Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:52, курсовая работа
Тема данной курсовой работы является не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.«Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права – это синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность формы права (акты государственных органов, прецедентные решения судов и т.д.)». Так ли это, я постараюсь разобраться уже в первой главе своей работы.
1. Введение………………………………………………………………стр. 3
2. Понятие формы (источника) права………………………………….стр. 5
3. Основные формы (источники) права………………………………..стр. 8
А) Правовой обычай
Б) Судебный прецедент
В) Нормативно - правовой договор
Г) Правовая доктрина
Д) Священные книги
Е) Нормативно - правовой акт
Ж) Принципы международного права
З) Правосознание
4. Формы (источники) права в Романо-германской и англо-саксонской
правовых семьях…………………………………………………… стр. 20
А) Предисловие
Б) Романо - германская правовая семья
В) Англо - саксонская правовая семья и ее отличия от романо - германской
5. Заключение…………………………………………………………….стр.30
6. Список использованной литературы…………………………………стр.32
Тема: ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие
формы (источника) права…………………
3. Основные
формы (источники) права…………………
А) Правовой обычай
Б) Судебный прецедент
В) Нормативно - правовой договор
Г) Правовая доктрина
Д) Священные книги
Е) Нормативно - правовой акт
Ж) Принципы международного права
З) Правосознание
4. Формы
(источники) права в Романо-
правовых семьях………………………………………
А) Предисловие
Б) Романо - германская правовая семья
В) Англо - саксонская правовая семья и ее отличия от романо - германской
5. Заключение……………………………………………………
6. Список
использованной литературы……………
Начиная свою работу, мне кажется нужным отметить, что преобразования и реформы последних лет не обошли и такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в частности.
Тема данной курсовой работы является не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.«Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права – это синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность формы права (акты государственных органов, прецедентные решения судов и т.д.)». Так ли это, я постараюсь разобраться уже в первой главе своей работы.
Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы
можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права -
едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.
На протяжении
длительной истории
института
развивались и изменялись
было с разными условиями и потребностями того или иного этапа
общественного развития.
Как для действующего права, так и для истории права основополагающее
значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым
источникам (их изучение, публикации и т. д.) — один из наиболее
существенных и выразительных показателей уровня и состояния
историко-правовой науки и юриспруденции в целом.
Наличие
надежных источников истории
права зависит от
соответствующий
период организованного правите
группы
образованных людей, например
священников, ученых или
лиц,
которые располагают
регистрировать состояние права.
Итак, в данной работе я бы хотела провести исследования как формы
(источники)
права в общем, так и
романо-германской
и англо-саксонской правовых
ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА)
Как целостное
явление социальной
формы
своего внешнего выражения.
они представляют
собой способы организации
Нормативистами под формой права понимается объективированное закрепление и
проявление содержания права в определенных актах государственных органов,
решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Те, кто, опираясь на
естественно-правовые концепции, разделяют право и закон, полагают, что
право - естественные, неотчуждаемые права - закрепляется, выражается в
различных
рациональных построениях, в
сводит право к справедливости или приплюсовывает справедливость к закону и
объявляет эту совокупность правом). Ту же часть права, которая идет от
государства,
от власти путем установления
или признания правил
формально
закрепляется в различных
естественно-правовых
концепций обозначают как
или объективное право. Сторонники психологической школы права (Л.
Петражицкий и его сторонники), в понимании формы права предложили
различать
и такие формы права, как
объективное и интуитивное
интуитивного
права является сочетание
притязаний, проявляющих себя в комплексе, в эмоциональной сфере адресата
права. Таким образом, одной из форм права - интуитивному праву - придается
чувственный и рациональный характер. Но Л. Петражицкий это определение
формы права использует для критики и противопоставления объективной,
позитивной форме права. Идет речь о крестьянском, рабочем праве или о
«нашем», «моем», «чужом» праве и т.д.
Но чаще
всего ученые выделяют
внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов,
составляющих
содержание данного явления.
комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и
позволяющих
адресатам правовых
содержанием и пользоваться ими. Т.о., когда говорят о форме права, как о
форме
внешнего выражения и
об источниках права, а когда говорят о его структуре организации
внутреннего содержания правовой системы, то имеется ввиду структура права.
Но есть и другие мнения о понятии "источник права". Например, Н. М.
Коркунов еще в начале века определил его как форму, в которой
объективировано
правило поведения —
он, откуда субъекты "взаимных отношений" могут узнать, что является
общеобязательным,
что надо соблюдать и на
что можно притязать? В
иллюстрации автор приводил обычай, судебную практику и государственный
закон. При этом он категорически отрицал, что "право творится законом",
т.е. государственной властью.
Наш современник С. С. Алексеев, напротив, соглашаясь с тем, что источник
права
всегда институционализирован
саму эту форму характеризует как результат правотворческой деятельности
государства.
"Объективированный в
— утверждает
он, — является юридическим
юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия,
существования".
Большинством ученых же принято, что термин «источник права» употребляется
в таких значениях, как:
1) источник права в материальном смысле:
здесь
под источником понимают
общества,
в результате которых
2) источник права в идеальном смысле:
это философские, религиозные, политические, моральные и другие идеи и
концепции, которые отразились в правовой норме;
3) в историческом смысле:
это исторические памятники права (напр. «Салическая Правда», «Русская
Правда»
и другие исторические
нормы);
4) в юридическом смысле:
форма
внешнего выражения и
форма права
5) в политическом смысле
это источники позитивного права
Термин
«источник права» имеет также
философский смысл, который
на то,
какие по своему характеру
(либеральные, консервативные
философские идеи легли в основу той или иной правовой системы.
Профессор
Л.А. Морозова выделяет
смысле и юридическом (формальном) смыслах. Под источниками права в
материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или
способ
бытия людей. Иногда данные
источники права называют
основой
права. Источник права в
философские
идеи, которые легли в основу
данной правовой системы.
права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы
внешнего
выражения норм права.
информации о правилах, моделях поведения субъектов права.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
1. Правовой обычай
Исторически первым источником права был обычай - правило поведения,
ставшее
юридической нормой вследствие
его общего значения и
фактического применения. Обычай связан с традицией и способен передаваться
от поколения к поколению.
Правовым
обычаем называется
поведения,
которое ранее сложилось в
результате длительного
людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась как устойчивая
норма.
Таким образом, правовым
официальное
одобрение государства.
обычаи,
которые отвечают его
законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это
сборники
правовых обычаев. Кроме того,
примером древних правовых
являются
такие источники
(Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н. э.) и др.
Природа
правового обычая
Правовой обычай, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в
рамках
сравнительно небольших
часто тесно связаны с религией.
Правовой
обычай отличается
и единообразным характером его соблюдения. И, по-видимому, не следует
полагать,
что правовые обычаи - архаичное
явление, потерявшее в настояще
время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые
обычаи
широко применяются при
(особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах
Африки, Азии, Латинской Америки.
Обычай
по природе своей носит
что сложилось
в результате длительной
обычай
отражает обывательские
нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в
целях
социальной безопасности и
вполне оправданно запрещает.
Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает,
другие одобряет и развивает.
В настоящее
время обычай постепенно
романо-германской
правовой семье) другими
прежде всего, законом. Но поскольку государственно-нормативное
регулирование
не может охватить все
такому
регулированию, обычай
частного
и, в меньшей степени,
в качестве
источника
под которым понимается «сложившиеся и широко применяемое в какой-либо
области
предпринимательской
предусмотренное
законодательством, независимо
оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не
применяются,
если они противоречат «
соответствующего
отношения положениям
Кроме того, мы можем найти несколько статей из Кодекса торгового
мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или