Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:16, курсовая работа
Субъектом государственного управления выступает государство в лице государственного аппарата - ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Объектами государственного управления выступают сферы общественной и частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие. Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасность государства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободы граждан, международная деятельность и т. п. Управленческая деятельность государства носит универсальный характер, ухватывая практически все сферы общественных отношений.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика функций государства……………………………………………………………………….4
1.1 Сущность функций государства……………………………………………………………………………………………4
1.2 Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства…4
2. Классификация функций государства……………………………………………………………………..……………11
2.1 Основные черты функций……………………………………………………………………………………………………11
2.2 Внутренние функции государства…………………………………………………………………………………..….12
2.3 Внешние функции государства……………………………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………
Формы, виды и методы контроля,
суть которых в общем виде рассмотрена
в пятом разделе, на практике реализуются
в различных отраслях и сферах.
Не представляет собой чего-либо специфического
в зависимости от особенностей отраслей
и сфер управления контроль представительных
органов, полномочных представителей
и аппарата Президента Российской Федерации,
органов исполнительной власти общей
компетенции, государственный контроль
через своих представителей в
органах управления акционерных
обществ, создаваемых на базе государственной
собственности или при наличии
ее доли. Много сходного также в
ведомственном контроле, осуществляемом
по однотипным вопросам в отношении
подведомственных объектов. При этом
важно иметь в виду, что теперь
государственный контроль организуется
и осуществляется с учетом особенностей
правового положения
Больше разнообразия среди специализированных форм и видов контроля и надзора. Именно они обуславливаются особенностями отраслей и сфер, функций управления ими.
Такой контроль сформирован либо в виде самостоятельных в организационном и юридическом отношениях (Государственная налоговая служба) или в составе других органов государственного управления (Государственный ветеринарный надзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации).
Он функционирует в
качестве вневедомственного, то есть общего
для всех отраслей и сфер управления
(Государственный земельный
Вневедомственный контроль имеет две разновидности:
а) внеотраслевого профиля;
б) отраслевого профиля.
К первой разновидности относится контроль финансово-кредитных и налоговых органов, контроль и надзор за соблюдением правил дорожного движения, противопожарных правил и т.д.
Характерным для этой разновидности
контроля и надзора является то,
что он распространяется на организации
и физических лиц, а также на государственные
и негосударственные
Вневедомственный контроль
и надзор отраслевого профиля
осуществляется за соблюдением нормативно-
Специфические виды ведомственного контроля распространяются главным образом на объекты той или иной отрасли. Его цели и конкретные формы определяются особенностями основной деятельности поднадзорных объектов. На железнодорожном транспорте действуют подразделения по надзору за обеспечением безопасности движения, на морском - безопасности мореплавания, в атомной промышленности - атомнадзор за ядерной безопасностью и т.д.
Специфика вневедомственного
и ведомственного специализированного
контроля и надзора, во-первых, в
том, что он не может вторгаться в
производственно-хозяйственную
Субъекты отдельных видов данного контроля и надзора активно участвуют в правотворчестве в сфере их контрольно-надзорной деятельности. В одних случаях правотворчество заключается в установлении норм и правил, обязательных для подконтрольных и поднадзорных объектов, в других- в участии в разработке такого рода правил, подготовке и внесении на утверждение проектов правовых актов.
Для специализированного
ведомственного контроля и надзора
нехарактерны полномочия по применению
мер административного
По функциям, осуществляемым субъектами верховной и подчиненных властей, принято различать власть законодательную (функция издания законов, ср. ниже), судебную (решение юридических споров с обязательною для обеих сторон силою) и исполнительную (исполнение законов и судебных решений, вообще управление в пределах общих норм права и судебных решений).
Чем культурнее и солидарнее
общество, тем менее оно нуждается
в государственном
Основным же условием, решающим
вопрос о целесообразности государственного
вмешательства (правовой централизации),
является характер или сфера правовых
отношений и то конкретное состояние,
в котором эта область
Верховная власть государства
в принципе так же едина, как и
само государство. Она не представляет
собою совокупности отдельных полномочий,
между которыми существуют пробелы,
но есть связное: единство. Благодаря
самостоятельности государства, власть
его, в принципе, может осуществляться
во всех областях человеческой общественной
жизни и может прибегать ко
всевозможным формам господства над
людьми. Из этого не следует, конечно,
что государство и на самом
деле должно в такой всеобщей полноте
осуществлять свою власть; ниже мы увидим,
что есть известные границы, за которые
соображения целесообразности не позволяют
выходить государству в его
Несмотря на эту единую природу верховной власти, мы можем тем не менее разграничить ее важнейшие функции, провести логическое различие между разными формами, в которых она проявляет свою деятельность. В современной науке принято различать три такие важнейшие функции государства: законодательство, суд и управление.
1. Законодательная деятельность состоит в установлении общих юридических норм, которыми определяется порядок жизни государства.
2. Судебная деятельность
состоит в охранении
3. Правительственная
Таким образом, к правительственной
или административной деятельности
относится все, что не входит в
область законодательства и суда.
Эта деятельность государства необходима,
как бы широко ни было развито законодательство.
Закон всего не может предусмотреть,
да и не должен брать на себя этой
задачи, чтобы не стеснить свободного
развития жизни. Поэтому закон устанавливает
общие рамки для жизни
В области управления следует
различать исполнение, как простое
осуществление предписаний
Намеки на различие трех основных
функций государства имеются
уже в "Политике" Аристотеля. Но
начало разработки этого вопроса
в современной науке положено
лишь в XVII и XVIII веке Локком, Свифтом
и особенно Монтескье. Этот последний
автор придавал различию функций
государства не только теоретическое,
но и важное практическое значение.
Именно, по его мнению, только в разделении
функций государства между
Вопрос о функциях государства издавна занимал внимание как философов, так и политических писателей. Только в новейшее время этот вопрос стал несколько стушевываться.
Самая постановка вопроса может быть двоякая. Можно спрашивать, зачем существует государство, какая цель того общения, которое носит название государства? Иначе становится вопрос, когда отыскивают, какие цели преследует существующее государство?
Поиски абсолютной функции
направлены к установлению единой,
вытекающей из самого существа государства,
функции, которая всегда, во всех исторических
формах проявления государства, остается
неизменной. Такая функция устанавливалась
не эмпирически, а чисто рационалистически,
она вытекала не из наблюдения над
фактами действительной жизни, а
из идеала совершенного государства. Практическое
побуждение к отысканию абсолютной
функции заключалось в
Историческую задачу следует понимать в смысле вопроса, вставшего с особенною настойчивостью в данное время, потребовавшего особого напряжения государственных сил, наложившего на строй и управление государства свою печать и придавшего государству исторический тип.
Однако если государство
в разные времена преследует различные
задачи, то объяснение тому заключается
в инстинкте политического
Существует распространенное
представление, что правовое государство
то же самое, что государство
Однако такое государство
является неизбежным следствием низкой
производительности труда и общей
культуры населения, относительной
неразвитости общественных отношений
и разобщенности