Конституция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:49, доклад

Краткое описание

Конституции, как правило, имею преамбулы. Преамбула — вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции.
Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации".

Вложенные файлы: 1 файл

эссэ по граждановединию.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

Конституция 1993 года отличается от своих  советских предшественниц тем, что  основы экономической системы определяются как непосредственно, так и через  права человека и гражданина. Если Конституция 1978 года содержала отдельную  главу "Экономическая система", являвшуюся к тому же второй в ее структуре, а в данной главе, по существу, закреплялись устои огосударствления экономики и даже инструменты  хозяйственного управления, то в действующей  российской Конституции такая глава  вообще отсутствует. В "Основах конституционного строя" закреплен фундаментальный  принцип о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности. Этот принцип  распространен на землю и другие природные ресурсы.

Утверждение права частной собственности  в качестве конституционного принципа Российского государства — самое  кардинальное преобразование в сфере  экономики. Его значение предопределяет чрезвычайную важность большой законодательной  работы, связанной с полной и последовательной реализацией этого принципа.

Конституционный статус личности в  России — одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это  убедительное доказательство того, что  наша страна идет по пути демократии и  гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Есть определенные успехи в обеспечении экономических  свобод, в частности в сфере  предпринимательства. Однако в целом  конституционный статус личности реализуется  далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни  нельзя назвать благополучным.

Принцип разделения властей

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей  в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей означает, что речь идет о механическом копировании у себя дома зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.

Прежде всего разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

Принятие новой российской Конституции  означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления —  президентской и парламентарной республик — в России сделан выбор  в пользу президентской республики. Но ставить точку было бы преждевременно. "Президентская республика" —  это понятие, охватывающее большое  число разнообразных моделей. В  некоторых странах утвердилась  форма правления, которую нередко  называют полупрезидентской республикой.

Президент Российской Федерации

Конституция 1993 года закрепила избрание российского Президента непосредственно  населением. Это — наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно которому президент должен получать свой мандат от народа. В ряде стран  могут проводиться косвенные  выборы: в США население избирает сначала выборщиков, а они —  президента. Но каждый раз речь идет о том, что президент в президентской  республике не может ни назначаться, ни избираться каким-либо учреждением, в том числе парламентом.

Если институт президента предусмотрен конституционным правом в парламентарной республике, то президент избирается обычно не населением, а парламентом  или даже одной из его палат. В  Италии, например, до декабря 1993 года соответствующие  полномочия были закреплены за одной  из палат парламента — сенатом. Иной раз создаются специальные избирательные  структуры. В Германии для избрания президента республики созывается Федеральное  собрание, в которое входят депутаты парламента ФРГ и парламентов  земель.

Выборы президента населением играют чрезвычайно важную роль в государственной  жизни. Они прежде всего закладывают основы легитимности президентской власти. Президент выступает от имени народа как его полномочный представитель. Это укрепляет его авторитет и самостоятельность во всей его деятельности, в том числе в его отношениях с другими властями. Выборы способствуют развитию связей президента с различными группами населения, ориентируют президента на выявление и защиту их интересов, ставят в зависимость от общественного мнения.

Конституцию 1993 года отличает, прежде всего, то, что она трактует назначение и функции Российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Конституция. Президент  теперь предстает не в; качестве составной  части, вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а  как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства. Когда в 1991 году в России был введен институт президента, он увязывался с  идеей единства исполнительной власти, включавшей наряду с Президентом  федеральное правительство, правительства  республик и другие органы исполнительной власти. Практика, однако, вскоре показала, что намеченные рамки деятельности оказались узкими, жизнь подтверждала необходимость их расширения.

Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к  простому представительству Российской Федерации внутри страны и в международных  отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского  Президента нельзя упрекнуть и в  том, что он только олицетворяет государственную  власть, персонифицирует ее облик, ибо  на него возложены реальные и ответственные  функции по осуществлению обязанностей главы государства.

Согласно Конституции 1993 года. Президент  является ее гарантом, равно как  и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на себя внимание и то что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя.

Правительство Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации представляет Правительство. Это — самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президента. Такая конституционная конструкция  разделения властей отличает российскую форму правления от "классической" модели полной президентской республики, которая принята в США. и ряде других стран, где министры (главы департаментов) назначаются президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственным руководством, образуя во главе с ним так называемый кабинет. В России Правительство возглавляется его Председателем, а не Президентом. Установлено, что Правительство наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Такая конструкция исполнительной власти больше схожа с конституционными образцами Франции и других европейских стран.

Конституция 1993 года закрепляет за Президентом  важные полномочия по отношению к  Правительству. Свои постановления  и распоряжения Правительство издает на основе и во исполнение не только Конституции и федеральных законов, но и нормативных актов Президента. Состав Правительства, включая его  Председателя, определяется Президентом. Одному ему дано право назначать и смещать членов Правительства. Государственная Дума может только дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства, но сама не выдвигает кандидата и не решает вопрос о его назначении. Председатель Правительства вправе вносить лишь предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров. Решение принимает Президент. Он же имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

В регулировании отношений между  Президентом и Федеральным Собранием  проведена линия на обеспечение  самостоятельности и независимости  обоих властных институтов. Но это  не значит, что они полностью разведены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними, в частности, обращение Президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности, подписание Президентом законов. С другой стороны. Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Думы; Президент вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть вето Президента.

Заключение

Определение из Советского энциклопедического словаря: " Конституция (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция — основа всего законодательства государства."

Конституция 1993 года "работает", выполняет предназначенные ей функции  в развитии Российского государства. Теоретические схватки, сопровождавшие ее подготовку и принятие, ушли в  прошлое, стали достоянием истории. Они не могут умалить значения ее исходных положений и общественную силу ее норм. Но столь же очевидно, что потенциал Конституции, ее опорная роль в утверждении правового государства будут раскрыты при условии, что в ее реализации, ее защите примут самое активное участие не только государство в виде системы органов, но и все общество, миллионы и миллионы людей. Действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.


Информация о работе Конституция Российской Федерации