Источники права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. «В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обо¬значаются условным термином источники права».
Представляется, что понятия «формы права» и «источники права» несут в себе одинаковую, равнозначную смысловую нагрузку и могут использоваться как синонимы для уяснения природы и сущности исследуемого явления. Поэтому представляется использовать их в данной работе как взаимозаменяющие.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсрвая ТГП.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

        Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

  В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

        Издание законов  — не единственная форма правотворчества  высших представительных органов. Так, палаты Федерального собрания — Государственная Дума и Совет Федерации — полномочны принимать постановления, которые тоже могут содержать  нормы права и потому быть источниками права. Примером таких постановлений являются постановление Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности. Среди нормативных актов Российской Федерации особое место занимают указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы.

        Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст.115 Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой характеристики указов Президента не было).  Нормативными являются,  например, указ Президента от 6 марта 1995 г. "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации".

        В соответствии с  законом о Правительстве Российской Федерации Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права.

        Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции  и законам Российской Федерации. В противном случае действует  норма Конституции и закона Российской Федерации.

        Нормативные акты Правительства. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права (например, постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1998 г. "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа"), от 6 апреля 1999 г. "Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования".

        Постановления Правительства  Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации  и указам Президента, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

        Акты  центральных органов  исполнительной власти. Центральными органами исполнительной власти согласно Закону Российской Федерации о Правительстве Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Министерства финансов, Министерства транспорта, Центрального банка, Санэпиднадзора и т.д. К нормативным, по своему содержанию относятся, например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", утвержденные Минжилкомхозом "Правила пользования системами коммунального водоснабжения".

        Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти, в силу чего единых форм правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты — приказы и постановления. Нормативными обычно являются инструкции и постановления.

        С 15 мая 1992 г. введена  государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.

        Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

        Кроме актов федеральных  органов представительной и исполнительной ветвей власти источником права являются нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов федерации. В республиках в составе Российской Федерации источниками права могут быть республиканские законы, акты президентов (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления Советов Министров (Правительств) республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти.

        Нормативные акты органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с Конституцией России органы власти находящихся в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга наделены широкими полномочиями в сфере правотворчества. Достаточно сказать, например, что все края и области получили право принимать уставы края и области, которыми определяется правовой статус этих субъектов федерации.

        Кроме того, многие отрасли  законодательства (административное, жилищное, земельное, водное, законодательство об охране окружающей среды и т.д.) отнесены Конституцией РФ к сфере совместного ведения федерации и ее субъектов7. По этим вопросам органы государственной власти субъектов федерации осуществляют в соответствии с федеральным законодательством собственное правовое регулирование, принимая нормативные правовые акты. Такими актами являются решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов и решения глав соответствующих администраций. Как уже отмечалось, все субъекты Федерации получили право принимать законы. Источниками права могут быть нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Подводя итог проведенного  исследования, хотелось бы дать свою оценку и свои комментарии о возможности применения полученных результатов на практике.

        Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе развития. Право  развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи.

    Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.

    Правовые  нормы устанавливают юридическую  основу для взаимоотношений должностных  лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в  обществе, исключающего произвол государства.8

    Юридически  оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов.

   Форма права в идеале характеризуется  рядом особенностей. Она призвана, во-первых,  выразить нормативно закрепляемую волю граждан и,  в конечном счете, должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Давка Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс. 1988.
  2. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.,  1996.
  3. Конституционное право России. Учебник / под общ. ред. Лапоткова Т.В. М: 1998г.
  4. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
  6. Международное право. Учебное пособие /под ред. А.Ю. Шишканова М:1997г.
  7. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / под общей ред. А.С.Пиголкина.- М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996г.
  8. Теория государства и права (схемы и комментарии) / Под ред. Р.А.Ромашова – Спб., 2000.

Информация о работе Источники права Российской Федерации