Конституционная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть сущность и содержание конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации, как вида юридической ответственности. Достижению цели способствует решение следующих исследовательских задач:
1. Выяснить сущность понятий ответственность и юридическая ответственность, выделить разновидности последней
2. Дать понятие конституционной ответственности в Российской Федерации
3. Выявить характерные черты конституционной ответственности

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность конституционной ответственности
1.1. Понятие конституционной ответственности
1.2. Основания наступления конституционной ответственности
Глава 2. Субъекты конституционной ответственности
2.1. Понятие субъекта конституционной ответственности
2.2. Виды субъектов конституционной ответственности
Глава 3. Конституционные санкции
3.1. Понятие конституционных санкций
3.2. Виды конституционных санкций
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

1) правовосстановительные санкции - имеют цель воссоздать нарушенные права, последствием применения которых является восстановление понесенного урона как правового, так и материального;

2) предупредительные санкции - меры, которые имеют цель предостеречь  субъекта конституционного права  об отклонении его поведения  от правовых норм, сигнализировать  о наступлении в будущем более  неблагоприятных для него последствий,  если субъект ответственности  не прекратит своего противоправного  поведения;

3) карательные санкции - меры взыскания,  имеющие цель наказать правонарушителя;  они направлены на наступление  правовых лишений для тех, кто  не выполняет своих конституционных  обязанностей или для тех, кто  злоупотребляет своими конституционными  полномочиями;

4) санкции пресечения - применяются  с целью предотвратить те негативные  последствия, которые могут наступить  при бездействии органов, правомочных  решать вопрос о введении конкретных  конституционных санкций.

Такое понимание санкции, с точки зрения В.О. Лучина, дает верное объяснение тому, что правило может быть выражено в одном акте, а средство его  принудительного обеспечения в  другом, даже относящемся к иной отрасли права. Но эти средства нельзя включать в структуру охраняемой ими нормы, они вытекают из общего полномочия государства издавать правовые нормы и обеспечивать их реализацию. Важно также учитывать, что охрана конституционных норм осуществляется при помощи всей системы действующего права. То есть речь идет о том, что  нормы Конституции и других источников конституционного права обеспечены не только «своими» санкциями, но и  санкциями других источников конституционного права (уголовного, административного, трудового и так далее). И в  противном случае, незащищенность конституционно-правовых норм, безусловно, создало бы широкий простор для произвола. Таким образом, по форме реализации конституционно-правовая ответственность подразделяется на: прямую (непосредственную) - предусмотренную непосредственно нормами конституционного права, и непрямую (опосредованную) - предусмотренную нормами других отраслей права Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С.125.

Необходима  эффективная система защиты Конституции, ее предписаний, закрепляющих высшие социальные ценности. Вопрос ставится о собственных, конституционных санкциях, иначе  говоря, о том, что любое нарушение  конституционных правоотношений порождало  бы конституционные санкции. Иными  словами, выполнение конституционных  обязанностей и соблюдение конституционных  прав должны быть защищены специфическими санкциями. Конституционные санкции  являются необходимым атрибутом  конституционно-правовой ответственности. Сомнения по этому поводу связаны  с характером санкций, которые могут  иметь разные формы выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конституция без ответственности декларативна. Между тем в некоторых случаях  столь принципиальное положение  игнорируется или не понимается как  на теоретическом, так и на законодательном  уровне. Это свидетельствует о  том, что роль конституционно-правовой ответственности недооценивается  ни современной наукой, ни законодателем.

"В  Конституции России прямо не  признается конституционно-правовая  ответственность в качестве отдельного  института. Показательно и то, что слово "ответственность"  употребляется лишь в трех  ее статьях - 41, 54, 122, причем в  последней речь идет исключительно  об уголовной ответственности". 1

Однако  необходимость адекватных мер воздействия  на субъектов конституционно-правовых отношений в целях защиты Конституции  России вытекает непосредственно из закрепленных ею основ конституционного строя Российской Федерации как  демократического правового государства, обязанного обеспечивать признание, соблюдение и защиту целого комплекса конституционных  ценностей: прав и свобод личности, суверенитета, государственной целостности, единства системы государственной  власти, единства экономического пространства и т.д. Поэтому законодатель должен установить контрольный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение всеми субъектами конституционно-правовых отношений их конституционной обязанности - соблюдение Конституции и недопущение не соответствующего ей поведения. Такой контрольный механизм в случае невыполнения субъектами конституционно-правовых отношений указанной обязанности не может не предполагать наступления для них негативных последствий, включая, безусловно, меры конституционно-правовой ответственности.

Конституционно-правовая ответственность служит важным инструментом обеспечения конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность  как гарантия сохранения конституционного строя есть, прежде всего, ответственность  власти, в том числе за состояние  законности в правотворческой и  правоприменительной деятельности государственных органов и должностных  лиц.

Поскольку в России нет однозначного конституционного указания на конституционно-правовую ответственность, исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин "конституционно-правовая ответственность" и признает наличие  ее мер в федеральных законах. На основе Конституции РФ Конституционный  Суд сформулировал ряд принципов, которыми должен руководствоваться  законодатель при регулировании  конституционно-правовой ответственности. Так, Суд последовательно проводит принцип определенности основания  ответственности - четкого установления всех элементов состава конституционного деликта, чтобы избежать неоднозначного понимания и, следовательно, ошибок при применении. Из правовых позиций  Конституционного Суда следует, что  меры конституционно-правовой ответственности  должны соответствовать требованиям  справедливости и соразмерности. Санкции  должны соизмеряться как с конституционно установленными целями и ценностями, так и с характером совершенного конституционного деликта и иными  факторами. Отступление в законодательных  актах от указанных конституционных  постулатов ведет к признанию  Конституционным Судом таких  актов не соответствующими Конституции  РФ. В частности, вследствие неопределенности оснований ответственности он признал  не соответствующим Конституции  установление отзыва выборного должностного лица, если такой отзыв допускается  вне связи с конкретными решениями  или действиями (бездействием), которые  могут быть подтверждены или опровергнуты в судебном порядке (постановление от 2 апреля 2002 г. N 7-П).

В отечественной юридической литературе поднят вопрос о необходимости специального закона о конституционно-правовой ответственности. Предлагается принять либо единый "своеобразный конституционный кодекс, либо специальные  федеральные законы, посвященные  конституционно-правовой ответственности  в отдельных сферах. Предполагаемая цель всех этих актов - конкретизировать конституционные нормы по аналогии с тем, как это делается по отношению  к другим видам юридической ответственности.

Конституционные принципы частично нашли отражение  в федеральном законодательстве. Анализируя соответствующие нормативные  правовые акты, можно сделать вывод, что конституционно-правовая ответственность  имеет собственную правовую базу на основе Конституции РФ. В частности, вопросы конституционно-правовой ответственности затронуты в таких федеральных конституционных законах, как "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст.17, 18, 80), "О Правительстве Российской Федерации" (ст.33, 43, 44) и в федеральных законах, в частности "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст.31, 38, 77).

 

 

 

 

 

Литература

Авакьян С. А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. - 1975. - № 10.

Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: обзор научной конференции // Государство и право. - 2002. - № 2.

Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985.

Барциц И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. - М.: РЭА, 1999

Безруков А. В., Кондрашев А. А. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации // Государство и право. - 2004. - № 8.

Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. (Очерк теории). - М.: Юрид. Лит., 1970

Ведяхин В.М., Ефремов А.Ф. Юридическая ответственность как правовая гарантия законности // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер.: Юриспруденция. Вып. 4. - Тольятти, 1999.

Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. - 2002. - № 10.

Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. - 2001. - № 12.

Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. - 2003. - № 2.

Граф  И.В. Институт федерального вмешательства в системе конституционно-правовой ответственности Российской Федерации и зарубежных государств // Проблемы юридической ответственности: История и современность: Сб. Ст. По итогам Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. - Тюмень, 2004.

Громов Н.А., Цыбулевская О.И. Общеправовой принцип законности и проблема его реализации // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер. Юриспруденция. Вып. 10. Тольятти, 2000.

Добрынин  Н. М. Новый российский федерализм и конституционная ответственность: Системный анализ и технократический подход // Право и политика. - 2004. - № 4.

Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. - 2000. - № 6.

Ефремов А.Ф. Принципы законности и проблемы их реализации. - Тольятти: Изд-во вуит, 2000.

Кожевников О.А. Юридическая ответственность в системе права. - Тольятти: Изд-во вуит, 2003

Кокотов А. Н. Конституционно-правовое принуждение // Российский юридический журнал. - 2003. - № 1.

Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. - М.: Городец, 2000.

Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. - 1997. - № 2.

Кондрашев А.А. Конституционная ответственность. - М.: Юрист, 2006

Кроткова Н.В. «Круглый стол»: «Свобода и ответственность» // Государство и право. - 2007. - № 3.

Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М.: МГУ, 1981.

Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности // Правоведение. - 2003. - № 2.

Липинский Д.А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. - М.: Nota Bene, 2003.

Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. - спб: Юридический центр Пресс, 2003.

Липинский Д.А. Соотношение функций права и функций юридической ответственности // Правоведение. - 2004. - № 3.

Липинский Д.А. Формы реализации юридической ответственности. - Тольятти, 1999.

Лучин В. О. Конституционные деликты // Государство и право. - 2000. - № 1.

 

Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. - М.: Манускрипт, 1992.

Мамаев Р.Б. Конституционно-правовая ответственность должностных лиц субъектов Российской Федерации // Гражданин и право. - 2003. - № 2.

Матейкович М.С. Проблемы конституционно-правовой ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. - 2001. - № 10.

Матейкович М.С, Быковская И.В. Проблемы конституционно-правовой ответственности государства за неисполнение социальных обязательств // Проблемы юридической ответственности: История и современность: Сб. Ст. По итогам Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. - Тюмень, 2004.

Мироненко М.Б. Принципы юридической ответственности. - Тольятти: Изд-во вуит, 2001.

Некрасов  С. И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в Российской Федерации: Специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций, классификации // Государство и право. - 2005. - № 8.

Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. - М.: Юрид. Лит., 1971.

Хачатуров Р.Л. Ответственность в современном международном праве. - Тольятти, 1996.

Хачатуров Р.Л. Понятие системы юридической ответственности // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». - Вып. 1. - Тольятти, 1998.

Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности. - спб.: Юрид. Центр Пресс, 2007.

Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. - Тольятти: Изд-во мабибд, 1994.

 

 


Информация о работе Конституционная ответственность