.). 
          Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.). Из общего принципа равноправного правового положения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в Вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

 

 

 

 

    1. Правовой обычай.

 

Обычай является самым первым и наиболее древним источником права. Правовой обычай - это устойчивое, сложившееся в результате многократного его применения правило общественного поведения людей, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.

Этот источник права в основном характерен для застойных и консервативных правовых систем современности, а также для государств, в которых сохраняются пережитки родоплеменных отношений (страны Африки, Латинской Америки, островные государства). В Российской Федерации некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Ст.5 ч:1 Гражданского кодекса РФ2. Складываются обычаи и в сфере управленческой деятельности. Они связанны со сложившейся практикой работы с документами, их оформлением. Такие обычаи называются деловыми обычаями, или деловым обыкновением. Большую регулятивную роль играет и дипломатический этикет, представляющий собой обычай, признанный в международных отношениях (торговой практике, морских и иных перевозках)

Вся система реально существующих правовых обычаев образует так называемое обычное право, роль и авторитет которого в различных правовых системах мира существенно отличается. Замечено, что значение обычного права наиболее существенно в тех государствах, развитие которых происходило преимущественно эволюционным путем, без кардинальных изменений государственного и общественного строя, в ходе революций и жестоких гражданских войн.

 

В России Октябрьская революция 1917 г. провозгласила коренной и решительный переворот во всех сферах общественной и государственной жизни отсюда нормы социалистического права в значительной степени вытеснили и заменили большинство старых национальных традиций, обычаев, лишив их правовой защиты. В результате этого, правовые обычаи советского периода, впрочем, как и современной России, выглядят своеобразными вкраплениями в общей системе позитивного права. Таким выглядит использование портовых обычаев в Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. 134)3, когда время погрузки или разгрузки судов определяется соглашениями сторон или портовыми обычаями, а также ст. 5, 6 ГК РФ, разрешающие использование обычаев делового оборота или национальных обычаев при установлении фамилии и имени гражданина (ст. 19 ГК РФ)4. Частичное использование обычаев допускают также нормы семейного, земельного и лесного права. Вместе с тем в настоящее время в России наблюдается возрождение национального самосознания народов и соответствующих национальных традиций и обычаев. Вследствие этого возрастает роль старинных обычаев семейной и хозяйственной жизни у народов Севера, Кавказа, населения Дальнего Востока. Например, правовое закрепление за древними народами земель для охоты, земледелия или водной акватории для рыбной ловли происходит с учетом исторических особенностей их жизни. Все это свидетельствует, что правовые обычаи как особый источник права России не исчерпали себя и имеют перспективу развития.

 

 

 

 

    1. Нормативный договор

На всех этапах государственно - правового развития большое значение имело нормативно-договорное урегулирование. Нормативный договор, одно из средств регуляции отношений между определенным кругом субъектов, проник практически во все сферы общественной жизни. Договоры нормативного содержания представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются норма права.

Нормативный договор, как специфический источник права имеет большую гибкость, большую вариативность в определение круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. Нормативный договор следует отличать от простого договора, заключая который стороны не создают общего правила, а лишь определяют свои конкретные права и обязанности.

В юридической литературе принято относить нормативные договоры к категории договоров, действующих в сфере публичного права. Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по своему содержанию не могут противоречить действующему законодательству, выходить за пределы законов и закрепленной компетенции субъектов публичного права, следовательно, играют роль дополнительного источника права.

К договорам нормативного характера принято относит различные международные акты - конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т.д. Международные договоры имеют особое значение: они не только являются формой международного права, но и входят в национальное законодательство. Так, нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы РФ. При несоответствии национального законодательства и международного договора приоритет отдается последнему. Ст. 15 Конституции РФ

Договорная форма распространена и в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Ст. 40 Трудового кодекса РФ5 Он включает в свое содержание нормативные положения, если об этом имеется прямое указание в законах и иных нормативных правовых актах. Ст. 41 Трудового кодекса РФ6.

Договорная форма регулирования общественных отношений оценивается в настоящее время как наиболее перспективная, поскольку отвечает интересам сторон регулируемого общественного отношения, позволяет закрепить их свободное согласованное волеизъявление, способствует децентрализации и демократизации государственного управления.

Нормативный договор как форму права можно признать особой разновидностью нормативного акта, поскольку их формальные признаки схожи, различие же заключается в содержательном характере нормативного договора. Одной из важнейших существующих классификаций нормативных договоров следует признать деление их на координационные договоры, заключаемые между субъектами, имеющими формально равный статус и субординационные договоры, заключаемые между субъектами, имеющими формально различный статус.

К первой группе относятся: международные договоры Российской Федерации; договоры и соглашения о международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации; договоры и соглашения между субъектами Российской Федерации; договоры и соглашения между органами местного самоуправления; межведомственные договоры и соглашения,

Ко второй группе относятся: договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры и соглашения в области социально-трудовых отношений; договоры и соглашения органов власти с коммерческими и некоммерческими организациями.

Ценность нормативного договора как источника права определяется тем, что это свободная форма права, ибо она основана на добровольном принятии норм сторонами, участвующими в правотворческой деятельности

К координационным следует отнести международные договоры Российской Федерации, договоры и соглашения о международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации, договоры и соглашения между субъектами Российской Федерации (межрегиональные), договоры и соглашения между органами местного самоуправления (межмуниципальные), межведомственные договоры и соглашения.

К субординационным следует отнести договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (внутрифедеральные договоры), договоры и соглашения в области социально-трудовых отношений, договоры и соглашения органов власти с коммерческими и некоммерческими организациями.

 

 

 

 

 

    1. Правовая доктрина

В российском законодательстве с начала 90 – х гг. XX столетия появился новый, ранее неизвестный российскому праву правовой акт – Доктрина, который утверждается Указом Президента Российской Федерации и определяется как система принципов, целей и задач политики государства в определённой области. Правовая доктрина – это система идей о праве, выражающих определённые социальные интересы и определяющих содержание и функционирование правовой системы и непосредственно воздействующих на волю и сознание субъектов права, признаваемых в качестве обязательных официально государством путём ссылки на труды авторитетных знатоков права в нормативно-правовых актах или юридической практикой в силу их авторитета и общепринятости.

Информация о работе Источники права РФ