Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:05, курсовая работа
Безусловно, центральным элементов обозначенных уровней представительных органов в Российской Федерации является депутат. В настоящей курсовой работе ставится целью исследовать на основе анализа как нормативно-правовых источников, так и специальной литературы конституционно-правовой статус депутатов в представительной системе России на всех трех уровнях.
Структурно работа будет состоять из трех глав, отражающих многоуровневое строение системы представительных органов в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы…………..5
2.Конституционно-правовой статус депутата на региональном уровне………...12
3.Конституционно-правовой статус депутата на местном уровне ………………19
Заключение…………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………………….24
Палата не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления Генерального прокурора рассматривает это представление, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в палате вправе участвовать ее член (депутат), в отношении которого внесено представление.
Жизнь и здоровье депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета.
В случае причинения депутату Государственной Думы или в связи с осуществлением им своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.
Депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.
Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
Депутату Государственной Думы по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.
Федеральное законодательство предусматривает обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатами Государственной Думы своих полномочий.
Все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой должности, за исключением Председателя Государственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему. Депутату устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу. Председателю Государственной Думы устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу.
В случае роспуска Государственной Думы ее депутаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока полномочий депутатов, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутатов распространяются гарантии трудовых прав, предусмотренные федеральным законодательством для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.
Депутатам Государственной Думы, не имеющим в Москве жилой площади, по их заявлению в течение трех месяцев со дня начала работы Государственной Думы данного созыва предоставляется служебная жилая площадь (квартира с мебелью и телефоном) для проживания, которую они обязаны освободить не позднее одного месяца со дня прекращения их депутатских полномочий6. Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства бронируется на время его отсутствия в связи с осуществлением депутатских полномочий.
Депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников: по работе в палате (одного помощника) и по работе в своем избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным округам) или по работе в регионе, определяемом соответствующими депутатскими объединениями (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).
Важной вехой в вопросе реализации региональной представительной демократии стало принятие Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"7.
В данный закон, не единожды вносились существенные изменения, что парадоксально, т.к. федеративная система уже не находится на стадии коренного реформирования, она обретает черты стабильности, в то время как законодательство об организации власти в субъектах Федерации все еще подвижно и изменчиво. Особенно это характерно для конституций (уставов) и законов субъектов Федерации.
В этой связи в юридической литературе отмечается, что для таких изменений важно видеть стратегическую цель, разрабатывать пути ее достижения хотя бы с теоретических позиций8.
Под законодательным органом субъекта федерации понимается единственный постоянно действующий высший орган государственной власти субъекта Федерации, являющийся институтом представительной демократии, способный выражать волю и интересы населения, обладающий важнейшим и исключительным правом - правом принятия законов, имеющих высшую юридическую силу в системе нормативных правовых актов соответствующего субъекта Федерации9.
Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Статус депутат субъекта федерации, также как статус депутата Государственной Думы прежде всего определяется статусом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ характеризуется двумя основными признаками: участием в региональном законодательном процессе (функциональный аспект) и представительным характером формирования парламента (организационный аспект).
Региональный парламент обладает исключительными полномочиями по принятию, изменению и дополнению конституции или устава соответствующего субъекта.
Другая важная черта регионального органа законодательной власти - его представительный характер. Представительная природа парламента субъекта базируется на одной из форм народовластия - представительной демократии. Применительно к региональному уровню суть представительства заключается в выборном характере приобретения полномочий представителей населения (депутатов) в органах законодательной власти соответствующих субъектов.
Большинство законодательных органов субъектов Федерации имеет однопалатную структуру. Лишь в отдельных российских регионах существуют двухпалатные парламенты
Как установлено в п. 3 ст. 4 Федерального закона, в законодательных органах субъектов Российской Федерации часть депутатов работает на профессиональной основе, а часть - на общественных началах. В первом случае на них распространяются все гарантии и все ограничения, связанные с депутатской деятельностью, в том числе запрет заниматься другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, иной творческой деятельности. Во втором случае парламентарии работают на своем постоянном месте работы и освобождаются от выполнения своих профессиональных обязанностей на срок работы в законодательном органе.
В конституциях (уставах) целого ряда субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией России и федеральным законодательством установлены основы условий и форм деятельности депутатов законодательных органов субъектов Федерации, которые раскрыты в законах о статусе соответствующих депутатов.
Базовым положением условий осуществления депутатом законодательного органа субъекта Федерации депутатской деятельности является то, что депутат осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной или непостоянной основе без отрыва от основной профессиональной деятельности. Кроме того, он не может параллельно состоять на государственной или муниципальной службе, быть депутатом иного представительного органа, кроме законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Важным условием осуществления депутатской деятельности выступают ее формы. По законодательству субъектов Российской Федерации депутат осуществляет свои полномочия в следующих основных формах:
а) разработка и внесение законодательных инициатив;
б) участие в заседаниях (сессиях) законодательного органа субъекта Российской Федерации;
в) участие в работе комитетов и других органов, образуемых законодательным органом;
г) участие в депутатских (парламентских) слушаниях;
д) участие в выполнении поручений законодательного органа и создаваемых им органов;
е) работа с избирателями;
ж) обращение с депутатским запросом (вопросом) к высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации и его заместителям, руководителям структурных подразделений указанного органа на заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации;
з) обращение с запросом в органы государственной власти и местного самоуправления, к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
и) осуществление контроля за выполнением законов и постановлений законодательного органа субъекта Российской Федерации;
к) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
В ряде субъектов Федерации депутат законодательного органа такого субъекта Российской Федерации участвует в работе органов, образуемых на основе регламентов его взаимодействия с законодательными органами других субъектов Российской Федерации, участвует в заседаниях представительных органов местного самоуправления с правом совещательного голоса, вносит предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и их должностным лицам. Кроме того, если в законодательном органе предусмотрены депутатские группы (фракции), то депутат принимает участие в их работе (данные объединения появились в связи с требованием избрания половины депутатов по единому избирательному округу по партийным спискам).
Значимо также право законодательной инициативы депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации. Депутат имеет право законодательной инициативы, осуществляемое в форме внесения в законодательный орган законопроектов и законопроектов о внесении изменений, дополнений и поправок в действующие законы автономного округа либо о признании этих законов утратившими силу. Порядок осуществления законодательной инициативы депутатом определяется законодательством субъекта Федерации и регламентом законодательного органа.
Депутат также наделяется правом обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных вопросов либо с привлечением своего помощника и специалистов-экспертов.
Действующие на территории субъекта Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, должностные лица, к которым обратился депутат по вопросам его депутатской деятельности, обязаны дать ему ответ или представить запрашиваемые им документы или сведения безотлагательно. Однако необходимым условием исполнения данных обязанностей является соблюдение законодательства о государственной тайне.
В отличие от депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. парламентариев федерального уровня, часть депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации может осуществлять свои полномочия без отрыва от основной работы на непостоянной основе. Однако те депутаты, которые осуществляют свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Данное правило, установленное в п. 2 статьи и воспроизведенное в законодательстве всех субъектов Российской Федерации, также является классическим в мировой практике парламентаризма и связано с целым рядом факторов. Оно обеспечивает, главным образом, независимость депутата от работодателя при осуществлении депутатской деятельности.
Осуществление депутатской деятельности не ограничивает право депутата заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Данное право закреплено в ч. 1 ст. 44 Конституции России как гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
В отношении гарантий деятельности депутата прежде всего определено, что они устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Данное положение основано на самостоятельности осуществления государственной власти в субъектах Федерации образуемыми ими органами. Конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации устанавливают правовые, организационные, социальные (в том числе материальные) и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов соответствующих субъектов Российской Федерации.
К числу организационных гарантий относится право депутата на обучение, переподготовку и повышение квалификации с денежным содержанием на период учебы. Кроме того, право депутата иметь помощника (помощников) также относится к числу организационных гарантий его деятельности.
К числу организационных гарантий относится также обязанность должностных лиц и органов власти содействовать депутату в его деятельности, отвечать на запросы и вопросы, предоставлять необходимые материалы. Депутат в связи с осуществлением им депутатских полномочий имеет право пользоваться правительственной и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации на территории субъекта Российской Федерации. Депутат пользуется правом внеочередного получения услуг связи.