Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:13, контрольная работа
Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации). Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ
1. Общественные объединения в политической системе
2. Право как элемент политической системы
3. Понятия и состав правомерного поведения, виды правомерного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Институт интегрированных форм обучения
Кафедра: «Теория и история государства и права»
Контрольная работа
по предмету: «Теория государства и права»
Выполнил:Дзюба А.С.
Вариант:4
Проверил: Воронин И.К.
Шифр:КА11-Ю-774
Хабаровск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Общественные объединения в политической системе
2. Право как элемент политической системы
3. Понятия и состав правомерного поведения, виды правомерного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Общественные
объединения в политической
Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации). Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти. Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти.
Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп. Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Но в любом случае, следует иметь ввиду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами. Это становиться особенно актуальным сегодня в условиях глобализации всех сфер человеческой деятельности, когда западная цивилизация активно экспортирует, насаждает свои идеологические, культурные, политические и прочие ценности по всему миру, в том числе, с помощью огромной «паутины» неправительственных организаций.
Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти. Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что социальная база движений более широка, аморфна; общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической задачи.
2. Право как элемент политической системы
Право- это исключительно
результат созидательной
Предписание права в сравнении
с нормами морали, обычаев и
т.д. в наибольшей степени оказывают
влияние и опосредуют политическую
деятельность людей. Назначение современного
права - не ограничивать человека в
созидательных действиях в
Названное предназначение права наиболее отчетливо проявляется в демократической политической системе. Имеется в виду, в частности, право ее субъектов формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствуют право на свободу объединений, свободу слова и др. политические права личности.
Одной из важнейших задач права в российском обществе на его переходной стадии является содействие формированию гражданского общества, правового государства, развитой демократии.
Важнейшими нормативно-
Существует целый ряд определений конституции. Согласно справочным изданиям, Конституция - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция - основа всего текущего законодательства. Или: конституция - это закон законов, основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, выражающуюся, в том числе, в необходимости достижения режима конституционной законности, при котором обеспечивается соблюдение ее требований всеми физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, соответствие конституционным нормам всех правовых и правоприменительных актов.
Как видно Конституция РФ 1993г. включает преамбулу -небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально- идеологическое , политическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский мир и согласие. В преамбуле последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ обеспечения ее суверенной государственности и др.,
В статье 1 устанавливается
конституционный статус Российской
Федерации как демократического
федеративного правового
Из содержания главы явствует, что она включает следующие функциональные принципы политико-правовой сферы общества :
а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства (ст.2);
в) народовластие - один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании (ч.2 ст.3);
г) идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст.3).
Последнее положение принципиально
значимо с учетом доперестроечной
ситуации в стране, в условиях которой
такого многообразия не было. В наши
дни это означает, что никакая
идеология в российском обществе
не может устанавливаться в
Ключевое значение для выполнения структурными образованиями политической системы (партиями, общественно-политическими движениями и др.) политических функций имеет то, что все институционные структуры равны перед законом (п.4 ст.13). При таком подходе снова отметим, что любые проявления свободы в цивилизованном демократическом обществе сопряжены с определенными пределами, предусмотренными правовыми и иными социальными нормами. Это отчетливо выражено в следующем конституционном положении: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной ,расовой ,национальной и религиозной розни (п.5 ст. 13)
Следовательно, конституционные нормы. Как и иные нормы права, будучи едиными эталонами (масштабом) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений - индивидуальные и коллективные ставятся под юрисдикцию государства, что способствует относительной статике и динамике политической системы. Речь идет об интегральных качествах конституционных и иных юридических норм, что исключительно значимо для политической системы Российского общества - сложного и многогранного явления.
Особо следует подчеркнуть
то, что в условиях развитой цивилизованной
политической системы, право признано
ограничить государственную власть
в целом, ее всесилие по отношению
к общественным формированиям, обществу,
личности. Эта задача, исходя из содержания
Конституции РФ, должна решаться несколькими
путями: установление строгих пределов
компетенции органов
На страницах печати в
качестве критики действующей
Специфика Конституции также в том, что она не только закрепляет права, свободы, обязанности, компетенцию социальных субъектов, но и создает определенный простор для стимулирования совершенствования конституционного и иного отраслевого законодательства, с учетом существующей политико-правовой практики.
По существу, Конституция
создает необходимую правовую основу
для совершенствования
Основной закон России тяготеет к закреплению современной модели, общественно-государственного устройства, в центре которого обращенность к человеку, личности, что отражает гуманистические завоевания цивилизации, является ориентиром для совершенствования федерального и иного законодательства.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы определяются в качестве высшей социальной ценности. Права и свободы личности - показатель возможности ее свободного развития. Конституция России, предусматривающая курс демократизации общества, закрепляет широкий спектр прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина.
Анализ главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» позволяет заключить, политическим правам в основном посвящены ст.31-33, имеющие непосредственное отношение к сути бытия политической системы российского общества. В контексте правовой оценки названных статей следует назвать ряд неотъемлемых прав человека. Как видно, граждане РФ имеют право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (п.1 ст.32), избирать и быть избранным (ч.72 ст.32), на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32), обращаться лично, а также лично направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).
В юридической литературе к политическим правам также относят иные права, признанные мировым сообществом и предусмотренные Конституцией РФ. Это:
- право на свободу мысли и слова (п.1 ст.29),
- право на поиск, получение,
передачу, производство и
- право на объединение,
включая право создавать
За нарушение политических
прав граждан, так же как и других
прав, установлена юридическая
- воспрепятствование
- фальсификации избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов (ст. 142);
Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»