Конституционно правовой статус президента Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Франции, дать правовую характеристику его положению в государственном устройстве Франции. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя в стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….2
1. Основной закон Франции……………………………………….……..5
1.1. Конституция Третьей республики 1875 года……………………….6
1.2. Конституция Четвертой республики………………………………..7
1.3. Конституция пятой республики……………………………………..9
2. Органы государственной власти…………………………………..…12
2.1. Центральные органы государственной власти …………...………13
2.2. Региональное и местное самоуправление ………………………...21
2.3. Органы судебной власти Франции……………………………...…23
3. Особенности формы правления во Франции……………………..…25
3.1. Президентские выборы ……………………………………….……26
3.2. Порядок избрания президента ……………………………………..27
3.3. Полномочия президента…..……………………………………......30
3.4. Референдум........................................................................................32
3.5. Прекращение полномочий президента……………………………34
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 84.05 Кб (Скачать файл)

       Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. В состав суда присяжных входят три члена, а его председатель обязательно является членом Апелляционного суда.

       Кроме судей в суде присяжных присутствуют присяжные заседатели. Их девять. Их подбирают по спискам избирателей. Во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды, военные суды (исправительный трибунал и суд присяжных и др.). На вершине судебной системы находится кассационный суд. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей. Все прокуроры подчинены министру юстиции.

       3. Особенности формы правления во Франции

            

       Франция представляет собой республику со смешанной (полупрезидентской) формой правления, где сочетаются элементы, характерные как парламентарной, так и президентской республике. Характерная черта V Республики - усиление роли ИВ и ослабление роли Парламента.

       В стране существует бицефальная исполнительная власть, т.е. она поделена между Президентом  и Правительством.

       У Президента во Франции есть право  принятия решений, не требующих согласия Правительства, что характерно для  президентской республики. Вооруженные  силы и административный аппарат  в ведении правительства; оно  несет ответственность перед  Национальным Собранием, а это институт, характерный именно для парламентарной республики.

       Соответственно  принцип разделения властей во Франции  изменился, тем не менее, он сохраняет  свое значение.

       Особенность: функционирование государственного механизма  зависит от того, совпадают ли парламентское  и президентское большинство. Если “да” - роль Президента возрастает, он формирует правительство. Если “нет” - президент вынужден назначать оппозиционное правительство, возможности президента по осуществлению ИВ снижаются, зато роль правительства во многом возрастает. Такая ситуация сложилась к частности в 1997 году, когда на досрочных парламентских выборах победила ФСП, в то время как президент опирается на поддержку правых.11

           3.1. Президентские  выборы.

 

       Президент Франции избирается прямыми выборами ( с 1962 года). Выборы Президента производятся не позднее, чем за 20 и не раньше, чем за 35 дней до истечения полномочий Президента, состоящего в должности (Статья 7 Конституции).

       Президент избирается абсолютным большинством подданых голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, на следующее за ним второе воскресенье назначается второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов и снявших свои кандидатуры. Президент Франции избирается сроком на 7 лет.

       Статья 5 Конституции гласит “ Президент  Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства.

       Он  является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”.12

           3.2.  Порядок избрания президента

 

       Порядок избрания президента республики за всю  историю Пятой республики претерпел единственное изменение - вместо коллегии выборщиков, избиравших президента до 1962 г., был в том же году установлен принцип прямых выборов. Новый порядок избрания послужил укреплению и без того лидирующего положения президента. Ни конституция, ни другое законодательство не устанавливают минимального возраста для кандидатов на этот пост. Здесь возникает вопрос, поскольку избираться в Национальное Собрание гражданин может с 23х лет, а в Сенат - с 35ти. Срок полномочий Президента - 7 лет, никаких ограничений для переизбрания во Франции нет, но такие случаи обычно более или менее редки. За все существование V Республики 2 раза избирался лишь де Голль (в 1958 и 1965 годах) и Франсуа Миттеран (1981 и 1988 гг.).

       Для представления кандидатуры на пост президента (они представляются в  Конституционный совет) требуется 5 тыс. подписей лиц, занимающих определенные выборные должности, а именно, членов парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей  и мэров - причем все подписавшиеся под заявлением о выдвижении должны представлять, по меньшей мере, 30 департаментов и заморских территорий; имена подписавшихся публикуются.

       Избрание  президента проводится по двухтуровой  мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем участвуют только два  кандидата, набравшие наибольшее число  голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее  чем за двадцать и не более чем  за тридцать пять дней до истечения  срока полномочий президента, состоящего в должности. В такие же сроки избирается президент в случае вакантности этого поста. Результаты выборов в 10-дневный срок официально объявляются Конституционным Советом, и с этого момента Президент приступает к исполнению своих обязанностей. Официальная резиденция президента находится в Париже в Елисейском дворце.13

       В случае досрочной вакансии поста  Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а  если и он не в состоянии, то они  исполняются Правительством. Новые  выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии.

       Конституция Франции 1958 г. предусматривала непрямые выборы главы государства. В конце  сентября 1962 г. Президент Ш. де Голль, выступая по национальному телевидению, предложил народу Франции решить на референдуме вопрос о прямых выборах  главы государства. Предложение де Голля вызвало бурю протестов политиков, журналистов, учёных, считавших, что Президент нарушил ст. 89 Конституции 1958 г., предусматривающую особый прядок пересмотра конституции. Государственный Совет и Конституционный Совет настаивали в своих консультативных решениях на использовании процедуры ст. 89.14

       Де  Голль 6 октября 1962 г. вынужден был объявить о роспуске Национального собрания в ответ на резолюцию порицания  правительству Ж. Помпиду. На референдуме, состоявшемся 28 октября 1962 г., 62% голоса против 38% предложение генерала де Голля  было принято. Председатель Сената Г. Моннервилль до промульгации закона обратился в Конституционный Совет с требованием признать назначение референдума и принятое решение неконституционным.

       6 октября 1962 г. Конституционный  Совет голосами шесть против  четырех заявил, что юрисдикция  этого органа не распространяется  на законы, принятые на референдуме  и являющиеся тем самым прямым  выражением национального суверенитета.

       8 ноября 1962 г. референдарный закон  о прямых выборах главы государства  был промульгирован. По мнению председателя Сената, подобным решением Конституционный Совет совершил акт самоубийства. Г. Моннервилль также отметил, что фактически исполнительная власть и Президент V Республики становятся бесконтрольными при изменении Конституции по ст. 11.

       Как Вы понимаете, чтобы избежать решения  дела по существу, Конституционный  Совет сконцентрировал своё внимание только на юрисдикционной стороне. В соответствии со ст. 61 Конституции только органические и обычные парламентские законы могут быть предметом рассмотрения в Конституционном Совете. Референдарные и конституционные законы в тексте ст. 61 не упоминаются. Два контраргумента в этой связи. Во-первых, текст Ордонанса № 58-1067 от 9 ноября 1958 г., содержащий органический закон о Конституционном Совете, упоминает законы и органические законы в качестве объектов конституционного контроля. Термин “закон” не детализирован в указанном Ордонансе и может при желании быть распространён на референдарные и конституционные акты. Во-вторых, ст. 60 Конституции предусматривает, что Конституционный Совет следит за правильностью проведения референдума. Даже без применения расширительного толкования можно предположить, что правильность проведения референдума включает в себя и правильность его назначения. Таким образом, мы полагаем, что Конституционный Совет был вправе принять к своему рассмотрению референдарный закон на предмет его конституционности.15

       Для решения второй конституционной  проблемы обратимся к рассмотрению норм статей 11 и 89 Конституции 1958 г. с  точки зрения их соотношения. Ст. 11 —  это общая норма, закрепляющая право  Президента назначить референдум. Ст. 89 — специальная норма, касающаяся назначения референдума как способа  ратификации поправки к тексту Конституции. Мы убеждены также, что сфера регулирования  референдарного закона в рамках организации публичных властей может совпадать и с предметами регулирования конституционных и обычных парламентских законов. Поэтому из соотношения общей и специальной нормы следует вывод о преимуществе ст. 89.16

           3.3. Полномочия президента

 

       Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Президент  является главой государства, представляет страну как на внутренней, так и на международной арене, является гарантом Конституции, независимости, территориальной целостности, прав и свобод граждан.

       Президент обладает как собственными полномочиями, так и полномочиями, которые он осуществляет совместно с другими  институтами.

       Полномочия, связанные с осуществлением внешней  политики. Президент проводит международные  переговоры и заключает международные  договоры, при нем аккредитуются  иностранные дипломатические представители, он назначает дипломатических представителей в иностранные государства.

       Президент является верховным главнокомандующим  Вооруженными силами, он назначает (и  смещает) на высшие военные должности, председательствует в советах и  комитетах обороны. Важное значение имеет не урегулированное конституцией право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы.

       Президент обладает значительными полномочиями в области административного  управления: назначает премьер-министра, по представлению последнего - остальных  министров. Но во Франции существует институт ответственности Правительства: в тех случаях, когда на выборах  в Национальное Собрание одерживают победу оппозиционные Президенту партии, на должность премьера назначается, как правило, председатель победившей партии. Президент председательствует в Совете министров (никакое заседание не возможно без его присутствия, кроме прямого уполномочения). Он назначает на все высшие военные и гражданские должности.

       Президент также обладает правом издания и  подписания нормативно-правовых актов (это ордонансы и декреты обсужденные  Советом министров, следовательно контрассигнованные). Эти акты самостоятельны, играют ту же роль, что и закон (ст.34).

       Президент может самостоятельно в соответствии со ст.16 Конституции ввести на территории страны чрезвычайное положение (после  ни к чему не обязывающей консультации с премьером, председателями палат  и Конституционным советом). Вся  полнота власти сосредотачивается  в руках Президента. Национальное Собрание собирается независимо от созыва; оно не может быть распущено, но и  не может выразить недоверие Правительству.

       Президент обладает определенными полномочиями в законодательном процессе: право отлагательного вето; право обратиться в Конституционный совет на предмет проверки соответствия законопроекта требованиям Конституции; промульгация закона (в течении 15 дней), право передавать на референдум отдельные законопроекты (ст.11), право обращаться к Парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению, право после контрасигнатуры премьера созывать парламент на чрезвычайные сессии.

       Президенту  принадлежит право роспуска Национального собрания. Исключения: 1) когда временно исполняются обязанности Президента; 2) когда использованы чрезвычайные полномочия по ст.16; 3) в течении года после досрочных выборов.

       В судебной сфере: председательствует в Высшем Совете Магистратуры, но на практике Президент, как правило, на заседаниях не бывает; право помилования; награждает орденами и присваивает почетные звания.

Информация о работе Конституционно правовой статус президента Франции