Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
Понятие Конституции РФ и её развитие;
Правовые особенности Конституции РФ;
Основные понятия Конституции Российской Федерации;
Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Содержание

Введение.
Глава1. Основные вехи конституционного развития России.
1.1.Первые конституционные проекты.
1.2. Конституционные реформы 1989-1992г.г.
Глава2. Разработка и принятие Конституции РФ 1993г.
Глава3. Структура и функции Конституции РФ.
3.1. Структура Конституции РФ 1993г.
3.2. Функции Конституции РФ 1993г.
Глава4. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.
4.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ.
4.2. Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993года и внесение в нее поправок и изменений.
Заключение.
Список сайтов и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История создания Конституции РФ.docx

— 69.34 Кб (Скачать файл)

Переходная российская система  начала 90-х годов, латаемая на каждом Съезде народных депутатов старая советская  Конституция способствовали развитию кризиса.

В этих условиях принятие новой  конституции должно явиться той  основой, которая будет способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.

Проектов новой конституции  в предшествующие годы было подготовлено много. Основными из них являлись Проект Конституционной комиссии и  проект, подготовленный Конституционным  Совещанием, созванным по решению  Президента Российской Федерации. Последний  вобрал в себя многие положения проекта  Конституционной комиссии и был  принят за основу при окончательной  доработке Конституции с привлечением субъектов федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих  групп.10

12 декабря 1992 г. VII Съезд  назначил на 11 апреля 1993 г. проведение  всероссийского референдума по  основным положениям новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации. Съезд поручил Верховному Совету РФ утвердить текст выносимого на референдум проекта основных положений новой Конституции, согласованный с Президентом РФ и Конституционным Судом РФ. В случае не достижения согласия по отдельным формулировкам они подлежали вынесению на альтернативное голосование. Проект основных положений надлежало в обязательном порядке направить субъектам РФ. Федеративный договор подлежал включению в новую Конституцию. Проект основных положений следовало опубликовать не позднее 31 марта 1993 г.

Согласованный проект основных положений, выносимых на референдум, так и не появился. Свой вариант  подготовила Конституционная комиссия.

25 апреля 1993 г. было проведено голосование о доверии Президенту и вице-президенту, а одновременно - голосование по проекту новой Конституции и проекту закона о выборах федерального парламента. Причем голосование за доверие Президенту и вице-президенту считалось одновременно голосованием за выносимые акты.

Итоги всенародного голосования:

В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции11, что составило гораздо менее половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчётах о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных12.

Одновременно были проведены  выборы в Государственную думу и  выборы в Совет Федерации первого  созыва — органы, введение которых  предусматривалось проектом новой  Конституции.

На выборах в Думу победила ЛДПР. Тем самым в России установилась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту  президента России Б. Н. Ельцина.

Со времени проведения референдума в истории разработки Конституции РФ начинается новый этап. Его определяющим моментом явилось то, что результаты референдума Президент истолковал как подтверждение большей его легитимности, чем Съезда народных депутатов.

Новая Конституция была принята  всенародным голосованием 12 декабря  и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие  особенности, которые ей присущи  и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались  еще в последних редакциях  постепенно реформируемой Конституции 1978 года.

Однако Конституция 1993 года придала характеристике сущности закрепляемого  и утверждаемого ею общественного  и государственного строя строго правовое оформление.

Она впервые применила  дефиницию общественного строя  как конституционного, что означает коренное отличие его принципов  от постулатов и устоев социалистического  строя13.

В Конституции более четко  проработаны нормы о разделении властей.

Она внесла значительные изменения  в систему органов государственной  власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала  принципы двухпалатного построения представительного органа государственной  власти.

Конституция обеспечила высокий  уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный процесс внесения поправок.

Но, к сожалению, многие положения  Конституции РФ далеки от совершенства, в них нет ясности, нет правовой нормы. А это ведет к тому, что  значительная по масштабам и очень  важная сфера отношений продолжает регулироваться не правовыми, а какими-то иными, в первую очередь политическими  методами и средствами14.

В системе государственных  органов последнего десятилетия  крупную роль играет Администрация  Президента. В Конституции этот институт лишь упомянут, о его структуре  и полномочиях не сказано ничего.

Очень расплывчато определен  способ формирования Совета Федерации.

Такого рода примеры свидетельствуют  о том, что Конституция не всегда служит надежной основой для правового  регулирования15.

Достоинство Конституции  видят в том, что она позволяет  изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в  деятельности органов власти приписываются  всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

Доминирующим настроением  в работе творцов Конституции  было заимствование западных образцов демократии, «мировых стандартов».

Это была ошибочная установка, превратившая текст Конституции  в «каталог современных достижений в области демократии и прав человека16.

Законодателю следует  ориентироваться не на мировые стандарты, не на заимствование, а на поиски модели, пусть менее совершенной, но зато соответствующей условиям национальной жизни и потому работающей и способной  вывести страну из кризиса, в котором  она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права.

Глава 3. Правовые особенности Конституции Российской Федерации

         3.1. Структура Конституции

         Каждая часть конституции - это элемент её композиции как юридического акта. Если категория "содержание" отвечает на вопрос, что в конституции заключено, то "система" дает представление о том, какова внутренняя организация этого нормативно-правового акта17.

Содержание конституции  оказывает непосредственное воздействие  на её систему. Изменение содержания конституции влечет за собой изменение  её системы.

Система конституции - это  обусловленная предметом конституционного регулирования субъективная организация  норм, создаваемая законодателем  с учетом требования законодательной  техники и национальных традиций в праве. Иначе говоря, система  конституции - это способ организации  заключенного в её тексте нормативного материала. Помимо других причин систем конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью, доступностью их для понимания гражданами.

Элементами системы конституции  выступают преамбула, разделы, главы, статьи. Система конституции представляет собой определенную взаимосвязь  её элементов - преамбулы, разделов, глав, статей. Она обеспечивает внутреннюю согласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутри акта, последовательность расположенных  структурных элементов конституции18.

Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование.

Действующая Конституция  РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения.

Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции, её особенностей. Она имеет вспомогательное  значение. Воздействие конституционной  преамбулы усиливается в сочетании  с конкретными нормативными предписаниями  этого основного закона государства19.

В преамбуле Конституции  России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность  российской государственности, необходимость  сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность  демократического строя. В преамбуле  отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский  мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени  народа России, осознающего себя как  единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции20.

На первое место в Конституции  выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия.

Раздел первый можно условно  назвать по наименованию первой главы - "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав.

1. Основы конституционного  строя.

2. Права и свободы человека  и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской  Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской  Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки  и пересмотр Конституции.

Характер отношений личности - общества - -государства производен от общественно-политической и социально-экономической  систем. Поэтому и глава, регулирующая эту группу отношений следует  за главой об основах конституционного строя.

Второй раздел Конституции  Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Объективную обусловленность  системы конституции нельзя понимать как раз и навсегда установленный  жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличии таких групп  норм, которые обязательно присутствуют в конституции и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей. Расширение объекта конституционного регулирования отражается в системе конституции. Сейчас система конституции более сложна, чем прежде.

3.2. Функции Конституции

         Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую21.

Политическая функция  Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении  политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма22. Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает  вмешательства общественных объединений  в деятельность органов государства  и тем более создание политических организаций в их структурных  подразделениях. В свою очередь и  государственные органы не должны вмешиваться  в деятельность общественных формирований.

Следующая функция Конституции  РФ - правовая. Она заключается в  том, что Конституция выступает  ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и  определяющими для различных  отраслей права23. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.

Целевое назначение Конституции  Российской Федерации выражается и  в ее гуманистической функции. Она  состоит в том, что в Конституции  воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные  для цивилизованного общества, объявляются  составной частью правовой системы  государства общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью24. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

         Глава4. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

         4.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года.

Анализируя порядок изменения  Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю  сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции  Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".25

Процедура изменения действующей  Конституции РФ 1993 г. предусмотрена  в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Субъекты законодательной  инициативы:

• Президент Российской Федерации

• Совет Федерации

• Государственная Дума

• Правительство Российской Федерации

Информация о работе Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ