Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 05:34, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение конституционных принципов правового статуса личности в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью основной задачей данной работы является изучение нормативно-правовой базы, на которой основывается конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации, прежде всего Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов, конкретизирующих её нормы в области прав и свобод человека и гражданина, а также международных актов в данной сфере.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовое обоснование принципов права и конституционно- правового статуса личности в Российской Федерации…………………………..6
§ 1. Понятие принципов права и их виды…………………………………………6
1.1 Понятие принципов права………………………………………………….6
1.2 Виды принципов права…………………………………………………….13
§ 2. Понятие, структура и система основ конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации………………………………………………16
2.1 Понятие конституционно-правового статуса личности ………………...16
2.2 Структура конституционно-правового статуса личности……………...18
2.3 Система основ конституционно-правового статуса личности………….22
Глава 2. Конституционные принципы правового статуса личности в
Российской Федерации……………………………………………………………24
§ 1. Равноправие в конституционно-правовом статусе личности ……………..24
§ 2. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина государством………………………………………………………………………30
§ 3. Принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод……………………..40
§ 4. Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями……………………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………………56
Библиографический список………………………………………………………58
Защита Отечества и несение военной службы – это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.
Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту 98.Кроме мужчин, на военную службу могут поступить женщины по контракту.
Положения данного принципа конкретизированы в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», который был принят 28 марта 1998 года. Этот закон установил порядок призыва, льготы по призыву, условия прохождения и сроки службы, а также установил иные условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
В нашей стране на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Непосредственный призыв граждан на военную службу осуществляется призывными комиссиями, которые обязаны организовывать медицинское освидетельствование граждан и определять их пригодность к несению военной службы по состоянию здоровья.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации99. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.
В ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, в ч. 2, ст. 38 Конституции РФ сказано, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Во-вторых, в части 3 этой же статьи установлено, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях100. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Правоотношения, вытекающие из данных конституционных обязанностей регламентирует Гражданское и семейное законодательство, обеспечивая охрану соответствующих им прав.
К правам, которые имеют характер общественного долго можно отнести: право на образование, избирательные права и др.
В части 3, ст. 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц 101. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных 102. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, что может в дальнейшем привести к конфликту. Законодательство РФ, непосредственно в Конституции даёт возможность избежать этого, закрепляя данную норму.
Конституция РФ в ч. 4, ст. 43 возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования103. Дети, естественно не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшие учебные заведения и работа, которая возможно, только по окончанию данных заведений, с получение диплома. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их адаптация к жизни в современном обществе окажется затрудненной.
Заключение
Изучение конституционно-правовых принципов правового статуса личности в данной работе позволяет сделать вывод о том, что:
- Конституционные принципы правового статуса личности в РФ будучи закрепленными в Конституции, представляют собой основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина.
- Конституция Российской Федерации рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность.
- Существенным моментом является то, что в правовом государстве не только личность как таковая имеет определенные правовые обязанности перед государством, но и сама Российская Федерация имеет конкретные правовые обязанности перед личностью. Государство, провозглашая принципы, гарантирует и охраняет их, предоставляет большое количество прав человеку и гражданину, но тем самым требует выполнения от него установленных законом обязанностей. То, на что личность имеет право, государство обязано выполнить (например, право на свободу мысли, на образование, на получение пенсии и т.д.), но и то, что закреплено законодательно, личность должна исполнить. В этом и состоит юридическая природа взаимности между государством и личностью. Государство как политико-правовой институт, в котором находятся все нити управления обществом, ответственно не только за судьбу общества в целом, но и за судьбу каждого человека, каждой личности.
- Конституция Российской
Федерации является
Права и свободы человека и гражданина, их содержание и конституционное закрепление, гарантии реализации и защиты, – основной показатель уровня демократизма любого общества. Именно права и свободы человека, являющиеся в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью, определяют смысл и содержание законов и деятельности всех органов и ветвей власти.
- Закрепление и защита прав, свобод и обязанностей личности в законодательстве Российской Федерации должна являться для государства первоочередной задачей, степень реализации которой затрагивает каждого жителя страны. На мой взгляд, не получив чёткого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества.
Библиографический список
Международные акты:
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966.
4. Устав ООН от 26.06.1945
5. Декларация о праве народов на мир от 12.11. 1984
6. Декларацию основных
принципов правосудия для
7. Конвенция о ликвидации
всех форм расовой
8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979.
9. Конвенция о защите
прав человека и основных
10. Гаагские конвенции
о мирном разрешении
11. Гаагские конвенции 1907 г.
12. Женевские конвенции 1949 г.
Национальные акты иностранных государств:
1. Конституции КНР от 1982 г.
2. Конституции Швеции от 1947 г.
3. Декларация прав Вирджинии от 12.06.1776
4. Декларация независимости США от 04.07.1776
Национальное законодательство:
Книги с одним автором:
Книги с двумя авторами:
Комментарии:
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации:
Авторефераты:
Монографии:
Диссертация:
1 Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности,- М., 2008 – 434 с.
2 Конституция РФ от 12.12.1993
3 Ст. 19 Конституции РФ от 12.12.1993 г.
4 Ст. 38 Конституции РФ от 12.12.1993 г.
5 Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М. : Изд. Омега-Л, 1995 – 323 с.
6 Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 2004. - 447с.
7 Колодий А.М. Принципы права Украины: Монография. – К.: Юринком Интер, 1998. – С. 27
8 Ромашова Р.А. Теория государства и права: учебник - СПб.: изд-во Р.Асланова «Юридический центрПресс», 2005. - 294 с.
9 Недбайло П.Е. Объективное и субъективное в праве: к итогам дискуссии Правоведение. - 1974. - №1
10 Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. 382 с
Информация о работе Конституционные обязанности граждан России