Конституция РФ 1993 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

1. Исполнительная ветвь власти. Характеристика по источнику
«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», -- гласит ст.110 п.1 Конституции РФ Конституция Российской Федерации. Утверждена 13 декабря 1993 г. - М.: Юрид. лит., 2008.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Одной из главнейших задач Правительства является обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. Эту функцию Правительство осуществляет совместно с Президентом.

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

 

 

Контрольная работа

«Конституция  РФ 1993 г.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 131 гр. Фак-т Соц.обр.

Проверила: Татаркина А.Р.

 

 

Челябинск, 2013 год.

 

 

 1. Исполнительная ветвь власти. Характеристика по источнику

«Исполнительную власть Российской Федерации  осуществляет Правительство Российской Федерации», -- гласит ст.110 п.1 Конституции  РФ Конституция Российской Федерации. Утверждена 13 декабря 1993 г. - М.: Юрид. лит., 2008.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек  и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с  парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Одной  из главнейших задач Правительства  является обеспечение осуществления  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории РФ. Эту функцию  Правительство осуществляет совместно  с Президентом.

В соответствии с Конституцией Правительство  состоит из Председателя Правительства  РФ, его заместителей и министров. Председатели государственных комитетов, комитетов РФ, федеральных служб, агентств в состав Правительства  РФ не входят.

Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Она также устанавливает и  точные сроки, в течение которых  Президент должен представить Государственной  Думе кандидатуру главы федерального Правительства. Эти сроки зависят  от обстоятельств, в связи с которыми происходит внесение кандидатуры Председателя Правительства.

Президент имеет право 3 раза предложить кандидатуру. В случае отклонения третьей кандидатуры Президента РФ на должность Председателя Правительства  РФ Президент в праве назначить  главу Правительства сам, а Государственную  Думу распустить и объявить новые  выборы Государственной Думы. Эту  возможность Конституция дает Президенту в связи с тем, что при отсутствии Председателя Правительства исполнительная власть не может эффективно исполнять  свои обязанности и это ведет  к правительственному, а значит и  государственному кризису. Однако есть случаи, когда даже после трехкратного отклонения Государственной Думой  кандидатуры Председателя Правительства  Президент не имеет права разогнать  Думу, например, в период действия на всей территории РФ чрезвычайного или  военного положения, а также за шесть  месяцев до срока окончания полномочий Президента.

В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства не позднее  недельного срока после его утверждения  на данной должности должен представить  Президенту предложение о структуре  федеральных органов и исполнительной власти. В эту структуру входят Правительство РФ и федеральные  органы исполнительной власти: министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, федеральные  агентства, федеральные надзоры.

Федеральные органы исполнительной власти подчинены Правительству  РФ. Непосредственно Президенту РФ подчинены министерство обороны, внутренних дел, иностранных дел, Служба внешней  разведки, Федеральная служба контрразведки, Главное управление охраны, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации, Государственная архивная служба.

В соответствии с Конституцией федеральные органы РФ для осуществления  своих полномочий могут создавать  свои территориальные органы и назначать  соответствующих должностных лиц.

Правительство РФ разрабатывает  и предоставляет Государственной  Думе федеральный бюджет. Последняя  в свою очередь принимает федеральный  закон о бюджете и направляет его в Совет федерации, где  он подлежит обязательному рассмотрению. При подписании бюджета Президентом  и вступлении закона о федеральном  бюджете в силу, начинается исполнение закона о бюджете. Он является одним  из основополагающих документов, на которых  государство строит свою жизнь в  течение года.

Обеспечение исполнения закона о бюджете тоже является полномочиями Правительства. Кроме того, Правительство  РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении закона о бюджете.

Правительство обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. А  также единой политики в области  культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

В прерогативы Правительства  РФ также входит осуществление мер  по обеспечению обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечение законности прав и  свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью. Эти сферы деятельности Правительства в наше время очень  актуальны.

 Понятие органов исполнительной  власти

Конституция РФ 1993 года закрепила  принцип разделение властей на три  различные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, органы которых выполняют свои полномочия самостоятельно. Этот факт привёл к  замене старого понятия «органы  государственного управления» на новое  понятие «исполнительные органы государства», «органы исполнительной власти». Но, не смотря на это, в современной  российской литературе используется как  старое, так и новое понятие.

Исполнительная ветвь  власти отличается следующими признаками: - первый признак заключается в  том, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства.

- другой признак означает, что исполнительная власть, также  в отличие от законодательной  и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские,  материальные, финансовые и иные  ресурсы и имеет в своем  распоряжении вооруженные формирования - армию, органы безопасности, полицию.

Следовательно, исполнительная власть - это вторичная подзаконная  ветвь государственной власти, имеющая  универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение  исполнения законов и других актов  законодательной власти.

По разному определяют авторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность». Несмотря на то, что эти понятия, в сущности, не имеют существенных отличий, я придерживаюсь второго понятия, считая его более полным и правильным. С точки зрения профессора А.Н. Соколова, "исполнительную власть следует определить весьма просто: она охватывает всю государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной, ни к судебной власти." Соколов А.Н. Правовое государство: Идея, теория, практика [Монография], Курск.гос. техн. ун-т. Курск, 1994.стр.332.3 Функции исполнительной власти

Проблема функций исполнительной власти в юридической и политической литературе не осмыслена в полной мере научно и объективно. Объясняется  это тем, что многие юристы - ученые, упрощают проблему и полагают, что  само название данной ветви власти прямо связано с ее функциями: эта власть исполняет законы.

Под функциями исполнительной власти следует определить ведущее  направление в деятельности органов  исполнительной власти, в которых  выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и  с ними напрямую связан предоставляемый  органом исполнительной власти объем  государственных полномочий. Иначе  говоря, под функциями понимают и  цели, которые ставит государство  перед исполнительной властью, и  основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые  применяются для достижения поставленных целей.

Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и  во многом характеризуют ее сущность.

Структурная сложность и  особенности исполнительной ветви  власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях  ее функций - первом и втором.

Первый уровень функций  исполнительной власти охватывает те функции, которые имеют глобальные значения для жизни общества. Необходимо подчеркнуть в связи с этим, что исполнительная власть гораздо  полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства, а потому основное назначение государства - охранять внутренний и  внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние - рельефно и  содержательно воплощается в  ее функциях.

Каждая из функций определяется объектом управления и способом воздействия  на него органов исполнительной власти.

Один из объектов - это  общественный порядок и национальная безопасность, которая охраняется и  обеспечивается путем наблюдения компетентными  органами исполнительной власти за местами, имеющими общественной значение и путем  постоянного поддержания Вооруженных  сил страны для защиты населения  и территории от военного нападения. Это чрезвычайно важный объект управления, являющийся необходимой предпосылкой нормального бытия гражданского общества и функционирования его  политических, экономических и культурных структур.

Другой важный объект управления - это определенная отрасль народного  хозяйства, социально - культурного  и административно - политического  строительства (экономика, финансы, образование, здравоохранение, и т.д.), функционирование которой возможно при постоянном управленческом воздействии на нее  органов исполнительной власти, выражающемся в руководстве, планировании, регулировании, координировании, подборе кадров, контроля. Этот объект определяет регулятивно - управленческую функцию исполнительной власти.

Итак, первая основная функция - функция охраны общественного порядка  и обеспечение национальной безопасности представляет собой одно из главных  направлений в деятельности органов  данной ветви власти. Известно, что  общественный порядок, предполагающий также общественную безопасность - фундамент нормальной социальной жизни  всех граждан и деятельности всех государственных, общественных и частных  учреждений. Ослабление функции охраны общественного порядка дает о  себе знать ростом административных проступков и преступлений, нарушением санитарных и экологических правил; отрицательно сказывается и на других сторонах деятельности государства, а  именно на управлении экономикой, финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д.

Охрана общественного  порядка органам исполнительной власти осуществляется методами наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций.

Другой стороной рассматриваемой  функции является национальная безопасность, которая определяется как состояние  защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз. В нее включаются в первую очередь государственная  и оборонная безопасность, а также  другие ее виды: экономическая, информационная, медицинская, экологическая и т.д.

Вторая важнейшая функция  исполнительной власти - управленческая, представляющая собой деятельность "публичных служб" по руководству  экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними  и внешними делами государства. Так, статья 21 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительства  РФ" от 22 декабря 1992 года достаточно выразительно подчеркивает организационно - управленческий аспект в деятельности высшего федерального органа исполнительной власти. Правительство РФ объединяет, направляет и координирует работу министерств, государственных комитетов и  других подведомственных ему органов  исполнительной власти. Как видно, данная деятельность Правительства РФ является управленческой по характеру, осуществляется непрерывно, на основе и во исполнении закона.

Государственное управление как деятельность органов исполнительной власти выступает одновременно и  как распорядительная деятельность, то есть органы исполнительной власти выступают не как пассивные исполнители  закона, воли законодательного или  вышестоящего по вертикали органа, но как органы, обладающие властными  полномочиями, предпринимающие управленческие действия по собственной инициативе, реагирующие посредством властных решений на перемены в управленческой ситуации.

Следует подчеркнуть, что  исполнительная ветвь власти имеет  дело с таким объектом управления, который характеризуется быстрыми изменениями, появлением новых проблем, возникновением критических ситуаций. Этим объясняется наделение органов  исполнительной власти правом издавать предписания для нижестоящих  органов - подзаконные нормативные  и индивидуальные акты.

Распорядительную деятельность органов исполнительной власти нельзя противопоставлять исполнительной, в государственном управлении исполнения и повеления следует рассматривать  как две стороны одной медали: исполняя законы, орган исполнительной власти своими предписаниями приводит в движение всю административную машину. Государственное управление - это положительная, организующая и  творческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих руководство  хозяйственным, социально - культурным, и административно - политическим строительством.

Информация о работе Конституция РФ 1993 г