Конституционные обязанности граждан России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 05:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение конституционных принципов правового статуса личности в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью основной задачей данной работы является изучение нормативно-правовой базы, на которой основывается конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации, прежде всего Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов, конкретизирующих её нормы в области прав и свобод человека и гражданина, а также международных актов в данной сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовое обоснование принципов права и конституционно- правового статуса личности в Российской Федерации…………………………..6
§ 1. Понятие принципов права и их виды…………………………………………6
1.1 Понятие принципов права………………………………………………….6
1.2 Виды принципов права…………………………………………………….13
§ 2. Понятие, структура и система основ конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации………………………………………………16
2.1 Понятие конституционно-правового статуса личности ………………...16
2.2 Структура конституционно-правового статуса личности……………...18
2.3 Система основ конституционно-правового статуса личности………….22
Глава 2. Конституционные принципы правового статуса личности в
Российской Федерации……………………………………………………………24
§ 1. Равноправие в конституционно-правовом статусе личности ……………..24
§ 2. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина государством………………………………………………………………………30
§ 3. Принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод……………………..40
§ 4. Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями……………………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………………56
Библиографический список………………………………………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

Морева - Дипломная работа -24.05.2014.docx

— 133.91 Кб (Скачать файл)

Кроме того, принципы права не всегда лежат на поверхности и четко сформулированы в правовых нормах, но они свойственны любой правовой системе государств, вне зависимости от того, хороши они или плохи с точки зрения социального прогресса, тех или иных сообществ, классов и народов, с позиций отдельных людей и их идеалов. В законодательстве принципы права могут быть по-разному сформулированы. В одних случаях их действительный смысл бывает завуалирован, в других – они изложены ясно.

В качестве одного из примеров прямого закрепления принципов права в законодательстве можно сослаться на провозглашение принципа народовластия в конституциях многих современных стран. Так, Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. провозглашает, что вся власть в стране «принадлежит народу... Народ в соответствии с положениями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами» 14. В Конституция Швеции 1947 г. говорится, о том что «вся государственная власть в Швеции исходит от народа», «правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системах и посредством коммунального самоуправления» 15.

Принципы права играют роль ориентиров в формировании права. Они определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя, являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Правоприменитель должен руководствоваться принципами права при издании законов. По принципам права выверяют, насколько конкретный нормативный акт законен, действительно ли он является формой выражения права. Чаще всего принципы права служат отправными идеями законодательной деятельности, принимая участие в регулировании поведения косвенно, воплощаясь в более конкретных юридических нормах, но в ряде случаев они способны непосредственно регулировать общественные отношения. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Принципы права имеют общеобязательный для всех характер и пронизывают не только всю правовую систему и систему прав субъектов общественных отношений, но и правовую реальность страны в целом. Они призваны обеспечивать органичное взаимодействие объективного и субъективного права, норм права и правовых отношений, единство действующих в стране правовых норм, институтов и отраслей права; характеризуют содержание права в концентрированном виде и показывают, на каких началах в нем отражаются экономические, политические и нравственные отношения; характеризуют структуру права и соотношение между источниками права, законодательством и правосудием, законом и государственной властью, принуждением и убеждением в правовом регулировании. Не зная принципов данной правовой системы государства, по одному лишь набору отдельных ее норм и институтов трудно судить о ней и о том правопорядке, который она обеспечивает.

Роль принципов права в различных правовых системах современности неодинакова. Однако, несмотря на это, практически везде либо номинально, либо фактически они являются одним из источников права, в том числе в российской правовой системе.

Принципы права позволяют устранять несогласованность, противоречия между отдельными правовыми предписаниями, выступают критерием, позволяющим оценить то или иное законодательное установление с точки зрения его соответствия праву в целом.

Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системообразующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.

В основных правовых системах прошлого и настоящего можно выделить, по крайней мере, три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. Надо сказать, что в традиционных правовых системах понятие «принципы права» не сложилось, хотя и существует круг идей, которые фактически и являются принципами права. Так, в мусульманском праве ими признают вечность, неизменность, универсальность и непререкаемость божественных норм шариата.

В странах романо-германской правовой системы «общие принципы права» сложились по большей части как источники административного права.

Например, французский Государственный совет сформулировал понятие общих принципов права. Применяя их, он установил, что источником, использованным при решении дела, является справедливость. По существу, это означает решение любого дела на основе разума, т.е. общие принципы отражают подчинение права в том виде, как последнее понимается в определенный момент. Позднее принципы права играют все большую и большую роль и наиболее четко проявляются в области основных прав человека. Не случайно во Франции их впоследствии стал применять и Конституционный совет. Соответственно изменяется и роль принципов в правовой системе. Постепенно они начинают рассматриваться как своего рода высшая ценность права.

В некоторых странах, которые относятся к романо-германской правовой системе в законе, в качестве источников права могут  прямо закрепляться общие принципы права. Например, что касается того, когда в законодательстве появляется пробел, то судьи стран Австрии, Греции, Египта, Италии, Испании, должны обращаться к общим принципам права.

В странах англосаксонского права дела при наличии пробелов в праве решаются на основе понятия естественной справедливости и законности, выработанных английскими судами.

Что касается западноевропейских государств, то общие принципы права рассматриваются в связи с задачей обеспечения основных прав человека.

 

1.2  Виды принципов права

 

Как правило, принципы российского права подразделяют на общие,  межотраслевые и отраслевые.

К общим принципам права можно отнести: гуманизм, справедливость, равноправие, демократизм, законность, независимость правосудия, презумпцию невиновности16.

Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, безопасность и личную свободу, право на охрану своей репутации и чести, защиту от любого незаконного и произвольного вмешательства в сферу личной жизни и многое другое.

Гуманизм правовых установлений выражается в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения, каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию в местах лишения свободы 17. Реальный и действенный оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя защитить. Право, регулируя общественные отношения, как раз к этому и стремится 18.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством19. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание, должна быть соразмерна юридическая ответственность допущенному правонарушению. Законы будут отражать эту закономерность только в том случае, если будут отвечать принципу справедливости. Все отрасли права должны проводить в жизнь начала справедливости в регулируемые ими общественные отношения.

Принцип равноправия означает равенство прав и обязанностей, а также равенство перед законом и судом всех граждан независимо от их пола, возраста, вероисповедания, национальности, места жительства, уровня образования, в создании равных стартовых правовых условий для каждого человека20. Это отражает и гарантирует сама Конституция Российской Федерации в ст. 19. Кроме равенства перед законом и судом данный принцип включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

В правовом государстве принцип демократизма пронизывает всю систему права21. Этот принцип означает, что право достаточно точно отражает волю народа и формируется через демократический институт народовластия. Принцип демократизма направлен и воздействует на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством22. В  ст. 3 Конституции Российской Федерации прямо закреплено положение о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»23.

Принцип законности представляет систему требований общества и государства, которая состоит в реализации норм органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, то есть всеми и повсеместно. Этот принцип нашел отражение к Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»24.

Принцип независимости правосудия подразумевает под собой признание особого положения судебных органов и требует, чтобы судьи и присяжные разрешали судебные дела на основе закона и в условиях, исключающих на них давление и другое какое-либо постороннее воздействие.

Принцип презумпции невиновности означает то, что обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом в установленном законом порядке.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Поэтому межотраслевые принципы можно определить как исходные идеи, которые отражают особенности нескольких отраслей права, смежных или близко соприкасающихся между собой, например, принципы материального и процессуального права, публичного и частного 25.

Принципы, которые действуют в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми, характеризуют черты конкретных отраслей права. Так, для уголовного права характерен принцип императивности, а для земельного права – принцип равенства различных форм собственности на землю; для трудового – принципы свободы труда, равенства прав и возможностей работников 26.

 

§ 2. Понятие, структура и система основ правового статуса личности в Российской Федерации

2.1 Понятие конституционно-правового статуса личности

 

Институт основ правового статуса человека и гражданина занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации. Его нормы выступают исходными, основополагающими для всей системы взаимоотношений государства и личности. Согласно ст. 2 Конституции «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Обеспечение и защита основных прав, свобод и законных интересов человека – главная цель права вообще и конституционного в частности.

Правовой статус человека и гражданина представляет собой юридическое закрепление в законодательстве страны всей совокупности прав, свобод и обязанностей физических лиц – граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства.  

  В полном объеме правовой статус человека и гражданина определяется нормами всех отраслей права, однако его основу составляет совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, обусловленное уровнем экономического, социального и политического развития государства, и регулирующих всю систему взаимоотношений государства и личности 27. Другие отрасли права закрепляют права и обязанности лишь в определенной сфере общественных отношений, например, имущественных и личных неимущественных, налоговых, земельных, трудовых, семейных, финансовых и т.д.

Нормы института основ правового статуса личности выражены, прежде всего, во второй главе Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина»28.  В ст. 64 второй главы Конституции прямо указывается, что положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности29. Но не только Конституция Российской Федерации является источником норм данного института. Нормы правового статуса личности содержаться и в других нормативно – правовых актах, к которым можно отнести законы: «О гражданстве» от 31.05.2002 №-62 ФЗ, «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 №-5242-1, «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №-25 ФЗ, «О военном положении» от 30.01.2002 №-1 ФКЗ, «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ и многие другие.

 

2.2 Структура конституционно-правового статуса личности

 

У каждого человека есть статус и прежде всего это статус правовой, который состоит из системы прав, свобод и обязанностей, которыми наделен индивид. Самые важные из прав и обязанностей закреплены в Конституции Российской Федерации, в её второй главе, следовательно, можно сделать вывод, что основу правового статуса человека и гражданина составляют права, свободы и обязанности личности, которые защищены и гарантированы государством. Правовой статус можно так же определить как некую систему эталонов, т. е. образцов поведения людей, которые одобряются обществом и поощряются государством.

В лексиконе конституционного права за термином «права человека» закрепилось значение основных, или конституционных, прав.

Конституционные права и свободы можно определить как дозволительную часть основ правового статуса личности, закрепленную в Конституции. Права человека в юридическом значении означают возможность его обладателя совершать дозволенные или не запрещенные Конституцией и иными нормативно-правовыми актами (а равно и не совершать) определенных действий. Конституционны права и свободы составляют часть правового статуса личности.

Информация о работе Конституционные обязанности граждан России