Классификация конституций зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.
Конституция в материальном смысле - совокупность норм регулирующих организацию государственной власти.
В науке конституционного права неоднократно предпринимались попытки классифицировать конституции по различным основаниям. Приведем примеры классификации конституций зарубежных стран по различным признакам.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС Контрольная работа.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

НОУ ВПО «Академия права и управления (институт)»

КУРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Конституционное право зарубежных стран

 

 

Вариант: I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                

 

Проверил:                                 

 

 

 

Курск 2010-2011 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация конституций зарубежных стран

 

Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.

Конституция в материальном смысле - совокупность норм регулирующих организацию государственной власти.

В науке конституционного права неоднократно предпринимались попытки классифицировать конституции по различным основаниям. Приведем примеры классификации конституций зарубежных стран по различным признакам.

По форме различают писанные и неписанные.

Писаная конституция — это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (например,  в  Финляндии,  Швеции), которые  официально  провозглашены  основными   законами   данной   страны.

Неписаная  конституция  —  это  совокупность  различных  законов,  судебных прецедентов  и  обычаев  (конвенциональных  норм);  из-за  последних  такая конституция и называется неписаной. Эти акты и нормы в  своей  совокупности закрепляют в какой-то мере основы  существующего  строя,  но  формально  не провозглашены в качестве основных законов (Великобритания, Новая Зеландия).

По структуре – кодифицированные и некодифицированные.

Подавляющее большинство конституций принимается в виде кодифицированного акта, т.е. единого, структурированного, имеющего внутреннюю логику документа.

В нескольких государствах мира конституция не кодифицирована. В Великобритании, Швеции, Израиле конституция - не единый акт, а совокупность нескольких важнейших законов, регулирующих вопросы конституционного характера.

Конституции в зависимости от способа их изменения могут быть «жесткими» и «гибкими» и смешанного типа.

«Гибкая» конституция – та, в текст которой легко внести поправки. Фактически «гибкие» конституции подвергаются частым изменениям. Например, для изменения конституции Великобритании достаточно принятия акта парламента.

«Жесткую» конституцию сложно изменить. С этой целью предусматривается несколько способов:

  • квалифицированное внесение поправок;
  • двойной вотум (простой, когда два голосования проходят в течение одной сессии либо одной легислатуры, или сложный, когда поправка принимается только разными составами парламента);
  • перевыборы парламента специально для принятия конституции новым составом парламента;
  • утверждение поправок на референдуме;
  • ратификация поправок законодательными органами субъектов федерации.

 

 «Сверхжесткие» конституции изменить практически невозможно. Примеры жестких конституций:

  • Конституция США 1787 г. (за 200 лет внесено лишь 27 поправок);
  • Конституция РФ 1993 г.

Конституции смешанного типа – конституции разные части, которых изменяются по-разному (Индия).

В странах англосаксонской правовой системы различают «живую» и «мертвую» конституции. Классический пример «мертвой» конституции – Конституция США 1787 г. (сам текст, принятый более 200 лет назад, с последующими поправками). Она сильно устарела, архаична, поверхностна, регулирует лишь основы государства и права. Ею было бы трудно руководствоваться, если бы она не толковалась судьями (Верховным судом). Десятки томов решений Верховного суда, подробно разъясняющих текст Конституции 1787 г., и есть «живая» конституция. Суды англосаксонских государств, имеющие право толковать конституции, создают своими решениями «»живые» конституции этих стран.

Конституция может быть юридической и фактической. Юридическая конституция – это «конституция на бумаге», фактическая – «конституция в жизни», которые могут не совпадать.

Например, в конституциях ряда авторитарных и тоталитарных государств закрепляются нормы о правах и свободах человека, а на деле они не соблюдаются властями, нет механизмов, с помощью которых данные права могли быть защищены. Другой пример: в гитлеровской Германии продолжала действовать, но не соблюдалась «демократическая  Веймарская конституция.

К понятиям юридической и фактической конституций близки понятия реальной и фиктивной. Реальная конституция адекватно отражает общественные отношения, которые сложились фактически, и соответствует им. Фиктивная конституция расходится с реальностью и зачастую не отражает реальную ситуацию. Если в современных США принять конституцию тоталитарного социализма, то она будет фиктивна, поскольку общественные отношения не адекватны ей. та же ситуация будет, если в нынешнем Китае принять «буржуазную конституцию».

В зависимости от периода действия, конституции бывают постоянными и временными. Разумеется, отнесение той или иной конституции к  первой  группе отнюдь не означает ее вечного действия: вечных конституций  не  было  и  нет (более  двух  веков  действует  Конституция  США,  более  века  —   Бельгии, Норвегии).  Нередки  случаи,   когда   принятые   и   официально   названные постоянными  конституции  вскоре  отменялись  и  заменялись  новыми,   более прогрессивными или, напротив, реакционными.  Постоянная  конституция  —  это такая, в  которой  не  устанавливается  заранее  каких-либо  хронологических границ ее действия или не предусматривается событий, при которых она  должна быть заменена. Временная же конституция ограничивает  срок  своего  действия или  устанавливает  условия,  при   наступлений   которых   она   заменяется постоянной  конституцией  (например,  Конституционная  декларация  Йеменской Арабской Республики 1974г., временные конституции ОАЭ 1971 г., Судана  1985 г., Таиланда 1991 г., ЮАР 1994 г. и др.). Временные конституции  принимаются без созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся. Обычно  они провозглашаются  главой  государства  (так  часто  было  в  Египте,   такова временная конституция Таиланда 1991 г.) или новым руководством страны  после очередного переворота (Судан в 1985 г.). Многие из названных выше  временных конституций уже заменены другими, но, например,  в  Ираке  и  ОАЭ  временные конституции действуют уже три десятилетия.

Также для более точной характеристики конституций зарубежных стран можно прибегнуть к следующим классифицирующим признакам.

По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные    (дарованные);  принятые     представительным     органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме.

По новизне содержания (на момент принятия): оригинальные (т.е. содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты – британский парламентаризм, федерализм и президентство в США и др.); заимствованные (т.е. адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций – большинство конституций).

По политическому режиму разделяют демократические и авторитарные конституции.

По установленной форме правления конституции бывают монархические (Бельгия) и республиканские (США и ФРГ).

По уровню конституционного регулирования выделяют конституции федеративного государства (США, ФРГ) и конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партийные системы в зарубежных странах

 

В политических системах зарубежных стран политические партии занимают одно из важнейших мест сам термин «партия» происходит от латинского «pars» - часть, что применительно к политической системе означает группу единомышленников, имеющих одну общую цель. С усиление роли партий в политическом процессе, с ростом их организованности  партий стали рассматриваться как своего рода социальный механизм, где и доктрина, и организационная структура служат достижению определенных политических целей.

При демократическом режиме без политических партий невозможно само осуществление государственной власти. Политические партии различных направлений и оттенков в зависимости от обстановки либо выступают в качестве правящих, либо играют роль лояльной оппозиции, которая в любой момент сама может сформировать правительство. Подобная система наблюдается во всех странах с сильными социал-демократическими партиями (Великобритания, Франция, ФРГ, Австрия, Швеция и др.).

Для стран с демократическим режимом характерно наличие нескольких политических партий и соответственно определенной партийной системы.

Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институциализованных групп с противоречащими друг другу интересами. Каждая социальная или иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

Партийные системы отличаются значительным разнообразием, что объясняется социальными, национальными, историческими и религиозными и иными особенностями каждого государства.

Многопартийность объясняется также наличием в политической и экономической элите общества конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентах и муниципалитетах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности. Эта конкурентная борьба может носить очень острый характер. Следует учесть и наличие в обществе различных идеологических течений.

Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:

1. Многопартийные системы монопольно  господствующей партии. При этой  форме многопартийности ни одна  партия не располагает абсолютным  большинством в парламенте  и  поэтому вынуждена идти на  различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства.

Типичным примером в этом отношении является партийная система Италии.

После Второй мировой войны наиболее влиятельной была Христианско-демократическая партия, опиравшаяся на поддержку Ватикана и широко использовавшая в своей идеологической деятельности социальную доктрину христианства. Старейшими партиями страны являлись Либеральная (образована в 1845 г.) и Республиканская (основана в 1832 г.). На крайне правовых позициях находилось Итальянское социальное движение.

Левые силы были представлены Итальянской коммунистической и Итальянской социалистической партиями. Известным влиянием пользовалась Итальянская социал-демократическая пария. На выборах в Палату депутатов ИКП традиционно имела второй результат по стране и набирала от 25 до 35% голосов избирателей, но никогда не входила в состав правительства, формируемого на базе ХДП. В конце 80-х гг. в состав правительства, как правило, входили представители республиканцев, либералов, социалистов и социал-демократов.

В начале 90-х гг. произошел распад партийной системы: с политической арены исчезли ХДП, ИКП. Это было обусловлено, с одной стороны, обнародованием фактов злоупотреблений в сфере финансирования политических партий и предъявлением обвинений ряду видных политических деятелей страны. С другой стороны, это было связано с кризисом европейского коммунистического движения. Сегодня на политической арене страны ведущее положение занимают два партийных блока – «Оливковое дерево» и «Дом свободы», образованные в 1995 г.

Утрата доверия к политическим партиям нашла отражение в законодательной сфере. 18 апреля 1993 г. на общенациональном референдуме были отменены две статьи закона от 2 мая 1974 г. № 195 «Об участии государства в финансировании политических партий», связанные с предоставлением ежегодных государственных дотаций парламентским группам. 10 декабря 1993 г. был принят закон № 515, который внес изменения в порядок негосударственного финансирования политических партий и установил новые критерии для перераспределения средств на проведение избирательной компании.

Многопартийные системы без монопольно господствующей партии, при которых создаются обычно коалиционные правительства, существуют в таких странах, как Бельгия, Дания, Нидерланды и некоторых других.

2. Многопартийные системы с монопольно  господствующей партией.

При этой форме многопартийности абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.

До недавнего времени многопартийная система такого типа существовала в Мексике, где более 60 лет господствующее положение занимала Индустриально-революционная партия.

Во Франции при президентах Ш. де Голе (1958-1969) и Ж. Помпиду (1969-1974) монопольное положение занимала голлистская партия, которая первоначально называлась Союзом в защиту новой республики (ЮНР), а с 1968 г. – Союзом демократов за республику (ЮДР).

В течение 17 лет (1949-1966) многопартийная система с монопольно господствующей партией существовала в ФРГ, поскольку устойчивое большинство в Бундестаге принадлежало блоку партий Христианско-демократический союз/ Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС).

Информация о работе Классификация конституций зарубежных стран