Классификация и виды функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства.
Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие, признаки и сущность государства……………………...4
1.1 Понятие государства…………………………………………….12
1.2 Признаки государства…………………………………………..18
1.3.Сущность государства…………………………………………..20
2. Классификация и виды функций государства…………………....21
2.1 Внутренние функции государства……………………………..28
2.2 Внешние функции государства…………………………………34
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

тпг курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

    В учебнике «Общая теория права и государства»8 предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа».

    Толковый  словарь русского языка Ожегова и Шведовой дает два значения:

    1. Основная политическая организация  общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

    2. Страна, находящаяся под управлением  политической организации, осуществляющей  охрану её экономической и социальной структуры.

    Приведём  ещё несколько определений государства:

    «Государство  — это специализированная и концентрированная  сила поддержания порядка. Государство  — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство».9

    «Государство  есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий»10.

    «Государство  — это независимая централизованная социально-политическая организация  для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности».11

      «Государство есть машина для  угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении  одному классу прочие подчиненные  классы».12

    «Государство  есть воплощение права в обществе».

    «Государство  — свод законов и правил, установленных  на данной территории, регулирующий взаимоотношения  индивидуумов»

    Слово «государство» в русском языке  происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в  древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

    Принципиальные  отличительные характеристики публичной  государственной власти состоят  в следующем:

    - она является публичной (политической) властью, так как оторвана от общества, возвышается над ним и одновременно представляет интересы всего общества и выступает от его имени;

    - публичная государственная власть реально воплощается в профессиональном слое управленцев (чиновников), состоящих на государственной службе, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности они получают путем избрания, назначения, наследования или замещения;

    - государственная власть осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономические, организационные и иные ресурсы;

    - реализация государственной власти обеспечивается ее авторитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и, в конечном счете, государственным принуждением.

    Таким образом, понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную  на определённой территории, особого  рода организацию, в то время как  понятие страна скорее относится  к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые. 

    1.2 Признаки государства

    Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций  и от других организаций цивилизованного  общества.

    Признаки  государства:

    1. Государственная власть является  публичной

    Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью  людей и поддержания общественного  порядка.

    Власть  есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.

    Публичная власть — это власть, которая:

    а) распространяется на все общество;

    б) выступает от имени всего общества;

    в) действует в интересах всего  общества;

    г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.

    2. Территориальное деление населения

    В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.

    3. Наличие специального аппарата  власти

    Люди  в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально  занимаются управлением деятельностью других людей.

    4. Наличие налогов и займов

    Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.

    5. Суверенитет

    Признаки  государственного суверенитета:

    1) с внутренней стороны: 

    а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

    б) самостоятельность государственной  власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

    2) с внешней стороны — самостоятельность  государственной власти и ее  независимость от других властей  за пределами территории данной  страны.

    6. Законотворческая монополия

    Никто другой кроме государства не может  издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

    Соотношение государственного суверенитета, национального  и народного

    Национальный  суверенитет — полновластие нации, т.е. возможность нации самостоятельно решать вопросы своей организации, в т. ч. право на самоопределение, вплоть до создания отдельного государства. Нация — этническая общность буржуазного общества, объединенная единством экономической жизни, территории, языка, культуры, национального самосознания.

    Народный  суверенитет — полновластие народа (большинства жителей страны), т. е. народ является источником государственной власти и реализует свою власть путем прямого (непосредственного) и представительного (опосредованного) правления. Прямая демократия — это прямые выборы и референдум. Представительная демократия — это деятельность избранных представительных органов.13

    Одним из основных признаков государства  является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных  людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.).

    Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права. Государство  и право объединяют такие факторы  как, социальная среда, территория, экономическая  основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельном аспектах.

    Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Даже тоталитарные, диктаторские государства вынуждены упорядочивать общественные отношения с помощью права, устанавливать определенный правопорядок, использовать правовую форму для осуществления личного, группового или классового насилия.

    Как пишет известный русский правовед, специалист по истории русского права  и правовой мысли Федор Васильевич Тарановский (1875-1936), «право неразрывно связано с государством: государство  составляет непосредственную среду  для развития права, и государственная организация в свою очередь облекается в правовые формы».14 Другой русский юрист Николай Алексеевич Захаров указывал, что «Вся сила закона и все достоинство его заключаются не в установлении им каких-либо новых начал или принципов, а в регулировании им тех норм, которые признаны самой жизнью и имеют свое основание в прошлом. Вот почему законодательство не должно забегать далеко вперед, а идти рядом с жизнью, не сходя с основ своих, историей установленных, принципов…».15 «Формальное право есть лишь инструмент реализации в жизни общества определенного нравственного идеала. Как всякий инструмент, само по себе право нейтрально, оно может быть использовано как на пользу, так и во вред. На пользу тогда, когда способствует воплощению в жизнь высших религиозно-нравственных законов праведности, милосердия и любви…Придавать же формальному праву самодовлеющее значение – гибельная ошибка! Еще хуже, когда говорят, что право должно фиксировать существующее положение вещей, «естественные» человеческие запросы. Таким образом подспудно признается законность, легальность страстей, греховных язв, равно гибельных для духовного здоровья личности и основ государственной безопасности. «Настроив» правовую систему определенным образом, можно исподволь и незаметно, действуя полностью в рамках закона, развалить изначально прочную страну, растлить здравый и нравственный народ. Такова реальная цена «правового идолопоклонства», являющегося одной из основополагающих черт демократической квазирелигии.16 При такой правовой системе становится реальностью, когда, как говорили древнеримские юристы, - summumjus, summainjuria(высшая законность – высшее беззаконие).17

    Взаимодействие  этих явлений носит многогранный и постоянный характер.

    Государство активно участвует в правотворческой  деятельности, объективирует волеизъявления народа или его большинства в правовых актах, осуществляет правоприменительную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реализацию права государственным принуждением.

    Право юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государству и его деятельности легитимный характер.

    Государство, по мнению Кельзена, как юридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Это означает, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и действиях связано правом».18

    Государственный суверенитет-это политико-правовой признак государства, выражающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной  арене.

    Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает:

    - универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, на все организации и учреждения, политические партии и общественные объединения;

    - уникальность ее властных полномочий, в силу которых органы государственной власти могут отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

    - наличие у государственной власти таких средств воздействия, которыми не обладает никакая другая власть.

    Независимость государственной власти проявляется в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои вопросы, осуществлять любую законную деятельность как внутри государства, так и вне его.

    Среди основных признаков государства  выделим так же разделение населения по территориальным единицам. В отличии от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен, причем род часто не имел строго определенной территории и перемещался с одного места на другое, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных (монархия) или в граждан (республика) государства.

Информация о работе Классификация и виды функций государства