Карательный аппарат дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации происходит поэтапное реформирование правоохранительных органов, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью. В системе этих органов особое место занимают пенитенциарные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы. Реализуя меры государственного принуждения в виде лишения свободы, такие учреждения за многовековую историю своего существования накопили богатый опыт в рамках исполнения уголовных наказаний.

Вложенные файлы: 1 файл

КР 2.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

В итоге, в 1879 году в России впервые был учрежден единый орган централизованного управления всей тюремной системой страны - Главное тюремное управление. На него были возложены и функции по определению основных направлений продолжения тюремной реформы.

С момента своего создания ГТУ заняло особое место в структуре МВД. Облеченное правом «принимать собственною властью, не испрашивая особого разрешения министра внутренних дел, все вообще распорядительные меры, необходимые для действия существующих законов по тюремной части»,398 оно фактически действовало автономно и, несмотря на малочисленный аппарат, сумело в короткий срок добиться заметных позитивных результатов за счет привлечения внештатных сотрудников, а также умелой организации работы. С созданием в 1893 г. «Тюремного вестника» ГТУ предоставило возможность ознакомиться с нею и широкой общественности. В рамках рассматриваемого периода Главное тюремное управление неуклонно набирало силу,

398 15 лет деятельности Главного  тюремного управления// Тюремный  вестник.1894. №6. С. 300. увеличивало объем  функций путем присоединения  центральных и местных органов  тюремного управления, распространяя  власть на новые территории  и категории тюремных учреждений. При этом основной заслугой  управления стало проведение  инспекций, выработка предложений  по продолжению реформ, улучшению  тюремной жизни.

Реформа тюремной системы России коснулась не только центрального аппарата, но и управленческого звена на губернском уровне. В принципе, кроме тюрем С.-Петербурга, подчинявшихся непосредственно ГТУ, как и прежде, система управления здесь замыкалась на губернаторе. Вместе с тем, огромное значение имело введение губернских тюремных инспекций, бравших на себя всю полноту ответственности за организацию тюремного дела на местах. В 1890-1895 гг. они были созданы в 24 губерниях страны. Была также проделана большая работа по улучшению кадрового состава и положения тюремных служителей, расширению их полномочий. В частности, было повышено жалование, введено пенсионное обеспечение, разработана система поощрений, усилены меры по защите от преступных проявлений со стороны заключенных.

Констатируя значение организационно-кадровых изменений, следует признать, что главным направлением в ее работе являлась инспекционная работа. К важнейшим направлениям деятельности управления нужно отнести работу в сфере постройки, приобретения и найма зданий для мест заключения, их обустройства. В данной связи, хотя в стране существовали и вполне современные тюрьмы, потребовалось принятие экстренных мер по ликвидации мест заключения, находившихся в аварийных состояниях и не отвечающих элементарным требованиям санитарии и гигиены.

При этом основным препятствием в развитии тюремного строительства был дефицит средств, наглядно иллюстрирующий основное противоречие в развитии ведомства - между поставленными перед ним задачами и финансовым обеспечением пенитенциарных программ. Так, в 1879 г. вместо запрошенных 737000 рублей ГТУ получило только 177500. В 1888 г. эти цифры соответственно составляли 603070 и 246556 руб., а в 1889 г. - 737000 и 177505 рублей. Тем не менее, к 1890 г. ГТУ затратило на строительство уже свыше трех миллионов рублей. Всего было переоборудовано 57 и возведено 11 новых тюремных зданий.

Среди относительно новых направлений работы ГТУ следует также выделить постановку с середины 1880-х годов и поиск решения вопроса об организации и упорядочении трудовой деятельности заключенных. При этом, хотя предпочтение здесь отдавалось не внешним работам, связанным с выводом осужденных за пределы тюрьмы, а внутренним, весьма большое внимание руководством ГТУ уделялось таким, по сути, «хозяйственным» проектам как организация каторги на Сахалине, строительство Сибирской, Амурской, Уссурийской железных дорог, Амурской колесной дороги и пр.

Исследуя основные направления совершенствования тюремных учреждений, нужно отметить, что весьма скромное место среди них заняла так называемая культурно-просветительная деятельность, в основном состоявшая в обеспечении исполнения православной обрядности, раздаче книг христианского содержания. В то же время, в связи с нехваткой средств, создание при тюрьмах библиотек в первые годы реформирования проходило с большими трудностями.

Таким образом, основной тенденцией периода стало неуклонное укрепление вертикали особых тюремных органов. Немалая заслуга в этом принадлежала начальнику ГТУ М.Н. Галкину-Враскому.

Однако дальнейшее развитие тюремного ведомства страны оказалось связанным с его передачей в Министерство юстиции. Анализ причин изменения ведомственной принадлежности ГТУ показал, что, помимо стремления к заимствованию иностранного опыта и к повышению эффективности работы МВД за счет обособления полицейской и уголовно-исполнительной сфер, немаловажное значение имели факторы субъективного порядка, прежде всего, связанные с намерением правительства изменением принадлежности ГТУ и его руководства продемонстрировать обществу готовность к преодолению имевших место недостатков. О бюрократически-верхушечном характере реформы говорит и то, что при этом местное заведование тюрьмами сохранялось неизменным.

Таким образом, проведенная ведомственная рокировка, не затронула основ тюремной политики. Более того, она на некоторое время затормозила последовательное совершенствование ГТУ, местных тюремных структур на, в целом, прогрессивных основах, заложенных в предшествующий период. При этом отдельные мероприятия конца XIX в., к примеру, связанные с укреплением системы каторжных тюрем, лишь дополнительно подчеркивали ситуацию очевидного застоя.

Вновь действительно важные изменения в организации и деятельности Главного тюремного управления стали заметными только накануне и в ходе революции 1905-1907 годов, давшей новый толчок продолжению реформы. При этом, как и прежде, особое внимание реформаторов привлекали проблемы совершенствования организации, структуры, штатов, кадрового состава тюремного ведомства, фактически не только сохранившего, но и упрочившего свое автономное положение. В частности, в структуре канцелярии ГТУ с 1906 года с 7 до 15 возросло число делопроизводств, в 1912 году реорганизованных в самостоятельные специализированные отделы с увеличенными штатами.

Наряду с этим, признав, что приостановка введения тюремной инспекции имела самые вредные последствия, Министерство юстиции вновь взяло курс на создание губернских тюремных инспекций и работавших в составе губернских правлений тюремных отделений. Это совпадало с преобладавшим мнением региональных властей. Нередко губернаторы сами обращались в Главное тюремное управление с настойчивыми ходатайствами о скорейшем учреждении тюремных инспекций, что, однако же, тормозилось отсутствием у правительства достаточных средств. В этой связи Совет Министров в ответ на ходатайство министра юстиции предоставил 9 января 1907 года начальнику ГТУ право командировать чинов управления для временного исполнения обязанностей губернских тюремных инспекторов в те губернии, где инспекция еще не была введена.

Изученный материал показал, что реформа не обеспечила окончательного разграничения в деятельности полицейских и тюремных структур. Фактическая зависимость тюремной части от МВД, особенно в регионах империи, оставалась достаточно сильной вплоть до 1917 года. При этом полицейские чины, особенно уездные исправники, пытались осуществлять контроль за действиями тюремной администрации. В данной связи особое значение приобрели межведомственные противоречия, в силу непроработанности ряда аспектов тюремной политики возникавшие между тюремными инспекциями и местными властями, между администрацией тюрем и представителями полиции, жандармерии и прокуратуры.

Анализ документов показал, что проблемы развития ГТУ в целом остались прежними, причем некоторые из них приобрели дополнительную остроту. В частности, переполнение тюрем в годы революции еще более актуализировало задачу тюремного строительства. Тогда всего по России необходимо было дополнительных мест в тюрьмах на 10 тысяч 709 арестантов, для чего следовало изыскать дополнительных 9215000 рублей.

Вместе с тем, по мере развития ГТУ, в его деятельности появлялись и очевидные инновации. В частности, особо следует отметить предоставление в 1916 году начальником ГТУ по запросу депутатов Государственной думы к министру юстиции отчета о положении заключенных, что фактически закладывало основы для оформления процедуры парламентского контроля над пенитенциарными учреждениями. Проявлением новых веяний стал и циркуляр ГТУ № 1 от 1 января 1917 года, вменивший в обязанность чинам губернской тюремной инспекции обеспечение правил содержания заключенных. Однако основное содержание деятельности тюремной системы состояло все же в обеспечении карательной политики.

 

 


 



Информация о работе Карательный аппарат дореволюционной России