Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 19:25, контрольная работа
Осуществление государственной власти вызвали у большинства людей глобальный и злоурядный интерес на протяжении длительного времени. Насколько известно для успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. Сам принцип разделения властей обосновывается основным принципом в государственном механизме правовых государств. Очевидно, что на сегодняшний момент реализация принципа разделения в РФ играет немало важную роль.
Соответственно, в современной политической правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.
Введение…………………………………………………………………………..3
Основной текст……………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………
Таким образом, при всей своей мощи в условиях реализации принципа разделения властей, существуют проблемы в Российской Федерации государственной власти, с которыми необходимо бороться.
Выделим разделение власти по горизонтали и вертикали, взаимосвязь между ними носит в себе взаимопроникающий характер и определяется эффективностью функционирования государства.
Основной механизм и точка соприкосновения по горизонтали разделения властей является немного не типичным для других стран. В реализации принципа разделения властей значима нормативно-правовая основа, сюда могут входить законы, уставы, субъекты РФ и прочие законодательства. Что касается РФ, то очевидно, что заметно наблюдаются
политико-правовые механизмы, которые являются смешанной формой правления.
Как указывалось ранее, что немало важную роль в государственной системе играет Президент РФ. Отметим, что в статье 80 КРФ ч.1 и ч.2 помимо всех своих основных полномочий, он также формирует определенные критерии и меры обеспечения по охране суверенитета Российской Федерации. 5
Основными ведущими его функциями являются координация и направления внешней и внутренний политики в области государственной власти, для достижения наилучшего результата и устранения проблем, если они есть.
Из этого следует, что Президент РФ представляется по существу системообразующим центром федеральной государственной власти и рассмотрение вопросов конституционно-правового регулирования взаимодействия органов ее основных ветвей невозможно.
Вертикальное разделение властей определяется, как сложный процесс, которые имеет в своем распоряжении многочисленные проблемы.
От того, каким образом решаются данные проблемы, зависит и развитие федеративных отношений в целом.
Вертикальное разделение властей не имеет универсальной и идеальной модели. Актуальным в научном плане и продуктивным для практического применения, на наш взгляд, остается обращение к опыту различных государств для изучения возможностей его применения в государственно-правовом строительстве с учетом специфики Российской Федерации, где продолжается поиск оптимального разрешения вопроса о соотношении компетенции и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
Особенность разделения власти по вертикали в России определяется тем, что отношения между Федерацией и ее субъектами традиционно строились и продолжают строиться на довольно жесткой, централизованной основе. Поэтому Федерации принадлежат не только те социально-экономические сферы и полномочия, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности единого государства, но и те, которые защищают от полной и окончательной дезинтеграции некогда централизованный политический организм. Необходимым элементом вертикального разделения властей в Российской Федерации, как, впрочем, и в других федеративных государствах является институт федерального воздействия. Его природа и сущность вытекают из вертикальной структуры федерации и наличия у федерального центра особых полномочий, обеспечивающих конституционный правопорядок, территориальную целостность, суверенитет и единство федеративного государства, которые являются приоритетными по отношению к предметам ведения и полномочиям субъектов Федерации.
В ст.5 Конституции РФ, устанавливающей базовые принципы федеративного устройства, в качестве одного из этих принципов называется разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип является производным от принципа разделения государственной власти между федерацией и её субъектами, поскольку первичным уровнем отношений в федеративном государстве являются отношения между федерацией и её субъектами, характер которых и предопределяет отношения между органами государственной власти по вертикали.
О том, что принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами положен в основу вертикального разделения властей, можно судить на основании ст. 71, 72, 73 Конституции РФ. Предметы ведения - это сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и объекты имущества, которые регулируются самостоятельно или совместно. Они делятся на три вида, закрепленных в соответствующих статьях Конституции РФ: а) относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71); б) к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72); в) к исключительному ведению субъектов Федерации (ст. 73).6
«По вертикали» полномочия между федеральными и региональными органами государственной власти разграничиваются следующим образом. Федеральный конституционный закон или федеральный закон определяет полномочия органов государственной власти субъектов Федерации исчерпывающим образом, при этом в законе должны быть определены пределы полномочий Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти по отношению к органам власти субъектов Федерации.
Горизонтальное разделение властей подразумевает разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви, вертикальное же разделение обусловлено федерализмом и определяется отношениями между Федерацией и ее субъектами.
Заключение
Из выше всего сказанного, в данной контрольной работе были изучены различные подходы и мнения научных деятелей к понятию «разделение власти». Во всем историческом процессе изучения и познания такого важнейшего явления как государственная власть и принцип разделения власти, существовало огромное множество точек зрения на его сущность. Конечно же, во всех подходах к пониманию «разделение власти» прослеживается некая индивидуальность. Но в то же время наблюдаются и общие тенденции в развитии теоретической базы понимания принципа разделения власти. Естественно, невозможно охватить, например, все существующие определения как такового, но в работе была сделана попытка привести основные определения реализации принципа разделения властей, данные, зачастую, классиками теории государства и права и наиболее полно отражающие всеобъемлющую сущность этого понятия. Так же, важно остановиться уже конкретно на подходах к пониманию «разделение власти» вообще, его происхождения, развития и модернизации. Здесь весьма важной является современная позиция ученых по отношению к данной проблеме и оценка общепризнанных теорий в данной области.
Также были рассмотрены особенности и факторы реализации принципа разделения властей.
Иначе говоря, термин «разделение властей» в широком смысле означает политико-правовая доктрина и конституционный принцип, где государственная власть обязана быть разделена между ветвями, такими как: исполнительная, законодательная и судебная. В узком смысле «разделение властей» определяется как одна из главных и значимых черт современного правового государства.
И в последнем было проанализированы виды разделения властей, принципы их деятельности, а также раскрыты основные проблемы на сегодняшний день в РФ. Насколько стало известно, что главной чертой в государственной власти непременно влияет статус и пост Президента РФ. Т.к. он охватывает все три ветви власти, а т.е. законодательную, исполнительную и судебную, где каждая из которых имеет свои особенности и функции.
Кроме того, реализация принципа разделения властей установлена в статье 11 КРФ. В данной статье указывается принцип разделения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, с при помощи которого реализуется Конституцией РФ, Федеративным и другими договорами.
Список использованной литературы
1 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбалюк, В.А. Кучинский; Под ред. А.Ф. Вишневского. – «Амалфея», 2009. – 688 с.
2 Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист. 2009. – 512 с.
3 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
4 Федеральный конституционный закон от 28.06. 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме РФ" // Российская газета, 2004, 1 июля.
5 Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года №314 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции от 23.12.2005) // Российская газета, 2010, 12 марта.
6 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2011.-С. 178.
Информация о работе Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации