Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:37, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение взаимоотношений церкви и государства.
Задачами дипломной работы являются:
• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства;
• анализ содержания и существенных признаков светскости
- поэтапное введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в начальной и средней школе в государственных образовательных учреждениях. С 2012 года планируется преподавать эти дисциплины во всех регионах;
- введение института «военного духовенства» в Вооруженные Силы РФ. В структуре Минобороны уже создано управление по работе с верующими военнослужащими. Новое управление возглавит священнослужитель Русской православной церкви;
- прямые часовые трансляции по федеральным государственным каналам, финансирование которых происходит за счет средств бюджета;
- безвозмездная передача имущества религиозного назначения в собственность религиозных организаций по выборочному принципу в условиях отсутствия правовой базы для такой передачи;
- создание и функционирование комиссий и советов по вопросам деятельности религиозных организаций при высших государственных органах: есть Совет при Президенте Российской Федерации, Комиссия при Правительстве Российской Федерации, работает профильный комитет в Государственной Думе, создана Объединенная комиссия в Совете Федерации, имеется Экспертный совет по религиоведческой экспертизе при Минюсте [3].
В статье 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция в названной статье раскрывает ее в следующих положениях:
- никакая религия не
может устанавливаться в
- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [1].
Стоит добавить, что светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства [10].
Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).
Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации,- «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [1].
Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании [7].
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» [5].
Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели такими признаками, как:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций [2].
Сейчас общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной [3].
Закрепление светского государства отнюдь не означает умаление или ущемление свободы вероисповедания [13]. Статья 28 Конституции Российской Федерации закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности [1].
Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.
В данной дипломной работе следует рассмотреть одну из недавних возникших проблем церкви и государства. Речь идет об организации «Пуси
Райот». Из источника «РИА новости» следует следующее: « пять девушек 21 февраля 2012 года пришли в храм Христа Спасителя, надели маски, вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, подошли к алтарю, включили звукоусиливающую аппаратуру и стали выкрикивать оскорбления в адрес священнослужителей и верующих. Видеоролик с выступлением группы Pussy Riot в храме был выложен в интернет. В настоящее время арестованы три предполагаемых участницы акции». Так же известно за два до этого, тоесть 19 февраля 2012 - «участники известной группы пришли в Елоховский собор и там, развернув гитары, пытались что-то играть. Их вывели оттуда служащие храма. В ролик, изображающий известную акцию в храме Христа Спасителя, вмонтирована запись из Елоховского собора, именно там участники группы успели развернуть гитары». Стоит отметить, что это не всепреступные выступления этой группы, но по обвинению в хулиганстве во время акции в храме Христа Спасителя были задержаны и осуждены три участницы. 3 марта 2012 года были арестованы Надежда Толоконникова и Мария Алёхина, а 16 марта — Екатерина Самуцевич. Международная правозащитная организация «AmnestyInternational» признала арестованных узницами совести. До вынесения приговора суда их содержали под стражей. Как показал июльский опрос общественного мнения Левада-Центра, большинство россиян поддержало идею наказания участниц перформанса в диапазоне от штрафа до лишения свободы, причём лишь 16% опрошенных поддержали заключение на срок более двух лет. 14% опрошенных не требовали для девушек никакого наказания.
30 июля 2012 года в Хамовническом
районном суде города Москвы
началось рассмотрение дела по
существу. 17 августа 2012 года участницы
группы были признаны
Мосгорсуд перенес рассмотрение жалобы на приговор участницам панк-группы Pussy Riot на 10 октября. Это решение было принято в связи с тем, что одна из осуждённых отказалась от услуг своего адвоката. 10 октября 2012 года Мосгорсуд оставил без изменения приговор для Толоконниковой и Алёхиной, а для Самуцевич заменил реальное наказание на условное.
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Москва 17 августа 2012 года
Судья Хамовнического районного суда гор. Москвы Сырова М.Л., с участием государственных обвинителей старшего помощника прокурора ЦАО гор. Москвы Васильевой И.М.,
прокурора отдела государственных обвинителей Управления по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры гор. Москвы Никифорова А.Г.,
подсудимой Толоконниковой Н.А.,
подсудимой Алехиной М.В.,
подсудимой Самуцевич Е.С.,
защитников -
адвоката Волковой В.В., представившей удостоверение № 6189 и ордера № № 000048, 000049, 000050,
адвоката Фейгина М.З., представившего удостоверение № 10735 и ордер № 12-712,
адвоката Полозова Н.Н., представившего удостоверение № 6466 и ордера № № 094319. 094320,094321,
представителей потерпевших:
адвоката Павловой Л.О., представившей удостоверение № 4530 и ордера № № 1590, 1589, 906,2147,2146,
адвоката Лялина Л.М., представившего удостоверение № 1920 и ордер № № 008026, 008031,008032,008033,
адвоката Таратухина А.В., представившего удостоверение № 3035 и ордера № № 008027, 008028,
при секретаре судебного заседания Лобановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
ТОЛОКОННИКОВОЙ НАДЕЖДЫ АНДРЕЕВНЫ, 07 ноября 1989 года рождения, уроженки гор. Норильска, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу:,<данные изъяты> временно зарегистрированной до 06 февраля 2012 года по адресу: <данные изъяты>, замужней, имеющей на иждивении несовершеннолетнего ребенка 03 марта 2008 года рождения, имеющей неполное высшее образование, не работающей, ранее не судимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 213 ч. 2 УК РФ,
САМУЦЕВИЧ ЕКАТЕРИНЫ СТАНИСЛАВОВНЫ, 09 августа 1982 года рождения, уроженки гор. Москвы, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>, незамужней, имеющей высшее образование, не работающей, ранее не судимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 213 ч. 2 УК РФ.
АЛЁХИНОЙ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ, 06 июня 1988 года рождения, уроженки гор. Москвы, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>, незамужней, имеющей на иждивении несовершеннолетнего ребенка 24 мая 2007 года рождения, имеющей неполное высшее образование, студентки 4-го курса ИЖЛТ, не работающей, ранее не судимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 213 ч. 2 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ТОЛОКОННИКОВА Н.А., САМУЦЕВИЧ Е.С. и АЛЁХИНА М.В. совершили хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой- либо социальной группы, группой лиц по предварительному сговору.
Информация о работе Конституционно-правовой статус светского государства