Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:46, курсовая работа
Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально- культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением, но после юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление. Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление»— более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.
Введение……………………………………………………………….. стр. 2
Место и роль Правительства Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти Российской Федерации……………………………………………………………..стр. 4
Структура Правительства Российской Федерации и порядок их формирования………………………….……………………………...стр. 8
Компетенция и акты Правительства Российской Федерации……………………………………………………………....стр.13
Заключение………………………………………………………..……стр.21
Список использованной литературы…………………………………стр.22
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Место и роль Правительства
Российской Федерации в системе
федеральных органов государственной
власти Российской Федерации………………………………………………………
Структура Правительства Российской
Федерации и порядок их формирования………………………….…………………
Компетенция и акты Правительства
Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………стр.22
Введение
Власть – одна из основных функций социальной организации общества.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную1.
Функциями органов законодательной власти являются: законодательная, то есть подготовка и принятие законов.
Органы судебной власти призваны рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, судебная власть осуществляет контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти.
Что же касается исполнительной власти, то на эту ветвь государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально- культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением, но после юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление. Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление»— более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.
Место и роль Правительства Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти Российской Федерации
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правовой статус Правительства Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство Российской Федерации представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. По общему правилу, Правительство Российской Федерации руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.
Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров2.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.3
Президент Российской Федерации не является главой Правительства Российской Федерации, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной думы) Председателя Правительства Российской Федерации, назначает (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации) и освобождает от должности министров - членов Правительства. Таким образом, состав Правительства Российской Федерации не может быть определен без решающего участия Президента Российской Федерации.
Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. О таких разграничениях руководящих полномочий Президента и Правительства указывается в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Исполнительная власть — инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов.
Главные цели исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
2) создание условий, способствующих благополучию граждан, общества,
государства, развитию экономики страны;
3) создание условий для
реализации гражданами и
свобод, для свободной политической, экономической, социальной, духовной жизни людей;
Правительство Российской Федерации отличается от других федеральных органов, прежде всего предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны.
Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации4.
Одним словом Правительство осуществляет организацию исполнения федеральных законов, а так же осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.
Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.5
Такое активное участие в законотворческом процессе, дает Правительству возможность осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.
Структура Правительства Российской Федерации и порядок их формирования
В состав Правительства Российской Федерации включены помимо Председателя, его заместителей и федеральных министров. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. В состав Правительства входят федеральные министры, возглавляющие предусмотренные министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными министерствами являются министерства: энергетики; экономического развития и торговли; сельского хозяйства; обороны; здравоохранения; финансов; образования; юстиции; культуры; внутренних дел; иностранных дел; путей сообщения; труда и социального развития; по атомной энергетики и ряд других федеральных министерств.
Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Однако имеются исключения, которые служат целям обеспечения конституционных полномочий Президента либо предусмотрены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Это подведомственные Президенту России министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, а также сеть иных федеральных органов исполнительной власти - Федеральная служба безопасности и другие.
Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации6.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Они вправе подавать заявления об отставке.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.7
В соответствие с Конституцией со ст. 103 часть 1, предусматривается, что Государственная Дума даёт согласие или не согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства.
Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. Конституцией установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства - в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
В Регламенте Государственной Думы подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Конституция предусматривает, что после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации самостоятельно и распускает Государственную Думу, в дальнейшем назначая новые выборы.
Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. В случае, когда Правительство по заявлению может подать в отставку, Президент вправе принять или не принять ее. Кроме того, Президент сам может принять решение об отставке Правительства.
В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.
Срок действия Правительства Российской Федерации ограничен сроком полномочий Президента Российской Федерации. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Информация о работе Компетенция и акты Правительства Российской Федерации