Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы является не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.«Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права – это синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность формы права (акты государственных органов, прецедентные решения судов и т.д.)». Так ли это, я постараюсь разобраться уже в первой главе своей работы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………стр. 3
2. Понятие формы (источника) права………………………………….стр. 5
3. Основные формы (источники) права………………………………..стр. 8
А) Правовой обычай
Б) Судебный прецедент
В) Нормативно - правовой договор
Г) Правовая доктрина
Д) Священные книги
Е) Нормативно - правовой акт
Ж) Принципы международного права
З) Правосознание
4. Формы (источники) права в Романо-германской и англо-саксонской
правовых семьях…………………………………………………… стр. 20
А) Предисловие
Б) Романо - германская правовая семья
В) Англо - саксонская правовая семья и ее отличия от романо - германской
5. Заключение…………………………………………………………….стр.30
6. Список использованной литературы…………………………………стр.32

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

   права  связан прежде всего с повышением  роли государства в регулировании

   общественно  значимых отношений.

   Широкому  использованию нормативно-правовых  актов способствуют такие их

   качества, как способность централизовано  регулировать различные

   общественные  отношения, быстро реагировать  на изменения потребностей

   общественного  развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем

   испытаний.  Документально-письменная форма  нормативно-правовых актов

   позволяет  непосредственно и оперативно  знакомить с их содержанием

   население.

   Нормативно-правовой  акт принимается специально уполномоченным на это

   органом  государства. Однако, основным и  принципиальным признаком

   нормативно-правового  акта является то, что он устанавливает,  изменяет или

   отменяет  юридические нормы, т.е. издание  нормативно-правового акта любого

   уровня  всегда означает установление, изменение или отмену юридической

   нормы.

   Нормативно-правовые  акты принимаются в рамках  специальной процедуры, для

   большинства  из них в законодательном порядке  установлено наименование.

   Нормативно-правовой  акт - это «кирпичик» действующей в стране системы

   законодательства. В Конституции Российской Федерации  1993 года установлены

   следующие  виды правовых актов: «Конституция»,  «федеральный конституционный

   закон», «федеральный закон», «закон», «правовые  акты»,

   «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения»,

   «решения»,  «акт», «международные договоры»,  «устав», «договор»,

   «соглашение».

   Фактически, здесь перечислены все виды  нормативно-правовых актов, которые

   в своей  совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не

   механическая  совокупность актов, а некоторая  их система, поскольку массив

   нормативно-правовых  актов время от времени специально  упорядочивается.

   Нормативно-правовые  акты следует отличать от индивидуальных правовых

   актов.  Индивидуальные правовые акты - это  акты государственных органов,

   негосударственных  организаций, должностных и частных  лиц, вызывающие

   определенные  правовые последствия для конкретных  субъектов (акт о

   регистрации  брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа

   и т.д.). Среди индивидуальных правовых  актов выделяют так называемые

   правоприменительные  акты. Они представляют собой  властные решения по

   конкретному  юридическому делу, имеют однократное  применение, адресуются

   конкретным  лицам и обязательны для исполнения  только ими (приговор или

   решение  суда, указ о назначении на  должность и т.д.).

   Таким  образом, можно выделить следующие  признаки нормативно-правовых

   актов: 1) нормативные акты есть результат правотворческой деятельности

   компетентных  органов и должностных лиц  государства, а также уполномоченных

   на то  общественных объединений и организаций; 2) они содержат в себе

   общеобязательные  правила поведения (нормы); 3) содержащиеся  в них

   предписания являются выражением государственной воли; 4) принимаются и

   реализуются  в особом процессуальном порядке; 5) имеют строго определенную

   документальную  форму и реквизиты, порядок  вступления в силу и сферу

   действия; 6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых

   отношений,  в то время как акты применения  норм права касаются в основном

   лишь  конкретных жизненных случаев,  ситуаций, обстоятельств; 7) рассчитаны

   на постоянное  либо длительное действие, тогда  как правоприменительные акты

   - на однократную  реализацию; 8) нормативные акты не  персонифицированы,

   адресуются  либо ко всем, либо к неопределенно  большому числу субъектов, а

   акт применения  правовой нормы имеет конкретного  адресата; 9) может быть

   быстро  изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо

   позволяет  адекватно отражать юридически  значимые реалии.

   Также,  иногда ряд исследователей выделяет  принципы международного права  и

   правосознание  в качестве источников права.

 

                        7. Принципы международного права

   Принципы  международного права - это наиболее  значимые нормы международного

   права.  Имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно

   правового  значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих

   рекомендательный  характер, но получают таковое  в случае признания их

   государством. Так, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ,

   «общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные

   договоры  Российской Федерации являются составной частью ее правовой

   системы.  Если международным договором  Российской Федерации установлены

   иные  правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила

   международного  договора».

   Принципы  международного права выполняют  две функции: способствуют

   стабилизации  международных отношений, ограничивая  их определенными

   нормативными  рамками, и закрепляют все новое,  что появляется в практике

   международных  отношений, и таким образом  способствуют их развитию,

   Основные  принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко

   признано, что принципы Устава ООН не  могут быть отменены государствами  в

   одностороннем  порядке или по соглашению.

 

                                8. Правосознание

   Правосознание  выступает юридической основой судебной и административной

   практики  в революционные эпохи, когда  отмененное законодательство

   ликвидированного  строя еще не заменено новым.  В России, например,

   советская  власть своими декретами отменила  все царские законы в течение

   полугода  после Октябрьской революции,  а первые кодексы (гражданский,

   уголовный,  земельный и т.д.) начали появляться  лишь в 1922 г. На

   протяжении  пяти лет советские суды и  административные органы

   руководствовались  преимущественно "революционным правосознанием". Эта

   практика  ныне хорошо известна.

 

 

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   В свете  вышеизложенного можно сделать  вывод, что формы (источники)  права

   имеют  исключительно большое значение  для укрепления законности в  правовом

   государстве.  Совершенство названных источников  напрямую зависит от уровня

   теоретических  представлений о них и от  качества по существу всех  видов

   юридической  практики. Юридическая наука призвана  своевременно готовить

   пригодные  рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело

   реализовать  предложения ученых в целях  создания гибкой, динамичной и

   эффективно  функционирующей системы источников  права. От качества этой

   системы  права зависит прочность законности  в государстве.

 

   В числе основных правовых систем современности большое место отводится

   романо-германской  правовой семье. Она возникла  на основе древнеримского

   права.  Одной из ее отличительных  особенностей является то, что  она

   базируется  на нормативно-правовых актах, которые, как правило,

   кодифицированы. На таких кодифицированных основах  законодательства

   основывается  право Франции, Германии, Испании,  Италии и т.д. Право нашей

   страны  также тяготеет к романо-германской  правовой семье.

 

   Ярким  примером страны с англо-саксонским или общим правом является

   Великобритания. Однако англичане не дают четкого  определения общего права,

 

   ссылаясь  на то, что оно не где не  записано и при этом отражает  сущность

 

   английского  правосознания, дух справедливости. "Общее право это древнее

 

   право  страны, сформированное из обычая  и интерпретированное судьями  при

 

   рассмотрении  конкретных дел", - так характеризуется  общее право в статье

 

   доктора  юридических наук "Характерные  особенности современной английской

 

   уголовной юстиции". Общее право соединяет в себе нормы, которые сложились

   в процессе  судебной практики, то есть по  решениям Высшего апелляционного

   суда  Великобритании и палатой лордов, а не установленные законодательными

   актами.

 

   Специфика  общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей

   права  и наличии в качестве источника  права громадного количества  судебных

   решений  (прецедентов), являющихся образцами  для аналогичных дел. Кроме

   общего  права, как уже было отмечено  выше, в структуру английского права

   входят  статутное право (законодательство) и право «справедливости».

 

   Можно  без конца спорить о преимуществах  и недостатках как семьи общего

   права,  так и романо-германской. Однако  любое утверждение будет являться

   субъективным, так как все перечисленные правовые семьи живут и до

   настоящего  времени, развиваются, и никто  не собирается их отменять.

 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Давид  Р., Жоффре-Спинози К. Основные  правовые системы современности.

       М.: Международные отношения, 1999.

 

    2. Венгеров  А.Б., Теория государства и права,  М.: Омега-Л, 2005

 

    3. Теория  государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.

       Малько. М.: Юристъ, 1999

 

    4. Поляков  А.В. Общая теория права: Курс лекций. - СПб.: Изд-во

       «Юридический центр Пресс», 2001

 

    5. Алексеев  С.С. Общая теория права. ч.1.

 

    6. Коркунов  Н.М. Лекции по общей теории  права. СПб., 1909

 

    7. Хропанюк  В. Н. Теория государства и  права: Учебное пособие/ Под ред.

       проф. В. Г. Стрекозова. М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995

 

    8. Гревцов  Ю.И. Очерки теории и социологии  права. СПб.: Знание, 1996

 

    9. Муромцев  Г. И. Источники права: Теоретические  аспекты проблемы //

       Правоведение. - 1992.

 

   10. Зивс  С.Л. Источники права. - М.: «Наука», 1981.

 

   11. Юридический  энциклопедический словарь. - М., 1984.

 

   А.Б. Венгеров, Теория государства и права,  М.: Омега-Л, 2005.-С398

 

   Коркунов  Н.М. Лекции по общей теории  права. СПб., 1909. С.66.

 

  Алексеев С.С. Общая теория права. ч.1. с.314.

 

   Хропанюк  В. Н. Теория государства и  права: Учебное пособие/ Под  ред. проф.

   В. Г.  Стрекозова. М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995.- С.185-186.

 

   Поляков А.В. Общая  теория права: Курс лекций. - СПб.: Изд-во «Юридический

   центр Пресс», 2001. - С. 513.

 

   Теория государства  и права. Курс лекций/ Под ред.  Н.И. Матузова и А.В.

   Малько. М.: Юристъ, 1999. - С.333.

 

   Гревцов Ю.И. Очерки  теории и социологии права.  СПб.: Знание, 1996. -

   С.108.

 

   Поляков А.В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций.

   Лекция 15 - С.365-366.

 

   Давид Р., Жоффре-Спинози  К. Основные правовые системы  современности. М.:

   Международные отношения, 1999. - С.95

 

   Там же- С.99


Информация о работе Источники (формы) права