Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:06, реферат
Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического образования. Термины "конституционное право" и "государственное право" зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления.
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА
2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
3. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
4. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
5. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РФ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституционное право в РФ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА
2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
3. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
4. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
5. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
РФ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Право в советском обществе до начала девяностых годов было в основном продуктом и юридизированным обеспечением радикального военно-коммунистического строя, прикрываемого идеологизированными понятиями и терминологией "научного социализма".
Правда Октябрь 1917 года ознаменовался широковещательными юридическими документами - декретами, великое множество декретов, иных актов, в последующие годы появилось серия сменяющих друг друга Конституций-1918,1924,1936 годов.
Но, революционные декреты служили, по прямому указанию Ленина, прежде всего "пропаганде"; а главное и они, и весь гигантский массив юридических документов, практика юридических органов строились в соответствии с "духом революционного правосознания", ни в самой малой малости не связывали всевластие партийных чиновников и административного аппарата партийного государства, юридически облагораживали ничем не ограниченные внесудебные и судебными репрессии, расправу с неугодными "контрреволюционерами и оппозицией".
С учетом этого необходимо отметить две особенности советского "революционного права", выражающие его тоталитарную природу и характеризующие его развитие при сталинском тоталитарном режиме.
Первая особенность. Декреты
и иные нормативные документы
того времени открыли простор, реально
включили в жизнь непосредственно-
Вторая особенность. Это - непосредственное включение в ткань революционного права тоталитарных идеологических моментов.
Советская юридическая система выступила как сугубо государственная, диктаторски-публичная, которая не только не смогла протиивостоять тоталитарной системе, но и стремилась придать этой системе "законный облик".
К этому следует добавить то, что отчетливо проявилось в развитии "юридической надстройки социализма" к тридцатым годам, когда всецело утвердился тоталитарный режим и развеялась практика "революционного права".
В части прав человека процветали
особой пышностью проявившиеся после
принятия Конституции 1936 года откровенная
фальсификация и
Нельзя не пройти мимо одной,
весьма противоречивой черты защиты
прав человека "советских времен".
С момента возникновения
После осуждения "культа личности Сталина" в "хрущевскую весну" прогрессивные законоположения начали получать ограниченную, неполную, но какую-то новую жизнь, известное реальное значение. В законодательстве было упразднено все то, что во второй половине - 4 тридцатых годов и в последующие годы способствовало незаконным репрессиям, -действие внесудебных карательных органов, ограничение процессуальных гарантий.
Во второй половине пятидесятых и в шестидесятых годах прошла законодательная реформа, были обновлены основные отрасли законодательства - уголовное, гражданское, процессуальное, трудовое, семейное, земельное. Издавались новые крупные законодательные акты, венцом которых стала "Конституция развитого социализма" 1977 года.
К сожалению, все это не изменило общего облика советской правовой системы, как такой, которая имеет тоталитарный характер. Не изменило во многом потому, что законодательные нововведения в сущности, не затронули главного -доминирующего положения административно-командного управления, безраздельного господства всесильного аппарата, всевластия бюрократической государственной собственности, репрессивной деятельности карательных органов и в целом осуществления политико-государственной деятельности помимо права. И в обновленном законодательстве, и в новых юридических документах не были установлены сколь бы то ни было действенные юридические механизмы, которые бы ставили деятельность ведомств в четкие законодательные рамки, обеспечивали бы юридические возможности для того, чтобы противостоять диктату, командно нажимным акциям, авторитарным методам, реально утверждали бы не только ответственность гражданина перед государством, но и ответственность государства перед гражданином.
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА
Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического образования. Термины "конституционное право" и "государственное право" зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", тогда как для германской системы характерно употребление термина "государственное право".
При более тщательном рассмотрении
вопроса можно, однако, заметить, что
различие терминологии отражает (не всегда,
но достаточно часто) сущностную разницу
между соответствующими понятиями.
Так в Великобритании, США, Франции
к началу или в начале Х1Х века
утвердился конституционный строй,
минимальными признаками которого являются
судебная защита прав человека и разделение
властей. В Германии это произошло
позднее. Примечательно, что ныне и
в Германии стал употребляться термин
"конституционное право". Впрочем,
для обозначения учебной
Самостоятельность конституционного
права в правовой системе любой
страны обусловливается, прежде всего,
его особым предметом регулирования.
Конституционное право
Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.
Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: "Все органы и государственные предприятия обязаны оказывать депутатам необходимое содействие в выполнении ими своих обязанностей" (ст. 8.5 Конституции Республики Куба 1976 г.) ; "Правительство должно получить доверие палат" (ст. 94 Конституции Италии 1947 г.) .
Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: "Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола и национального происхождения запрещена и карается законом" (ст. 41 Конституции Республики Куба) ; "Всякий императивный мандат - 7 является недействительным" (ст. 27 Конституции Французской Республики 1958 г.) .
Конституционному праву известен и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина, что само по себе естественно, но также иногда при определении полномочий государственных органов.
В целом конституционно-правовой
метод регулирования
Содержание конституционного
права во многом определяется социальными
противоречиями, борьбой классов
и иных общественных групп за свои
интересы. В демократическом государстве
конституционное право
- 8 Конституционное право
- это система правовых норм
конкретной страны, регулирующих
положение человека в обществе
и государстве, основы
Это наиболее общее определение, охватывающее самые существенные объекты регулирования. Естественно, что оно оставляет без внимания некоторые более частные предметы, как, например, государственные символы.
В литературе часто можно
встретить более краткое
Общие принципы конституционного
права суть его выраженные в содержании
данной отрасли права основные начала,
в соответствии с которыми оно
строится как система правовых норм,
а также осуществляется конституционно-правовое
регулирование общественных отношений.
Общие принципы составляют как бы
остов, каркас системы конституционного
права и придают ей единую направленность.
Они регулируют общественные отношения
не непосредственно, а через конкретные
конституционно-правовые нормы и
воплощаются в этих нормах и в
правоприменительной
В конституционном праве
можно выявить, во-первых, общие принципы,
которые декларируются
Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле) , народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных. Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле) , избирательный процесс.
Нормам конституционного
права присущи следующие
Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм. Их можно классифицировать по следующим основаниям.
По функциональной направленности:
нормы регулятивные и охранительные.
Большая часть норм конституционного
права относится к
По способу воздействия на субъекта права: нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм - постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.