Классификация и виды функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства.
Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие, признаки и сущность государства……………………...4
1.1 Понятие государства…………………………………………….12
1.2 Признаки государства…………………………………………..18
1.3.Сущность государства…………………………………………..20
2. Классификация и виды функций государства…………………....21
2.1 Внутренние функции государства……………………………..28
2.2 Внешние функции государства…………………………………34
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

тпг курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

    Граждане  государства, проживающие на его  территории и вне ее, равно как  и сама территория, находятся под  защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного расчленения или захвата и отторжения ее части. Подобные акты, от кого бы они ни исходили извне, квалифицируются как акты прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории и своих граждан, проживающих на данной территории.

    С территориальной организацией населения  сопряжено не только возникновение  государства, но начало складывания  отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

    Основным  признаком государства наряду с отмеченным являются займы и налоги. Государство само по себе не является производителем материальных благ, поэтому для содержания государственного аппарата и поддержания ряда социальных функций оно устанавливает налоги, подати, пошлины и другие денежные сборы.

    Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию  и другие принудительные органы, а  также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.

    На  протяжении всей истории развития государства  особо важное значение для его  содержания имели налоги. Они всегда были важным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

    Установления, касающиеся видов и порядка взимания налогов, закреплялись в законах  и иных нормативно-правовых актах. Такое закрепление имеет место и в настоящее время. В большинстве современных государств имеет место целая серия законов, составляющая в своей совокупности налоговое право. Уплата налогов нередко рассматривается как конституционный долг или как конституционная обязанность граждан.

    «Каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы»,- закрепляется, в  ст.57 Конституции Российской Федерации.

    В каждом государстве существуют специальные  органы, занимающиеся сбором налогов, различных податей и организацией государственных займов. Порядок их деятельности, равно как и определение размеров, видов и порядка взимания налогов, регулируется специальными законами.

    Кроме названных основных признаков каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государства есть свой гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Они, как правило, отличаются краткостью, экспрессивностью и легкой произносимостью. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями – с другой. 

    1.3.Сущность государства

      Это один из сложнейших категориальных  вопросов юридической науки, на  который однозначно ответить  нельзя, так как сразу необходимо  охватить целый спектр проблем,  в частности, проблемы понимания  государства и права, соотношения  человека, общества и государства и др. Представляется необходимым последовательное раскрытие сущности государства, сначала как самостоятельного относительно обособленного политико-правового явления, затем в качестве социально обусловленного сложного комплекса.

    Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть, это то первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Но государственная власть- это не абстракция, а реальная власть, в которой сливается воедино сила, материализованная в специальных государственных учреждениях, и воля населения, опосредованная государством и объективированная в правовых нормах. Иными словами, сущность государства - это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.

    Поскольку государство является и продуктом  общества, и его организационной  формой, и сложным социальным организмом, то возможны и иные аспекты исследования его сущности с учетом названных  характеристик.

    Для общества жизненно важным является то, чтобы государственная власть была сильной и стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для дальнейшего развития гражданских институтов и всего общества.

    Население (народ) ждет от власти в первую очередь организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укреплению правопорядка, гарантий общественной безопасности. Ему важно знать также, кто осуществляет власть? Чьи интересы защищает власть? Как повлиять на нее? В демократических государствах население участвует в формировании властных структур посредством выборов, референдумов, опросов, а также через деятельность политических партий, профсоюзов, общественных объединений.

    Конкретный  человек, суммируя в себе общественные ожидания от власти, прежде всего, независимо от принадлежности к социальному слою, классу, нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, неукоснительного соблюдения и надежной защиты его прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.

    В современных развитых странах государство  постепенно становится механизмом преодоления  общественных противоречий не путем  насилия и подавления, а путем  достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связанно не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. 

    2. Классификация и виды функций государства

     В связи с тем, что государство  выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их классификация.

     Функции государства классифицируются по следующим критериям.

     1. По сферам деятельности:

     - внутренние - направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество (экономическая, социальная, налоговая, развития образования, культуры, науки, экологическая, охраны правопорядка,);

     - внешние – нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами (функция обороны страны, поддержания мира, сотрудничества с другими государствами).

     2. По продолжительности  действия:

     - постоянные – осуществляются в течение длительного времени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая, охраны правопорядка);

     - временные – осуществляются на определенных этапах существования государства (функции, осуществляемые в переходный период государства).

     3. По социальной значимости:

     - главные (основные) – имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);

     - производные – носят вспомогательный, дополняющий характер по отношению к главным функциям (налоговая функция как производная от экономической, функция развития образования, культуры, науки как производная от социальной)19.

     В юридической литературе характеристика видов функций государства чаще всего производится по критерию сферы  деятельности. В своей работе я также придерживаюсь данной классификации. 

     2.1 Внутренние функции  государства

          Как уже отмечалось выше, среди внутренних функций государства  можно выделить экономическую, социальную, функцию налогообложения, развития образования, культуры, науки; экологическую, охраны правопорядка.

     Экономическая функция.

     Вторая  половина XX столетия характеризуется  тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить  экономическая функция. Теперь государство  вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны20.

     Применительно к Российской Федерации можно отметить, что за последнее десятилетие уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой21. Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ.

     Кулапов В.Л. и Малько А.В. выделяют основные задачи в сфере экономики, стоящие перед Российским государством: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности; поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте22.

     Обобщая результаты исследований правоведов, экономистов можно выделить основные пути решения поставленных задач:

  • структурная перестройка российской экономики;
  • поддержка стратегических и социально значимых производств;
  • централизованная инвестиционная политика;
  • приватизация, демонополизация и управление государственной собственностью;
  • отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынках, создание условий для иностранных инвестиций;
  • создание правовых основ организации (управления) экономики и др.

     Экономическая функция государства имеет антикризисную  направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей  интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

     Социальная  функция.

     С экономической тесно связана  социальная функция государства. Она  многообразна по содержанию и масштабна  по объему государственной деятельности. Главное её назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

           Зачатки этой функции  отражены в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.

           Содержание социальной функции отражено в большинстве  статей Конституции Российской Федерации (ст.7, 38 - 41, 43 и др.).

     Для выполнения социальной функции государство  создает фонды, которые расходуются  на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует  программы, стабилизирующие занятость  населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Информация о работе Классификация и виды функций государства