Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:05, курсовая работа
Безусловно, центральным элементов обозначенных уровней представительных органов в Российской Федерации является депутат. В настоящей курсовой работе ставится целью исследовать на основе анализа как нормативно-правовых источников, так и специальной литературы конституционно-правовой статус депутатов в представительной системе России на всех трех уровнях.
Структурно работа будет состоять из трех глав, отражающих многоуровневое строение системы представительных органов в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы…………..5
2.Конституционно-правовой статус депутата на региональном уровне………...12
3.Конституционно-правовой статус депутата на местном уровне ………………19
Заключение…………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………………….24
Депутату для осуществления депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе в здании законодательного органа предоставляется отдельное служебное помещение с соответствующими условиями, что также гарантирует исполнение его полномочий в организационном плане.
Депутату, работающему на непостоянной основе, также полагается ряд основных гарантий осуществления депутатской деятельности и некоторые специальные гарантии, связанные с трудовой деятельностью на постоянном месте работы.
Вопрос депутатской неприкосновенности - важнейший аспект депутатских гарантий. Именно неприкосновенность парламентария составляет основу его независимости и самостоятельности при осуществлении своих полномочий.
Так, депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности в общем порядке. Вместе с тем депутатская неприкосновенность не означает безнаказанности и нераспространения действия законов и судебной юрисдикции на парламентариев. Поиск оптимального сочетания указанных начал в обеспечении и гарантированности депутатской деятельности порождает целый ряд правовых проблем.
В связи с этим положения статьи, равно как и положения ст. 14 комментируемого Федерального закона, ныне утратившие силу, стали предметом разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации. В результате было принято Постановление КС РФ от 12 апреля 2002 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст. ст. 13 и 14 комментируемого Федерального закона в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края10.
Законодательное Собрание Красноярского края Постановлением от 10 апреля 2001 г. на основании ст. ст. 13 и 14 комментируемого Федерального закона отказалось дать согласие на передачу в суд уголовного дела в отношении депутата А.П. Быкова. Однако Красноярский краевой суд решением от 3 мая 2001 г. удовлетворил заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании указанного Постановления недействительным и не порождающим правовых последствий. При этом суд, не подвергая сомнению право Законодательного Собрания Красноярского края применять названные положения Федерального закона, пришел к выводу, что само Постановление является необоснованным.
Конституция РФ закрепляет конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. В развитие конституционных положений 6 октября 2003 г. принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"11, которым установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, гарантии его осуществления и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, ответственность депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством12.
С.А. Авакьян под правомочием (полномочием) понимает права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом13.
Конституционно-правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления определяется статусом самого представительного органа.
Представительные органы в системе органов местного самоуправления традиционно рассматриваются как наиболее значимые, поскольку именно через такие выборные органы население в большинстве случаев реализует свое право на осуществление местного самоуправления. Определенные вопросы местного значения вправе решать только представительный орган местного самоуправления. Установлено, что представительный орган муниципального образования может считаться правомочным только при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов данного представительного органа. Такая ситуация может сложиться, например, если муниципальные выборы на части территории муниципального образования не состоятся или будут признаны недействительными. В таком случае представительный орган муниципального образования не может начать свою работу, пока число избранных депутатов не превысит 2/3 от их установленной численности. Данная норма обеспечивает реальную коллегиальность в работе представительного органа муниципального образования.
Понятие муниципального района дано в ст. 2. предусматривает 2 способа формирования представительного органа муниципального района:
1) он может состоять из глав поселений, входящих в его состав, и депутатов представительных органов таких поселений;
2) он может избираться на
Нормы устанавливают минимальную численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Закон о местном самоуправлении 1995 г. не регламентирует численность депутатов представительных органов муниципальных образований, устанавливая, что их численность определяется уставом муниципального образования.
Закон расширил перечень вопросов, входящих в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, т.е. тех вопросов, которые имеют право решать только представительные органы.
В первую очередь к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования законодатель отнес принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Устав муниципального образования является важнейшим правовым актом, принимаемым на местном уровне, именно он определяет компетенцию органов местного самоуправления, порядок решения вопросов местного значения. Кроме того, новый Закон не предусматривает возможности принятия устава муниципального образования на местном референдуме (см. комментарий к ст. 44). Поэтому вполне логично, что полномочия по принятию и изменению устава принадлежат только представительным органам муниципального образования.
Новый Закон, как и Закон 1995 г., относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Решение любых вопросов местного значения требует определенных затрат, и эти затраты, за исключением непредвиденных случаев, должны быть предусмотрены в местном бюджете. Понятно, что расходование средств местного бюджета имеет большое значение для жителей муниципального образования, поэтому представительные органы муниципального образования не только принимают местный бюджет, но и по завершении финансового года утверждают отчет о его исполнении. Такой отчет местные органы исполнительной власти представляют в обязательном порядке.
Местные налоги и сборы также напрямую затрагивают финансовые интересы жителей муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на его территории. Их установление, изменение и отмена могут осуществляться в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах только представительным органом муниципального образования.
Только представительные органы муниципальных образований определяют основные направления развития муниципального образования в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности. По ранее принятым планам или программам развития исполнительные органы должны предоставлять отчет об их исполнении, расходовании средств.
Закон отнес к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также определение порядка принятия решений об установлении тарифов на их услуги.
Перечень полномочий представительного органа муниципального образования, приведенный в ч. 10 статьи, не является исчерпывающим. Он может быть расширен (но не сужен) уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законодательством. Например, к полномочиям представительных органов уставами некоторых муниципальных образований отнесены образование внебюджетных фондов, создание муниципальных банков и др.
Подводя итог исследования конституционно-правового статуса депутата в представительной системе России, следует признать, что основа конституционно-правового статуса депутатов достаточно однородна вне зависимости от их уровня. Депутаты всех уровней обладают своей компетенцией, полномочиями, а также социальными гарантиями. Естественно, объем прав и социальных гарантий уменьшается с уменьшением уровня депутата.
Тем не менее, принцип разделения властей, провозглашенный в действующей Конституции РФ, реализуется с огромным перевесом президентской власти, а приоритет последней наблюдается практически во всех сферах деятельности государственного механизма Российской Федерации.
В перспективе развития законодательства РФ было бы логичным решение вопроса об усилении функций парламентского контроля за реализацией требований законодательства и деятельностью органов исполнительной власти. Также в рамках реализации своих полномочий на всех трех уровнях представительной системы, депутатам необходимо постоянно укреплять связь и повышать собственную ответственность перед избирателями, наращивать, а не ослаблять контакты представительных органов с населением.
Нормативно-правовые акты
Специальная литература
1 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Постатейный. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.:Юрайт-Издат, 2006.С.179.
2 Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 // СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1451.
3 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 г. (с изм. от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2003. N 27. Ст. 2709; 2005. N 1 (часть 1). Ст. 17.
4 О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 г. // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 1996. N 12. Ст. 1039; N 34. Ст. 4029; 1999. N 28. Ст. 3466.
5 О передаче мандата депутата Государственной Думы Страхова Алексея Леонидовича кандидату в депутаты Государственной Думы Язеву Валерию Афанасьевичу: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 07.03. 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1288.
6 О мерах по обеспечению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, не имеющих жилья в городе Москве, служебной жилой площадью: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12.04.1996 г // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1824.
7 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005; 2000. N 31. Ст. 3205; 2001. N 7. Ст. 608; 2002. N 19. Ст. 1792; N 30. Ст. 3024; N 50. Ст. 4930; 2003. N 27 (часть II). Ст. 2709.