Классификация конституций зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.
Конституция в материальном смысле - совокупность норм регулирующих организацию государственной власти.
В науке конституционного права неоднократно предпринимались попытки классифицировать конституции по различным основаниям. Приведем примеры классификации конституций зарубежных стран по различным признакам.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС Контрольная работа.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

3. Двухпартийные системы представляют  собой своеобразную разновидность многопартийности.

Для двух партийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая – оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования других партий.

Классическим образцом в этом отношении является двух партийная система США. Более ста лет на политической арене США монопольно господствуют две главные партии – Республиканская и Демократическая.

В свое время (незадолго до начала и во время гражданской войны 1861-1865 гг.) Республиканская партия представляла интересы буржуазии Севера, а Демократическая партия была политической организацией рабовладельцев-южан. Затем политические различия между партиями стерлись, но они по-прежнему ведут ожесточенную избирательную борьбу на уровне федерации, штатов, городов и графств.

Двухпартийная система Великобритании состоит из двух крупнейших партий: Консервативной, которая официально оформилась в 1867 г. на базе партии тори и насчитывает около 2 млн членов, и Лейбористской, созданной в 1900 г. по инициативе английских профсоюзов и социалистических организаций; в нее входит около 6,5 млн членов. Третья по величине политическая партия Великобритании – Либерально-демократическая партия. Она возникла в 1988 г. путем слияния Либеральной и Социал-демократической партий, которые в начале 80-х гг. создали двухпартийный блок, выступивший на выборах 1983 и 1987 гг. под именем Альянса и собравший соответственно 25,4 и 23% голосов. На сегодняшний день влияние Либерально-демократической партии не столь существенно. Лейбористы, одержавшие сокрушительную победу над консерваторами в мае 1997 г., в поддержке либеральных демократов не нуждаются.

Двухпартийные системы в демократических странах следует отличать от искусственных двухпартийных систем, существующих в условиях авторитарного режима и играющих в первую очередь пропагандисткою роль. Например, в Индонезии официально разрешены лишь две политические партии – Партия единства и развития и Демократическая партия; при этом ведущую роль в партийной системе играет политический союз – Голкар, формально политической партией не являющийся.

4.  Однопартийные системы существуют  в странах с авторитарными  политическими режимами, где многопартийность  ликвидирована и установлена  монополия одной партии  (Габон, Заир, Камерун и др.).

В отечественном государствоведении выделяют и так называемые «беспартийные системы». Например, в ряде мусульманских стран (Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) все партии запрещены как разрушающее единство уммы – мусульманской общины «правоверных». Все партии были замещены королевским указом в Непале (до 1990 г.) в условиях «беспартийной панчаятской демократии», но на деле они продолжали свою деятельность.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система выборов в Парламент США, Франции, Китая

/сравнительный анализ/

 

Парламент – это высший орган народного представительства, который выражает суверенную волю народа, призван регулировать важнейшие общественные отношения главным образам путем принятия законов, осуществляет контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Рассмотрим систему выборов в Парламент на примере парламентов США, Франции и Китая (табл. 1).

Таблица 1

Страна/

Признак

США

Франция

Китай

Структура

Две палаты:

Сенат, Палата представителей

Две палаты:

Сенат, Национальное собрание

Одна палата:

Всекитайское собрание народных представителей

Форма выборов в нижнюю палату

граждане

граждане

граждане

Форма выборов в верхнюю палату

Прямые выборы

Косвенные выборы

-

Порядок переизбрания нижней палаты парламента

целиком

целиком

целиком

Порядок переизбрания верхней палаты парламента

Проводится ротация одной трети депутатов каждые два года

Проводится ротация одной трети депутатов каждые три года

-


Итак, порядок формирования парламента зависит от его структуры. Так, в Китае однопалатный парламент, Однопалатное Всекитайское собрание народных представителей, избирают граждане. Депутаты Всекитайского собрания избираются путем многостепенных выборов.

 А вот в США и во Франции  парламенты состоят из двух  палат (США это двухпалатный Конгресс, состоящий из Сената и Палаты  представителей, во Франции – Сенат и Национальное собрание). Состав одной (нижней) палаты избирают граждане. Формирование второй (верхнюю) в США путем прямых выборов (по два сенатора от штата), во Франции – путем косвенных выборов, избирательную коллегию в каждом регионе составляют члены нижней палаты от данного региона и советники различных муниципальных органов.

Однопалатное Всекитайское собрание народных представителей и нижняя палата парламентов США и Франции переизбираются целиком. К верхней палате применяется принцип ротации, сенаторы избираются наиболее длительный срок и палата обновляется по частям: в США на шесть лет с обновлением на одну треть через два года; во Франции на девять лет с обновлением на одну треть через три года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Референдум

 

Референдум – способ принятия государственных решений или решений в сфере местного самоуправления путем голосования лиц, обладающих правом участия в референдуме.

С точки зрения конституционного регулирования вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (предмет референдума), они могут быть разделены на 2 группы:

1) вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум;

2) вопросы, вынесение которых на референдум отнесено на усмотрение государственных органов или избирателей.

Вопросы, которые не подлежат вынесению на референдум:

1) налогообложения, бюджета и другие финансовые вопросы;

2) амнистии и помилования;

3) ратификации международных договоров. Исходя из особенностей политической ситуации, исторических традиций, уровня политической культуры и других обстоятельств каждый законодатель создает свой перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум.

Обычно право участия в референдуме предоставляется всем избирателям, обладающим активным избирательным правом по выборам в нижнюю или единственную палату парламента, а на региональных и местных референдумах – в соответствующий орган регионального представительства или местного самоуправления.

Порядок организации и проведения референдума следующий.

Инициатива проведения референдума может исходить от правительства, групп депутатов, региональных органов власти, групп избирателей, палат парламента и т. д.

Решение о назначении референдума принимает:

1) глава государства;

2) парламент.

Виды референдума:

1) общегосударственный и местный референдум;

2) обязательный и факультативный (петиционный, т. е. по инициативе избирателей со сбором подписей);

3) конституционный и обыкновенный. В первом случае на референдум выносится проект конституции (во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН);

 

4) допарламентский (до принятия закона парламентом), послепарламентский (после того как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума), внепарламентский (когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента);

5) утверждающий (или ратифицирующий) (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий;

6) решающий и консультативный.

Существуют и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т. д.).

Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. Нередко никаких иных актов о собственном референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

В многомондатном избирательном округе, от которого должно быть избрано 4 депутата, баллотируются 5 списков (бюллетеней) различных политических партий. В выборах участвовали 100 тыс. избирателей. Голоса распределились след. образом: партия А получила 14 тыс. голосов, Б- 23 тыс., В- 43 тыс., Г- 11тыс., Д- 9 тыс.

Какие партии получат депутатские места и сколько мест, если в округе (и в стране в целом) будет применена след. избирательная система:

  1. Мажоритарная система абсолютного большинства
  2. Пропорциональная система при условии использования для вычислений естественные квоты (метод Т. Хэра)

 

РЕШЕНИЕ.

1. В случае применения мажоритарной системы абсолютного большинства необходимым условием является то, что для избрания от округа необходимо набрать не простое большинство голосов, а обязательно абсолютное (т.е. 50% + 1 голос) большинство голосов от принявших участие в выборах избирателей.

По условию задачи сказано, что всего проголосовало 100 тыс. избирателей, из них за партию А – 14 тыс. (т.е. 14% от общего числа проголосовавших), Б – 23 тыс. (т.е. 23%), В – 43 тыс. (т.е. 43%), Г – 11 тыс. (т.е. 11%), Д – 9 тыс. (т.е. 9%). Таким образом, видим, что ни одна партия не набрала абсолютного большинства, следовательно, необходимо проводить   2-ой тур, в котором будут участвовать партии, набравшие большее количество голосов (в нашем случае партии В и Б). Победителем из двух оставшихся кандидатов во втором туре считается та партия, которая наберет больше голосов, чем соперник. Именно победитель получит депутатские места в округе.

На мой взгляд, применение данной избирательной системы, при проведении выборов, когда голосование идет не за кандидата лично, а за партию, нецелесообразно.

2.  При использовании пропорциональной системы с использование для вычисления естественной квоты (метод Т. Хэра) распределение депутатских мест необходимо проводить следующим образом:

1) Определим квоту Хэра отношением  общего числа поданных голосов на количество депутатских мест

                                     100 000/4= 25 тыс. голосов

Т.е. для получения одного мандата достаточно набрать 25 тыс. голосов.

2) Распределим депутатские места  согласно набранным голосам, путем  деления голосов, набранных каждой партией на квоту

А – 14/25 = 0 депутатских мест, 14 тыс. голосов в остатке;

Б – 23/25 = 0 депутатских мест, 23 тыс. голосов в остатке;

В – 43/25 = 1 депутатское место, 18 тыс. голосов в остатке;

Г – 11/25 = 0 депутатских мест, 11 тыс. голосов в остатке;

Д – 9/25 =0 депутатских мест, 9 тыс. голосов в остатке;

В результате распределенным оказалось лишь 1 депутатское место, 3 остальных не распределены, а 75 тыс. голосов в остатке (т.е. «пропали»).

3) Оставшиеся депутатские места по очереди распределяются между партиями, имеющими наибольший остаток (проводится второе распределение)

а) 1 депутатское место в первую очередь получит партия Б (у нее наибольший остаток);

б) 1 депутатское место – партия В;

в) 1 депутатское место – партия А.

Таким образом, в итоге имеющиеся 4 депутатских места распределятся между баллотирующимися партиями следующим образом: партия В – 2 депутатских места, Б – 1 депутатское место, А – 1 депутатское место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Информация о работе Классификация конституций зарубежных стран