Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа
Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Франции, дать правовую характеристику его положению в государственном устройстве Франции. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя в стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.
Введение……………………………………………………………..…….2
1. Основной закон Франции……………………………………….……..5
1.1. Конституция Третьей республики 1875 года……………………….6
1.2. Конституция Четвертой республики………………………………..7
1.3. Конституция пятой республики……………………………………..9
2. Органы государственной власти…………………………………..…12
2.1. Центральные органы государственной власти …………...………13
2.2. Региональное и местное самоуправление ………………………...21
2.3. Органы судебной власти Франции……………………………...…23
3. Особенности формы правления во Франции……………………..…25
3.1. Президентские выборы ……………………………………….……26
3.2. Порядок избрания президента ……………………………………..27
3.3. Полномочия президента…..……………………………………......30
3.4. Референдум........................................................................................32
3.5. Прекращение полномочий президента……………………………34
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………
Оглавление
Введение………………………………………
1.
Основной закон Франции……………………
1.1. Конституция Третьей республики 1875 года……………………….6
1.2.
Конституция Четвертой
1.3.
Конституция пятой республики……
2. Органы государственной власти…………………………………..…12
2.1. Центральные органы государственной власти …………...………13
2.2. Региональное и местное самоуправление ………………………...21
2.3. Органы судебной власти Франции……………………………...…23
3. Особенности формы правления во Франции……………………..…25
3.1.
Президентские выборы ………………………
3.2. Порядок избрания президента ……………………………………..27
3.3.
Полномочия президента…..……………………………………...
3.4.
Референдум....................
3.5. Прекращение полномочий президента……………………………34
Заключение…………………………………
Список
используемой литературы……………………………………...40
Введение
Президент Франции - центральная фигура в органах государственной власти французской республики. Он обладает реальной властью, способен активно воздействовать на внешнюю и внутреннюю политику страны. Данные ему Конституцией права и возможности, позволяют в необходимый момент взять на себя практически единоличную власть.
Французская республика входят в число наиболее экономически и политически развитых стран мира. Государство является демократической республикой во главе которой стоит президент. Конституция Франции 1958 года установила, что Франция - неделимая, светская, демократическая и социальная республика.
В качестве формы правления Конституция Франции 1958 г. учредила в данной стране смешанную президентско - парламентарную республику, сочетающую черты президентской и парламентарной республик. Элементами президентской республики во Франции являются непарламентский способ избрания президента, наличие у него значительных полномочий по руководству исполнительной властью. Признаками парламентарной республики выступают наличие поста премьер-министра, политическая ответственность правительства перед Нижней палатой парламента — Национальным собранием, право президента распустить Национальное собрание.
Президент Республики занимает, согласно Конституции, юридически первое место в системе высших органов государственной власти.
Управление
государством строится по принципу разделения
властей, но концепция «
Как
глава государства Президент
представляет Францию внутри страны
и в международных отношениях,
определяет основные направления внутренней
и внешней политики, выступает
в качестве представителя государственной
власти, высшего должностного лица
государства. Действующая Конституция
ставит институт президентства на первое
место среди федеральных
Президент Франции, официально президент Французской Республики — избираемый французами глава государства.
Президент
республики занимает вершину в иерархии
государственных органов. Институт
президента прошел значительную эволюцию,
на понимание роли Президента накладывает
отпечаток и личность обладателя
этого поста. В соответствии со статьей
19 конституции формально-
Цель
данной работы определить конституционно-правовой
статус Президента Франции, дать правовую
характеристику его положению в государственном
устройстве Франции. Объяснить необходимость
его полномочий как высшего представителя
в стране. В результате этой работы необходимо
сделать заключение о необходимости наличия
президентской власти в государстве, о
целесообразности тех полномочий, которые
определены ему по Конституции.
1. Основной
закон Франции
Впервые в стране конституция была принята во время Великой французской революции 3 сентября 1791 года. При якобинской диктатуре была принята, но не вступила в силу конституция I года. Режим Директории был установлен конституцией III года.
После прихода к власти Наполеона была принята Конституция VIII года. Режим пожизненного консульства был установлен Конституцией X года. Первая Империя — Конституцией XII года. После Реставрации была принята Хартия 1814 года. За сто дней Наполеон утвердил альтернативную хартию. Июльская монархия была основана на Хартии 1830 года . В результате революции 1848 года была принята Конституция Второй республики, которую вскоре сменила Конституция 1852 года. После падения Второй империи и недолгого периода колебаний между монархией и республикой Третья республика была установлена Конституционными законами 1875 года. 10 июля 1940 года Национальное собрание Франции приняло конституционный закон о передаче власти маршалу Петэну. После Освобождения была принята Конституция Четвёртой Республики.
На сегодняшний день во Франции действует Конституция 1958 года, принятая по инициативе Шарля де Голля и заменившая Конституцию 1946 года. Составленная молодыми членами Государственного Совета под руководством министра юстиции Мишеля Дебре. Конституция Пятой Республики учредила пост Президента, избираемого прямым всеобщим голосованием, а также Премьер-министра, возглавляющего Правительство. Таким образом, Франция эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим «полупрезидентский».
В
1962 году прошёл референдум, на котором
жители Франции одобрили предложение
де Голля избирать Президента страны
непосредственно народом. С тех пор вопросы
подобного рода на референдум не выносились.1
1.1.
Конституция Третьей республики 1875 года
Во Франции в последней четверти XIX в. был установлен республиканский режим. Вторую республику сменила Третья республика. Основным законом страны стала конституция 1875 г. В стране были введены демократические свободы – избирательное право, свобода объединения в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания.
Согласно Конституции 1875 г., главой исполнительной власти в стране является президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.2
В период становления третьей республики высшие государственные лица и парламент страны получили постоянные резиденции, существующие посей день. Резиденцией президента стал Елисейский дворец, представителя совета министров – Матиньонский.
В
моральном и военном отношениях
Франция была совершенно не подготовлена
к отражению германского
Осенью
1944 г. Франция вступила в новый
период своей истории. Он длился до
конца 1946 г., когда была принята конституция,
и назывался Временным режимом.
Франция вышла из войны истощенной
и истерзанной. Политическая атмосфера
Франции характеризовалась
Временное
правительство осуществила
Весной 1946 г. Учредительное собрание закончило разработку новой конституции. 19 апреля ее проект был одобрен. Преобладающее место в политической жизни отводилось одномандатному парламенту – Национальному собранию, обладавшему широкими полномочиями и контролирующей деятельность правительства. Национальное собрание должно было избирать президента республики, который не имел реальной власти. 5 мая на общенациональном референдуме проект был отвергнут.
После
выборов в учредительное
Согласно
новой конституции 1946 года Франция
провозглашалась «независимой, светской,
демократической и социальной республикой».
Как и предыдущая конституция 1875
г., новая конституция
Глава
исполнительной власти, президент республики,
избираемый парламентом, сроком на 7 лет
не обладал широкими полномочиями.
Он намечал кандидата на пост премьер-министра,
публиковал законы в пределах 10 дней,
которые следовали за передачей
правительству окончательных
Так закончилось формирование
нового режима страны, получившего
название Четвертой республики.
По существу Франция вернулась
к довоенной политической
Ныне существующая конституция была принята в 1958 г. Она установила в стране президентский режим и новую, Пятую республику. Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет "двухглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра. Полномочия главы государства значительно расширялись. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”.4
Информация о работе Конституционно правовой статус президента Франции