Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России. В задачи работы входит:
- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда: процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
Введение…………………………………………………………………....3
1. История формирования конституционного судопроизводства в РоссиИ………………………………………..4
2. Основы деятельности конституционного суда ..............8
2.1 Состав и порядок образования Конституционного Суда....................8
2.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда...10
2.3 Принципы деятельности Конституционного Суда.............………...14
2.4 Полномочия Конституционного Суда.....................………………...16
2.5 Решения Конституционного Суда................................……………...21
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников………………….……..31
-утверждение посланий Конституционного суда;
-решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В ходе пленарных заседаний
В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:
- федеральных законов,
- законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
- договоров между органами
- не вступивших в силу
В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами
- между высшими
В пленарном заседании
Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:
- руководит подготовкой
- вносит на обсуждение
- представляет Конституционный
суд в сношениях с
- осуществляет общее
Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.14
После возобновления
Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.
При Суде действует также Научно-
2.3 Принципы деятельности Конституционного Суда
В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.15
1. Независимость.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Конституционный суд независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей работы. Имущество, которым он пользуется в процессе осуществления своих функций, является федеральной собственностью.
2. Коллегиальность.
Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен, принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
3. Гласность.
Рассмотрение дел в заседаниях
Конституционного Суда Российской Федерации
проводится открыто. Проведение закрытых
заседаний допускается лишь в
случаях, предусмотренных настоящим
Федеральным конституционным
4. Устность разбирательства.
Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
5. Непрерывность судебного заседания.
Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
6. Состязательность и равноправие сторон.
Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
2.4 Полномочия Конституционного Суда
“Конституционный суд
Полномочия Конституционного суда определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.
Изменения, внесенные Конституцией
1993 г. по сравнению с ранее
В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:
1. Решать дела о соответствии
Конституции Российской
- федеральных законов,
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
- договоров между органами
- еще не вступивших в силу
международных договоров
2. Разрешать споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами
- между высшими
3. Проверять конституционность
закона, применяемого или подлежащего
применению в конкретном деле,
по жалобам на нарушения
4. Давать толкование Конституции РФ;
5. Давать заключение о
6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7. Осуществлять иные полномочия,
предоставленные ему
С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.16
Конституционный Суд уведомляет об этом рассматривающий дело суд или иной орган, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Это не обязывает приостановить производство по делу, но вместе с тем суд или иной орган, рассматривающие дело, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом. Установлено, что если последний признает закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что новое законодательство расширило полномочия Конституционного Суда путем предоставления ему новых прав. Речь идет о проверке конституционности законов по запросам судов и праве толкования Конституции Российской Федерации. В арсенале Конституционного Суда РФ две формы толкования конституционных норм.
Одна из них свойственна всем
конституционным судам и
Вторая форма - это так называемый прямой запрос о толковании, которое не связано с решением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда. Возможность такого прямого запроса - достаточно редкое явление. В зарубежной практике судебного конституционного контроля встречается (как это было, например, в ФРГ) в первые годы действия новой Конституции. Такова ситуация в России, где новая Конституция 1993 г. отличается во многих отношениях от предыдущих и к тому же является Конституцией жесткой: вносить в нее поправки достаточно сложно. Отсюда и предоставленная определенной категории субъектов конституционного права возможность обратиться с прямым запросом о толковании в Конституционный Суд РФ и обязанность Суда дать толкование той или иной нормы Конституции, соотношения норм, правового содержания использованных в тексте понятий и т.п. Конституционный перечень правомочных на то субъектов включает: Президента РФ, каждую из палат Федерального Собрания, Правительства РФ, орган законодательной власти каждого из субъектов РФ (ч.5 ст.125) Характерным примером реализации первой возможности может служить постановление Конституционного Суда по делу о толковании ряда статей Конституции РФ, предусматривающих принятие решений палатами Федерального Собрания РФ большинством от общего числа депутатов. Возник вопрос: что считать таким «общим числом» - число депутатов Государственной Думы, названное Конституцией РФ, - 450 (ч.3 ст.95) или же число мандатов, реально замещенных на момент голосования. Определение результатов от числа лишь замещенных мандатов может привести к тому, что Государственная Дума в случае вакантности значительной части депутатских мандатов будет принимать федеральные законы, фактически утратив свой представительный характер.17