Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:16, курсовая работа
Субъектом государственного управления выступает государство в лице государственного аппарата - ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Объектами государственного управления выступают сферы общественной и частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие. Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасность государства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободы граждан, международная деятельность и т. п. Управленческая деятельность государства носит универсальный характер, ухватывая практически все сферы общественных отношений.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика функций государства……………………………………………………………………….4
1.1 Сущность функций государства……………………………………………………………………………………………4
1.2 Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства…4
2. Классификация функций государства……………………………………………………………………..……………11
2.1 Основные черты функций……………………………………………………………………………………………………11
2.2 Внутренние функции государства…………………………………………………………………………………..….12
2.3 Внешние функции государства……………………………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика
функций государства……………………………
1.1 Сущность функций государства……
1.2 Проблематика и основные
тенденции эволюционного
2. Классификация функций
государства…………………………………………………
2.1 Основные черты функций……………………
2.2 Внутренние функции
государства…………………………………………………
2.3 Внешние функции государства………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Функции государства выражаются
в осуществлении
Государство выступает по отношению к обществу субъектом управления.
Государственное управление
осуществляется для решения двух
взаимосвязанных целей. Первая цель
- это обеспечить стабильность, самосохранение
общества, прочное закрепление
Вторая цель – это обеспечение развития общества, реформы, совершенствование общественных отношений, дальнейшее развитие общества по пути прогресса. Между собой различаются цели и задачи государственного управления. Управленческие цели всегда носят стратегический, универсальный характер. Задачи государственного управления - это приоритеты государственной политики на конкретно-историческом этапе. В Российской Федерации задачи и функции государства находятся в ведении Президента России, который, согласно статье 80 Конституции РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Субъектом государственного
управления выступает государство
в лице государственного аппарата -
ведомств, государственных органов,
учреждений, организаций и должностных
лиц. Объектами государственного управления
выступают сферы общественной и
частной жизни, на которые направлено
управленческое воздействие. Это экономика,
политика, семья, культура, правопорядок,
оборона и безопасность государства,
окружающая природная среда, социальная
сфера, права и свободы граждан,
международная деятельность и т.
п. Управленческая деятельность государства
носит универсальный характер, ухватывая
практически все сферы
Одной из центральных проблем,
рассматриваемых сегодня
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.
Цель работы – рассмотреть основные функции государства.
Задачи работы – представить общую характеристику функций государства; классифицировать функции государства.
1. Общая характеристика функций государства
1.1 Сущность функций государства
Поскольку основные понятия
о государстве привязываются
к основам права, нужно обратить
внимание на узко-юридическое понимание
функций государства и назвать
три такие функции: правотворческую,
правоисполнительную и
Но о функциях государства чаще принято говорить как об основных направлениях его деятельности, обусловленных задачами государства и целями правового регулирования.
Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, секторы и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.
Исходя из задач государства, можно выделить следующие функции государства на современном этапе:
Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.
Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.
Функции призваны ответить на вопрос: что должно делать государство на данном этапе его развития, на чём должны быть сосредоточены усилия его органов и учреждений.
Далее, в функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития, его многосторонние связи с обществом.
Функции государства - категория
объективная как по содержанию, формам
и методам осуществления, так
и по своим границам. Это значит,
что число функций государства
также носит объективный
1.2 Проблематика и основные
тенденции эволюционного
Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции, методы и формы. В свою очередь функции, методы и формы государственного управления указывают на его целевые установки, характер и содержание.
Резкое сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили свое отражение в функциях, методах и формах государственного управления.
Вырисовываются два аспекта проблемы:
а) функции государственного управления;
6) функции его субъектов.
Происшедшие преобразования в обществе и государственном управлении не обогатили представлений о сущности и видах его функций в главном, принципиальном. Появились лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Они теперь проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных секторов и различной степени влияния на них государства.
В большей степени претерпевают
изменения функции органов
Среди функций на первый план
выступают прогнозирование, координация,
регулирование и контроль. Значение
планирования как функции управления
ослаблено и ограничивается как
бы в изолированном виде двумя
сферами; с одной стороны, централизованной,
точнее центральной, с другой, локальной.
То есть оно перестало быть ведущей
формой и стержнем директивного и
адресного централизованного
Однако дискредитация планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него беспочвенны; отказ от планирования вообще - грубейшая ошибка и планирование пробивает себе путь как объективная необходимость нормальной организации государственной работы.
Нередко, чаще всего применительно
к экономике, предлагается заменить
систему прямого
Между тем государственное регулирование может пониматься в широком и узком смысле.
В широком смысле оно выражается
в установлении государством общих
правил поведения (деятельности) участников
общественных отношений и их корректировке
в зависимости от изменяющихся условий.
Его субъектами являются органы законодательной
(представительной) и исполнительной
власти. Известным образом на поведение
участников урегулированных отношений
влияют субъекты судебной власти. Традиционными
правовыми формами
В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция является приоритетной не только в управлении экономикой, но и социально-культурной сферой.
Содержание и механизм осуществления этой функции включает:
а) нормативное регулирование путем установления общих правил);
б) его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;
в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
г) государственную защиту
прав и интересов участников общественных
отношений, урегулированных
д) координацию и общее направление их деятельности;
е) содействие ее успешному осуществлению;
ж) определение приоритетов в структурной политике;
з) государственные контракты (договоры);
и) регистрацию;
к) лицензирование и др.
Традиционными инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т.д.
Многоплановое государственное
регулирование во всех сферах общества
- юридическая реальность. Отрицание
его есть политика, уводящая от государственно-правовой
проблематики, требующей своего разрешения
в целях обеспечения
Государственное регулирование
направлено на создание благоприятных
экономических, правовых и организационных
условий деятельности коммерческих
и некоммерческих организаций, предпринимательства.
Оно не предполагает вмешательство
государственных органов в их
производственную и хозяйственно-финансовую
деятельность кроме случаев, когда
его возможность прямо
Не случайно поиск терминов,
выражающих изменившийся характер отношений
предприятий с вышестоящими органами,
привел к замене термина "управление",
отчасти и термина "руководство"
формулировкой "органы, на которые
возложены координация и
Конкретизация полномочий вышестоящих органов касается отдельных организационных и специальных вопросов, обусловленных отраслевыми особенностями и формами собственности (наем руководителей, обеспечение общественной безопасности и т.д.).
Функция государственного регулирования
реализуется различными методами и
в различных формах. Многие из них
являются традиционными, органично
присущими государственному управлению.
В современном механизме
Государственный контроль -
функция, тесно связанная не только
с обеспечением дисциплины и законности,
но и с государственным