Конституционное право в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического образования. Термины "конституционное право" и "государственное право" зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА
2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
3. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
4. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
5. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РФ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право в РФ.docx

— 31.93 Кб (Скачать файл)

 

2. СУБЪЕКТЫ  КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие  группы физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов  относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как  лица со специальной правоспособностью  и их группы. Нормы конституционного права определяют наиболее общие  стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.

Ко второй группе субъектов  принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные  группы в парламентах) , территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит  особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой  власти. Как правило, само государство  не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, определяющих содержание указанного предписания, Иногда государство  выступает в качестве участника  определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами  конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях федеративного государства  с субъектами федерации) . Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

 

 

3. ИСТОЧНИКИ  КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Объективные причины (источники) возникновения и существования  конституционного права коренятся  в материальных условиях жизни общества. Правовой же наукой выработано понятие  юридических источников права. Под  источником права в юридическом  смысле понимаются те формы, в которых  находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные  и внутригосударственные договоры. Нормативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора) , парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.

По степени важности и  характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на основные (конституции) , конституционные, органические и обычные.

Конституции (основные законы) провозглашают основные права и  свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму  государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных  органов. В отдельных странах  они регулируют не все отмеченные общественные отношения.

Конституционные законы как  источники права имеют различное  значение в разных странах. В Чехословакии например, было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органические законы в ряде стран (обычно романской системы права) определяют статус органов государства на основе бланкетных статей конституций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63) , Высокая палата правосудия (ст. 67) , Экономический и социальный совет (ст. 71) , Высший совет магистратуры (ст. 65) .

Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых  странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов.

Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.

К нормативно-правовым актам  исполнительной власти относятся нормативные  акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные  акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления  и т.п.) . Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую сферу действия.

4. ОСОБЕННОСТИ  КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука  изучает общественные отношения, лежащие  в основе конституционного устройства Российской Федерации, правового положения  человека и гражданина, способа организации  и деятельности государственных  органов и местного самоуправления. Причем формой таких отношений являются волевые общественные отношения, с  которыми связано осуществление  государственной власти. И это  понятно, ибо конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и гражданина и т.д. - все  это относится к сфере государственно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономическим  базисом общества.

Важно также подчеркнуть, что наука конституционного права  Российской Федерации не просто вскрывает  характер общественных отношений, лежащих  в основе государственного строя  Российской Федерации, а призвана показать и доказать, как указанные отношения  с естественной необходимостью находят  соразмерное выражение и воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как наука она  должна вывести из господствующих в  обществе общественных отношений адекватную модель его конституционной организации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в  способе организации и осуществления государственной власти. Тем самым наука конституционного права освещает путь практике. Она призвана показать и обосновать, каким должно быть устройство Российской Федерации при 15 господствующих в обществе общественных отношениях. Поэтому наука конституционного права РФ имеет дело с осмыслением только таких государственно-правовых норм, которые адекватно выражают и закрепляют указанные отношения. Более того она должна предлагать властным структурам государства модель оптимальных норм права, стимулирующих поступательное конституционное развитие общества, государства. На основе таких норм должны возникать и функционировать государственно-правовые отношения.

В систему конституционного права входят следующие знания:

1. О конституционном праве  РФ как ведущей отрасли права.  Они включают в себя знания  о его предмете и методологии  исследования.

2. О сущности Конституции  Российской Федерации 1993 г., особенностях  ее структуры и содержания.

3. Об основах конституционного  строя Российской Федерации и  их соотношении с господствующими  в обществе общественными отношениями.

4. О правах и свободах  человека и гражданина.

5. О национально-государственном  и административно территориальном  устройстве Российской Федерации.

6. О системе органов  Российской Федерации, местном  самоуправлении.

Конституционное право РФ - это выраженная в системе государственно-правовых норм общеобязательная воля многонационального народа Российской Федерации, обеспеченная государством.

В этом определении схватывается сущность конституционного права РФ в виде общеобязательной или государственной  воли народа и способ ее выражения, воплощения в лице системы государственно-правовых норм.

Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий, с  которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе общественные отношения.

Это определение позволяет  понять, что не вся государственно-правовая надстройка является предметом изучения конституционною права России, а  только та ее часть, в которой представлены, "овеществлены" властеотношения. Причем она должна быть соразмерной господствующим в обществе общественным отношениям. Или говоря словами Гегеля, указанные стороны должны быть доведены до полной адекватности друг другу, т.е. государственно-правовые явления призваны выступать исключительно как воплощение основополагающих общественных отношений.

Следовательно, конституционное  право России охватывает государственно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционною  строя РФ, определяемые социально-экономическим  базисом многонационального общества, права и свободы человека и  гражданина, правовой статус властных структур государства и содержание их деятельности, местное самоуправление. И все эти институты пронизаны одним смыслом, одним содержанием - волей многонациональном народа Российской Федерации, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве.

5. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ  РФ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО  ПРАВА

Конституционный строй - это  представленная в соответствующих  структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами  Основного закона система основополагающих общественных отношений.

Говоря об определении  конституционного строя государства, важно подчеркнуть, что в нем  должна схватываться сущность последнего. А сущность всех социальных явлений  коренится в определенной форме  общественных отношений. Поэтому недопустимо  сводить конституционный строй  к тому из чего он складывается (форма  организации государственной власти, способ формирования и функционирования властных структур государства, статус человека и гражданина и т.д.) и  чем он закрепляется (нормы Основного  закона) . Нередко такое сведение имеет своей причиной обособление или мнимое существование указанных институтов от той формы общественных отношений, на которой они базируются. В итоге мысль лишь фиксирует содержание конституционных норм, что представляется обычным и само собой разумеющимся для науки конституционного права.

Эта видимость простоты предмета науки конституционного права порождается  тем, что компоненты конституционного строя лежат как бы на поверхности  явлений и поэтому схватываются в первую очередь. А общественные отношения, которые представлены в  них и образуют их сущность, любят  скрываться. Тем самым от исследователя  ускользает та форма общественных отношений, которая и лежит в основе государственно-правовых институтов в своей совокупной связи, - 18 образующих конституционный строй  государства.

При изучении конституционного строя ученый имеет дело не с его  составными компонентами и юридическими нормами, закрепляющими их, а с  властеотношениями, которые всегда связаны с этими компонентами и представлены в них.

Каждый конституционный  строй - это единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений, закрепленный нормами Основного закона государства. Эта форма общественных отношений  как бы вселяется в указанный  организм и придает им специфический  характер. Вместе с тем каждому  конституционному строю свойственны  и свои особенности, которые обусловлены  конкретно-историческим стечением  обстоятельств.

Конституционный строй характеризуется  рядом черт, важнейшие из которых  указаны в преамбуле Конституции. Так, согласно Основному закону Российской Федерации многонациональное российское общество характеризуется, прежде всего, тем, что оно утверждает права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие, сохраняет исторически сложившееся государственное единство, руководствуется общепризнанными принципами равноправия и самоопределения народов, возрождает суверенную государственность России, утверждает незыблемость ее демократической основы и стремится обеспечить благополучие и процветание России.

Конституция РФ как источник конституционного права и Основной закон государства обладает высшей юридической силой и имеет  прямое действие на всей территории Российской Федерации. Она должна соблюдаться  всеми органами государственной  власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и  их - 19 объединениями. Немаловажное значение имеет и конституционное положение, согласно которому законы подлежат официальному опубликованию. Те же из них, которые  не опубликованы, не применяются. Особую значимость приобретает требование Конституции об опубликовании любых  нормативно-правовых актов, затрагивающих  права, свободы и обязанности  человека и гражданина. В противном  случае она освобождает общество и его граждан от их соблюдения и исполнения (статья 15 Конституции  РФ) .

Согласно Конституции  РФ общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем она предусматривает, что  если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем федеральным законом, то применяются  правила международного договора (статья 15 Основного закона РФ 1993 г.) .

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации, изложенные в первой главе Основного закона РФ.

Информация о работе Конституционное право в РФ