Конституция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:49, доклад

Краткое описание

Конституции, как правило, имею преамбулы. Преамбула — вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции.
Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации".

Вложенные файлы: 1 файл

эссэ по граждановединию.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

Трудности проистекали прежде всего из того, что массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей и противоречивость идей. Нередко неясности приобретали критические свойства. Как можно было, например, определить форму правления в России, если, с одной стороны, в Конституцию был вписан принцип разделения властей, но с другой стороны, в ней оставалась норма, согласно которой Съезд народных депутатов был правомочен принимать к своему ведению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР, а Верховный Совет по-прежнему именовался не только представительным и законодательным, но и распорядительным органом. Дублирование функций и неизбежные конфронтации порождались тем, что введение института президента не зачеркнуло статью о функциях Президиума Верховного Совета. Подобные примеры можно было бы продолжить, но вывод и без того ясен: у государства и общества в целом была весьма шаткая конституционная база для дальнейших реформ.

Шестой Съезд народных депутатов, однако, не принял новую Конституцию, а ограничился одобрением общей  концепции конституционных реформ в Российской Федерации, положенной в основу проекта, а также важнейших  его положений, одобренных Верховным  Советом Российской Федерации. Съезд, кроме того, принял решение доработать ряд глав с учетом предложений  и замечаний Президента Российской Федерации.

России все настоятельней нужна  была новая Конституция, отвечающая целям и задачам ее возрождения  закрепляющая кардинальные реформы, проводимые в стране. Следующий этап подготовительной работы был связан с Конституционным  совещанием, созванным в 1993 году Президентом  Российской Федерации. Работа Совещания  шла в основном в пяти группах, сформированных из:

1. представителей федеральных органов  государственной власти;

2. представителей органов государственной  власти республик в составе  Российской Федерации, краев,  областей, автономной области, автономных  округов, Москвы и Санкт-Петербурга;

3. представителей местного самоуправления;

4. представителей политических  партий, профсоюзных, молодежных, и  иных общественных организаций,  массовых движений и религиозных  конфессий;

5. представителей товаропроизводителей  и предпринимателей.

В июне-июле 1993 года Конституционное  совещание подготовило свой проект. Он был создан в основном на базе президентских предложений и  с учетом проекта, рассматривавшегося на шестом Съезде народных депутатов. Надо сказать, что в обеих разработках  можно было отметить идентичность или, по крайней мере, схожесть большинства  положений. В этих разработках говорилось и о том, что было уже зафиксировано  в действовавшей редакции Конституции 1978 года. Проекты предусматривали  республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Президентским предложениям о сильном  Президенте противостояли, однако, идеи парламентарного режима. Еще одно отличие состояло в том, что президентский  проект был более юридическим, чем другие проекты, документом и более соответствовал природе и назначению конституции как основного закона государства. Нельзя не сказать и о том, что свои проекты и предложения выдвигали многие коллективы, группы, политические партии и отдельные авторы.

В октябре-ноябре 1993 года конституционный  проект был уточнен с учетом как  предложений и замечаний, присланных главным образом субъектами Российской Федерации, так и уроков событий  октября 1993 года. Доработка велась созданной  Президентом представительной комиссией  с участием ученых и практиков. Над  проектом работали также Государственная  и Общественная палаты Конституционного совещания, объединившие прежние пять групп. 12 декабря 1993 г окончательный  проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в  силу.

Новая Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе  страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Конституция выступает как юридическая  база для развития всех. отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов.

Верховенство Конституции не ослабляется  сделанной в ее же тексте записью  о примате международного права  по отношению к внутригосударственному праву, о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы, т. е. имеют  прямое действие в стране. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это установление имеет важное значение при разрешении споров, в деятельности государственных органов, а также для граждан в случаях выявления противоречий между нормами международного и внутригосударственного права.

Конституция разрабатывалась и  утверждалась с тем, чтобы воплотить  достижения цивилизации, в том числе  общепризнанные принципы права, фундаментальные  права и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть  мирового сообщества, в котором все  его члены добровольно берут  на себя обязательство закрепить  в праве, в первую очередь в  конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а  только о тех, которые официально признаны Россией. Что же касается международных  договоров, то они могут быть подписаны  от имени Российской Федерации только в строгом соответствии с конституционными положениями, которые определяют характер государства, его основы.

Данное положение соответствует  статье 17 Конституции, предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации  признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права, и в соответствии с настоящей Конституцией; тем  самым в отношении статуса  личности особо подчеркивается связь  международного и внутреннего права, принятие принципов и норм международного права в самом тексте Конституции.

Конституция — основной закон государства

Конституция 1993 года — основной закон прежде всего государства. Это не означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества. В ней определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны и содержится положение о том, что Российская Федерация — социальное государство. В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

Сфера конституционного регулирования  весьма широка. Однако большинство  норм Конституции посвящено государству. Конституция не только провозглашает  исходные положения, как, например, о  том, что Российская Федерация —  демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных  органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и  методы деятельности.

Как известно, исходя, из порядка принятия конституционных поправок все конституции  в мире делятся на две основные группы. К "мягким" конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются быстро и легко. Российская Конституция 1978 года была именно такой Конституцией, поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Конституции и стала причиной эйфории всевластия со стороны депутатов. Нынешняя Конституция является "жесткой".

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 возможен только по решению специально созываемого  в этих целях органа— Конституционного Собрания. Предложение о пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Поправки к остальным главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации

"Жесткость" Конституции не  означает, разумеется, что ее текст  останется неизменным. Конституционные  поправки — явление, порождаемое  самой жизнью, вносящее перемены  в государственную организацию  и деятельность Усложненный порядок  принятия изменений и дополнений  в Конституцию 1993 года отнюдь  не исключает их, а лишь предъявляй  повышенные требования к их  обоснованности. Эти изменения и  дополнения должны к тому же  опираться на широкую общественную  поддержку, согласовываться между  основными политическими силами.

Характерно, что в Договоре об общественном согласии 1994 года вопросу о конституционных  поправках было уделено самое  серьезное внимание. Участники Договора заявили, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обстановки в обществе. При этом участники в ходе подготовки изменений  будут использовать согласительные процедуры. Были определены также основные направления возможных изменений  Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей, развитие местного самоуправления, федерализма.

Конституция Российской Федерации  разрабатывалась в качестве сравнительно краткого правового акта. Предложения  о том, чтобы значительно увеличить  текст, уподобить в этом плане  Конституцию традиционному отраслевому  кодексу были отвергнуты с самого начала. Конституция должна быть обозримым  целостным актом, закрепляющим статус человека в государстве и основы государственного строя. Положения  же имеющие производное значение либо конкретизирующие конституционные  нормы, должны содержаться в федеральных  законах. Бесспорно, что Конституция  не может быть и чрезмерно краткой, ибо тогда за ее пре делами остались бы существенные идеи и положения.

Рассматривая Конституцию как "закон  законов", следует вместе с тем  подчеркнуть, что сама она действует  прямо, непосредственно. Этот принцип  особо выделен в отношении  прав и свобод человека и гражданина. Как сказано в статье 18, они  определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной  власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Непосредственное, прямое действие Конституции  — это, несомненно, ее прогрессивная  черта.

Однако действие многих конституционных  норм проявляется в полной мере только в комплексе с текущим законодательством. Именно поэтому во многих конституционных  статьях предусматривается принятие соответствующих федеральных законов. Есть статьи, в которых такие законы названы поименно, но, как правило, делается общая запись о том, что  в соответствии с данным конституционным  положением будет издан федеральный  закон. В любом случае Конституция  налагает на Государственную Думу и  Совет Федерации четкие обязанности  в этом отношении.

Главным, определяющим критерием истинного  демократизма и гуманизма любой  конституции является закрепляемая ею мера свободы личности, ее защищенности от произвола и беззакония. Если эта мера не "выдана" сполна и  личность остается закрепощенной в  своем поведении, отторгнутой от активного участия в развитии экономики, политики и культуры, если личность отчуждена от собственности, то самые торжественные декларации о стремлении к высоким идеалам  человечества в лучшем случае останутся  благими пожеланиями. Материальное и духовное процветание общества, гражданский мир и согласие возможны лишь там, где человек не только за словах, во и наделе становится высшей ценностью, а его права и свободы — смыслом и назначением государства.

Человечество давно уже задумывалось над вопросом о том, что порождает  общественные бедствия и испорченность  правительства. Четкий и ясный ответ  можно найти во французской Декларации прав и свобод человека 1791 года. В которой наряду с невежеством первопричиной объявляется забвение прав человека и пренебрежение ими. Вся мировая история подтверждает вывод о том, что прогресс общества связан со стремлением людей к свободе, счастью, раскрытию и использованию своих возможностей. История не раз доказала, что ставка на диктатора, "железной рукой" наводящего порядок в стране, не дает обществу перспективы и грозит ему серьезнейшими деформациями.

С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации  производства, появлением все более  совершенных технологий, систем информации, ростом требований к управлению, идею свободы личности, первичности прав человека приобретают еще более важное значение. Уважение к человеку, признание его достоинства, самоценности свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой успешного развития общества. И такой подход, тесно взаимосвязанный с повышением ответственности человека, обеспечивает сочетание общественной дисциплины и автономии личности, существование демократического, эффективного и рационального государства. Свободный человек — и это аксиома развития — всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий.

Для России, устремленной ныне к высшим человеческим ценностям, идея свободы  личности стала неотъемлемой частью ее конституционной концепции. Основной закон страны принят и действует  не столько ради оформления новой  государственности, включая принцип  разделения властей современное  прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, а прежде всего для  закрепления фундамента статуса  человека и гражданина. Само государство  организуется и действует таким  образом, чтобы человек был не простым винтиком в государственной  организации, а воистину высшей ценностью, целью всех общественных преобразований. Только государство, основанное на объединении  свободных граждан, может добиться успеха в преодолении трагического наследия прошлого, социальных болезней, оставленных казарменным социализмом.

Информация о работе Конституция Российской Федерации