Конституционно правовой статус президента Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Франции, дать правовую характеристику его положению в государственном устройстве Франции. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя в стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….2
1. Основной закон Франции……………………………………….……..5
1.1. Конституция Третьей республики 1875 года……………………….6
1.2. Конституция Четвертой республики………………………………..7
1.3. Конституция пятой республики……………………………………..9
2. Органы государственной власти…………………………………..…12
2.1. Центральные органы государственной власти …………...………13
2.2. Региональное и местное самоуправление ………………………...21
2.3. Органы судебной власти Франции……………………………...…23
3. Особенности формы правления во Франции……………………..…25
3.1. Президентские выборы ……………………………………….……26
3.2. Порядок избрания президента ……………………………………..27
3.3. Полномочия президента…..……………………………………......30
3.4. Референдум........................................................................................32
3.5. Прекращение полномочий президента……………………………34
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 84.05 Кб (Скачать файл)

       Оглавление 

       Введение……………………………………………………………..…….2

       1. Основной закон Франции……………………………………….……..5

       1.1. Конституция Третьей республики 1875 года……………………….6

       1.2. Конституция Четвертой республики………………………………..7

       1.3. Конституция пятой республики……………………………………..9

       2. Органы государственной власти…………………………………..…12

       2.1. Центральные органы государственной власти …………...………13

       2.2. Региональное и местное самоуправление ………………………...21

       2.3. Органы судебной власти Франции……………………………...…23

       3. Особенности формы правления  во Франции……………………..…25

       3.1. Президентские выборы ……………………………………….……26

       3.2. Порядок избрания президента ……………………………………..27

       3.3. Полномочия президента…..……………………………………......30

       3.4. Референдум........................................................................................32

       3.5. Прекращение полномочий президента……………………………34

       Заключение………………………………………………………………36

       Список  используемой литературы……………………………………...40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

       Президент Франции - центральная  фигура в органах  государственной  власти французской  республики. Он обладает реальной властью, способен активно воздействовать на внешнюю и внутреннюю политику страны. Данные ему Конституцией  права  и возможности, позволяют в необходимый  момент взять на себя практически  единоличную власть.

       Французская республика входят в число наиболее экономически и политически развитых стран мира. Государство является демократической республикой во главе которой стоит президент. Конституция Франции 1958 года установила, что Франция - неделимая, светская, демократическая и социальная республика.

       В качестве формы правления Конституция Франции 1958 г. учредила в данной стране смешанную президентско - парламентарную республику, сочетающую черты президентской и парламентарной республик. Элементами президентской республики во Франции являются непарламентский способ избрания президента, наличие у него значительных полномочий по руководству исполнительной властью. Признаками парламентарной республики выступают наличие поста премьер-министра, политическая ответственность правительства перед Нижней палатой парламента — Национальным собранием, право президента распустить Национальное собрание.

       Президент Республики занимает, согласно Конституции, юридически первое место в системе высших органов государственной власти.

       Управление  государством строится по принципу разделения властей, но концепция «рационализированного  парламентаризма» создает преимущества исполнительной власти перед властью  законодательной. Государственный  режим Франции является близким к дуалистическому. К системе общенациональных органов государственной власти относятся президент Республики, правительство, парламент, судебные и квазисудебные органы.

       Как глава государства Президент  представляет Францию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает  в качестве представителя государственной  власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция  ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных  органов. Президент Франции наделен  большими реальными полномочиями, которые  он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных  органов, но в тесном взаимодействии с ними.

       Президент Франции, официально президент Французской Республики — избираемый французами глава государства.

       Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Институт президента прошел значительную эволюцию, на понимание роли Президента накладывает  отпечаток и личность обладателя этого поста. В соответствии со статьей 19 конституции формально-юридические  полномочия Президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации  премьер-министра, а в случае необходимости  и ответственных министров. Президенту принадлежат весьма важные обязанности  по наблюдению за установленным конституционным  правопорядком. Содержащаяся в ст. 5 основного закона формула о наблюдении Президентом за соблюдением конституции и об обеспечении своим арбитражем нормального функционирования государственных органов и преемственности государства давно была оставлена, и высказывания всех президентов не оставляют сомнений в их собственном каждый раз понимании духа и буквы основного закона. Влияние Президента на такое понимание проявляется и в косвенной форме - путем назначения трех членов в высшей орган конституционной юстиции - в Конституционный совет.

       Цель  данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Франции, дать правовую характеристику его положению в государственном устройстве Франции. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя в стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основной  закон Франции  

       Впервые в стране конституция была принята  во время Великой французской  революции 3 сентября 1791 года. При якобинской диктатуре была принята, но не вступила в силу конституция I года. Режим  Директории был установлен конституцией III года.

       После прихода к власти Наполеона была принята Конституция VIII года. Режим  пожизненного консульства был установлен Конституцией X года. Первая Империя  — Конституцией XII года. После Реставрации  была принята Хартия 1814 года. За сто дней Наполеон утвердил альтернативную хартию. Июльская монархия была основана на Хартии 1830 года . В результате революции 1848 года была принята Конституция Второй республики, которую вскоре сменила Конституция 1852 года. После падения Второй империи и недолгого периода колебаний между монархией и республикой Третья республика была установлена Конституционными законами 1875 года. 10 июля 1940 года Национальное собрание Франции приняло конституционный закон о передаче власти маршалу Петэну. После Освобождения была принята Конституция Четвёртой Республики.

       На  сегодняшний день во Франции действует  Конституция 1958 года, принятая по инициативе Шарля де Голля и заменившая Конституцию 1946 года. Составленная молодыми членами Государственного Совета под руководством министра юстиции Мишеля Дебре. Конституция Пятой Республики учредила пост Президента, избираемого прямым всеобщим голосованием, а также Премьер-министра, возглавляющего Правительство. Таким образом, Франция эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим «полупрезидентский».

       В 1962 году прошёл референдум, на котором  жители Франции одобрили предложение  де Голля избирать Президента страны непосредственно народом. С тех пор вопросы подобного рода на референдум не выносились.1  

       1.1. Конституция Третьей республики 1875 года  

       Во  Франции в последней четверти XIX в. был установлен республиканский режим. Вторую республику сменила Третья республика. Основным законом страны стала конституция 1875 г. В стране были введены демократические свободы – избирательное право, свобода объединения в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания.

       Согласно  Конституции 1875 г., главой исполнительной власти в стране является президент  республики. Он назначал и отстранял  от должности председателя совета министров  и других министров, но был лишен  права принимать единолично какие-либо важные решения.  Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.2

       В период становления третьей республики высшие государственные лица и парламент  страны получили постоянные резиденции, существующие посей день. Резиденцией  президента стал Елисейский дворец, представителя  совета министров – Матиньонский.

       В моральном и военном отношениях Франция была совершенно не подготовлена к отражению германского нападения  в мае 1940 г. Однако, несмотря на военную  слабость Франции, поражение этой страны было настолько внезапным и полным, что не поддавалось никакому рациональному объяснению.

       1.2. Конституция Четвертой республики

 

       Осенью 1944 г. Франция вступила в новый  период своей истории. Он длился до конца 1946 г., когда была принята конституция, и назывался Временным режимом. Франция вышла из войны истощенной и истерзанной. Политическая атмосфера  Франции характеризовалась возобновлением деятельности партий и профсоюзов. Вторая мировая война глубоко  потрясла всю политическую и экономическую  систему Франции. Третья республика, существовавшая с 1875г., была ликвидирована; 10% производительных сил Франции  было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался  распад ее колониальной империи.К концу войны сложилась новая политическая расстановка сил. С 30 августа 1944г. во Франции действовало Временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения "Свободная Франция". Движение Сопротивления оказало большое влияние на формирование партийно-политической системы и на характер новой конституции.

       Временное правительство осуществила большую  программу преобразований в области  внутренней политики. Был принят закон  о национализации. В результате чего во Франции сложился крупный государственный  сектор экономики. В январе 1946 при  временном правительстве был  организован Генеральный комиссариат  по планированию, ставший центром  общенациональных планов экономики  и социального развития. 3

       Весной 1946 г. Учредительное собрание закончило  разработку новой конституции. 19 апреля ее проект был одобрен. Преобладающее  место в политической жизни отводилось одномандатному парламенту – Национальному  собранию, обладавшему широкими полномочиями и контролирующей деятельность правительства. Национальное собрание должно было избирать президента республики, который не имел реальной власти. 5 мая на общенациональном референдуме проект был отвергнут.

       После выборов в учредительное собрание в июне 1946 оно сразу приступило к разработке конституции. По ней  парламент делится на две палаты – Национальное собрание и Совет  республики. В руках первой палаты была по существу сосредоточена вся  власть. Большинством голосов Учредительное  собрание одобрило новый проект, и  на 13 октября был назначен новый  всеобщий референдум. 27 октября конституция  вошла в силу.

       Согласно  новой конституции 1946 года Франция  провозглашалась  «независимой, светской, демократической и социальной республикой». Как и предыдущая конституция 1875 г., новая конституция устанавливала  в стране республику парламентского типа правления.

       Глава исполнительной власти, президент республики, избираемый парламентом, сроком на 7 лет  не обладал широкими полномочиями. Он намечал кандидата на пост премьер-министра, публиковал законы в пределах 10 дней, которые следовали за передачей  правительству окончательных вариантов  законов, которые утверждались национальным собранием. В случае если президент  республики не публиковал закон, это  делал председатель Национального  собрания. Как глава государства  президент республики являлся официальным  представителем Франции в отношениях с зарубежными странами и международными организациями. Он ратифицировал а денонсировал все договоры Франции с иностранными государствами, аккредитовал и принимал послов.

         Так закончилось формирование  нового режима страны, получившего  название Четвертой республики. По существу Франция вернулась  к довоенной политической системе.  За 12 лет существования Четвертой  республики в стране сменилось  24 правительства. 

       1.3. Конституция пятой республики

 

       Ныне  существующая конституция была принята  в 1958 г. Она установила в стране президентский  режим и новую, Пятую республику. Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет "двухглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра. Полномочия главы государства значительно расширялись. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”.4

Информация о работе Конституционно правовой статус президента Франции