Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
Понятие Конституции РФ и её развитие;
Правовые особенности Конституции РФ;
Основные понятия Конституции Российской Федерации;
Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Содержание

Введение.
Глава1. Основные вехи конституционного развития России.
1.1.Первые конституционные проекты.
1.2. Конституционные реформы 1989-1992г.г.
Глава2. Разработка и принятие Конституции РФ 1993г.
Глава3. Структура и функции Конституции РФ.
3.1. Структура Конституции РФ 1993г.
3.2. Функции Конституции РФ 1993г.
Глава4. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.
4.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ.
4.2. Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993года и внесение в нее поправок и изменений.
Заключение.
Список сайтов и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История создания Конституции РФ.docx

— 69.34 Кб (Скачать файл)

• законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

• группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы. (ст. 134 Конституции РФ)

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов. Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.

В частности, акты конституционной  инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации  и регламентах их законодательных (представительных) органов26.

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта  или предложения о конституционном  пересмотре, которые подписываются  не менее чем 1/5 членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены  в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление:

  • текста законопроекта;
  • обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, с указанием его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально - экономических и иных последствий его принятия;
  • справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
  • перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;
  • предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
  • финансово - экономического обоснования, если реализация законопроекта потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы).

В том случае, если не выполнены  указанные требования, либо форма  представленного проекта не соответствует  установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом  Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).27

4.2. Порядок пересмотра  положений Конституции РФ 1993 года  и внесение в нее поправок  и изменений.

        В  гл.9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Первая часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений28.

Регламентом Государственной  Думы предусмотрен следующий порядок  рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие  предложения должны содержать новую  редакцию указанных глав Конституции  или их статей, частей, пунктов, а  также обоснование новелл, внесенных  в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом  Государственной Думы в Комитет  Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе для  подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной  Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения Государственная  Дума принимает решение об одобрении  или отклонении предложения.

Если предложение о  пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции  РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной  Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным  конституционным законом созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим  федеральным конституционным законом29.

Оно, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции  РФ, либо подтверждает неизменность Конституции  РФ, либо разрабатывает проект новой  Конституции РФ, который принимается  Конституционным Собранием двумя  третями голосов от общего числа  его членов или выносится на референдум (всенародное голосование). При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей)30.

Рассмотренный выше порядок  пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость  обеспечения стабильности данных норм Конституции.

Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108).

В данной статье речь идет не о федеральных конституционных  законах, исчерпывающий перечень которых  содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые  принимаются в порядке, предусмотренном  для принятия федеральных конституционных  законов31.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о  толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме  особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Основные стадии:

1. Инициатива субъекта  о внесении такого предложения,  подготовка проекта закона о  поправке к Конституции и направление  его в Государственную Думу.

2. Проект, поступивший в  палату в порядке осуществления  права законодательной инициативы, передается Советом Государственной  Думы на заключение Комитета  по законодательству и судебно  - правовой реформе. Комитет проводит  предварительное рассмотрение проекта  с участием инициатора законопроекта,  представителя Президента Российской  Федерации, представителя Правительства  Российской Федерации, а также  представителей других комитетов  палаты. Заключение комитета и  подготовленный к рассмотрению  проект федерального закона направляются  в Совет Государственной Думы  для включения его в календарь  рассмотрения вопросов.

3. Рассмотрение Государственной  Думой проекта закона в трех  чтениях32.

В ходе рассмотрения законопроекта  заслушиваются доклад инициатора проекта  закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе, выступления  представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства  Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для  участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту  обсуждается и ставится на голосование  в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало  не менее 2/3 от общего числа депутатов  Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся  в нем противоречий Государственная  Дума принимает федеральный закон  о внесении поправки в соответствующую  статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной  Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной  Думы).

Принятый проект закона в  течение пяти дней со дня одобрения  направляется в Совет Федерации.

4. Рассмотрение проекта  закона в соответствующих комитетах  Совета Федерации и принятие  решения к рассмотрению либо  его возвращение в Государственную  Думу.

5. Рассмотрение Советом  Федерации проекта закона. Закон  о поправке к Конституции считается  принятым, если за его одобрение  проголосовало не менее 3/4 от  общего числа членов Совета  Федерации33.

Если Совет Федерации  отклоняет представленный закон  либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших  разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой  устанавливается регламентами палат  Федерального Собрания.

6. Опубликование Председателем  Совета Федерации не позднее  пяти дней со дня принятия  закона уведомления для всеобщего  сведения, включающего текст закона  о поправке к Конституции с  указанием дат его одобрения  Государственной Думой и Советом  Федерации34.

7. Направление Председателем  Совета Федерации закона о  поправке к Конституции не  позднее пяти дней со дня  его принятия в законодательные  (представительные) органы субъектов  Российской Федерации для рассмотрения.

8. Рассмотрение закона  в срок не позднее одного  года со дня его принятия  законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление  его в Совет Федерации в  течение 14 дней со дня принятия  постановления о законе РФ  о поправке к Конституции.

9. Установление Советом  Федерации результатов одобрения  закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными) органами субъектов  РФ, оформление их в соответствии  с регламентом Совета Федерации  и направление в течение семи  дней со дня установления результатов  Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

10. Подписание Президентом  Российской Федерации в срок  не позднее 14 дней со дня  получения закона и осуществление  официального опубликования.

11. Вступление закона Российской  Федерации о поправке к Конституции  в силу со дня его официального  опубликования, если самим законом  не установлена иная дата вступления  в силу.

12. Внесение Президентом  Российской Федерации принятой  поправки к Конституции Российской  Федерации и осуществление официального  опубликования Конституции в  месячный срок со дня вступления  в силу закона35.

Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ36.

Конституционный Суд РФ в  постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции  определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании  решения субъекта РФ, принятого в  установленном им (т.е. субъектом) порядке.

В спорных случаях, говорится  в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов.

В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это  будет КС РФ.

Во всех случаях, рассмотренных  выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в  отличие от федеральных законов  о внесении поправок к иным положениям гл. 3 - 8 Конституции, одобрению со стороны  законодательных (представительных) органов  субъектов Российской Федерации.

 

         Заключение.

Конституция РФ – это  единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно – правовой акт, посредством которого народ  учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности  человека и гражданина.

С принятием Конституции  Российской Федерации 1993 г. в нашей  стране начался новый этап государственной  реформы. Будучи принятый всенародным  голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических  преобразований в России, в том  числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная  конституция, признающая неотчуждаемость  основных прав и свобод человека и  предусматривающая демократизм  организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив  адекватную интерпретацию Конституции  в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Информация о работе Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ