Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Раскройте сущность учения В.И. Вернадского о биосфере, роль живых организмов в биосфере.

Понятие о биосфере было впервые введено в науку австрийским геологом Э. Зюссом. Более глубоко учение в области биосферы разработано академиком В.И. Вернадским. В его учении заложены основы современных представлений о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы. В наши дни учение В.И. Вернадского служит естественнонаучной основой рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.

Вложенные файлы: 9 файлов

+Административное право.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

+История государства и права.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

12. Государственный строй в Беларуси в 16 в.

 

Великое княжество Литовское, составной частью которого являлась и Беларусь, по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система управления Великим княжеством Литовским  была построена по принципу вассалитета. Во главе государства стоял государь, который назывался великим князем, реже - королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 г. Правовой статус монарха Великого княжества Литовского в ХШ-ХУ вв. характеризовался концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, некоторые из них входили в состав рады ВКЛ. Владея огромными землями, имели большое количество вассалов - зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась сеймом.

Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками - составляли его раду. В раду входили ближайшие родственники великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального и даже местного государственного аппарата. В состав рады по должности входили и представители духовенства.

Сойм, как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На заседания сойма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами - государем и радой.

К высшим служебным особам относился маршалок. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме.

Помощником князя в командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица.

В XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация.  Именно во второй половине XVI в завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

В XVI во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господарь, Великий князь литовский, король польский). В соотвествии с преамбулой Статута 1529 года должность господаря была выборной. При избрании господарь заключал ряд-договор, в котором содержались обещания (соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежнее должности (врады) - Статут 1529 г., разделы I и III. Власть господаря была весьма ограниченной, т.к. он не обладал единоличной властью: любые важные вопросы решались обязательно с участием панов радных.

В XVI в. на престоле ВКЛ сменилось 5 великих князей: Александр I (1492-1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (1506-1548гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544-1572 гг ), Стефан Баторий (1575-1582 гг. ) и Жигимонт (Сигизмунд) III Ваза (1587-1632 гг.).

Вторым по значительности высшим органом была Рада - постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы - паны радные, католические епископы (в первую очередь Виленский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалок дворный, подскарбий земский и ряд других должностных лиц). Численный состав Рады законодательно не был определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде

Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку. Но в работе сеймов помимо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос-подар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные рады.

По мере накопления опыта работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме, определяется исключительная его компетенция. Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель.

Особенностью государственного аппарата ВКЛ являлось отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, кормления, персональной ответственности, совмещения должностей и др. Например, Николай Радзивил в начале XVI в. занимал одновременно две государственные весьма значимые должности: земский маршал и воевода трокский, а затем канцлер и воевода виленский; а Юрий Радзивил в 30-х годах XVI в. - четыре должности: великий гетман, староста гродненский, наместник мозырский, державца лидский, скидальский, белицкий.

Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведывал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господара, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д Его ближайшим помощником был дворный и подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности. Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Численность дворных врадов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация - более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайний, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключив, стольники, чашники и т.д.

В государственном строе Великого княжества Литовского, составной частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти).

Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии. Для нее характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов Великого княжества Литовского, их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление. Но это происходит не сразу, а постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического процесса складывания самих сословно-представительных органов - великих вольных сеймов и поветовых сеймиков, - о чем свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

91. Развитие государства и права в ведущих странах Запада между Первой и Второй мировой войной 20в.

 

Первая мировая война закончилась поражением государств германского блока. Осенью 1918 г. одна за другой вышли из войны Болгария, Турция, Австро-Венгрия. Во Франции 11 ноября 1918 г. между странами Антанты и Германией было заключено перемирие.

К исходу войны определилась новая расстановка сил в мире. Отныне на ведущую роль стали претендовать США. Великобритания сохранила статус великой державы, но была оттеснена на второй план. Она стремилась не допустить господства Франции в Европе и США в мире. Франция хотела экономического, политического и военного ослабления Германии (вплоть до отторжения от нее ряда территорий). Свои амбиции были у Италии и Японии.

Все эти противоречия проявились в ходе работы Парижской мирной конференции, которая началась 18 января 1919г. Наиболее спорными оказались вопросы о репарациях, об условиях мирного договора с Германией, о судьбе колоний Германии и территорий, ранее входивших в состав Турецкой империи, о создании Лиги Наций. На конференции присутствовали представители 32 стран, однако решающая роль принадлежала США, Великобритании, Франции, Италии и Японии.

Однако главным вопросом на конференции была выработка мирного договора с Германией. 28 июня 1919г., после острых дискуссий, он был подписан и получил название Версальского. В соответствии с договором Франции возвращались Эльзас и Лотарингия, часть территорий передавалась Бельгии и Польше. Признавалась независимость Чехословакии и Австрии. Германия лишалась всех колоний, которые были поделены между главными державами-победительницами. Также Германия отказывалась от прав и привилегий в Китае.

Военные постановления устанавливали предел численности армии в 100 тыс. человек. Германии запрещалось иметь танки, тяжелую артиллерию, военную авиацию и подводные лодки. Она могла иметь ограниченный военно-морской флот. Германия обязывалась выплачивать репарации, хотя общая сумма их так и не была согласована. В счет репараций Франции на 15 лет передавался Саарский каменноугольный бассейн.

На конференции были также подписаны мирные договоры с союзниками Германии - - Австрией, Болгарией, Турцией и Венгрией. Составленные по образцу договора с Германией, они содержали военные ограничения, репарационные обязательства, территориальные уступки победителям, фиксировали границы новых государств.

Страны - - участницы конференции учредили Лигу Наций, в состав которой вошли 44 государства. Они отказывались от войны и принимали на себя обязательства по обеспечению коллективной безопасности, которые предусматривали экономические и военные санкции против агрессора. Штаб-квартирой Лиги Наций стала Женева.

Мирные договоры, подписанные в Париже, оформили систему послевоенных международных отношений, которая получила название Версальской. Эта система юридически оформила окончание Первой мировой войны и создала перспективы для мирного развития народов и государств. В то же время Версальская система не смогла обеспечить прочной стабилизации международных отношений на длительную перспективу и не сняла многих противоречий между ведущими государствами мира.

Не достигли своих целей на Парижской мирной конференции и США, которые первыми попытались изменить Версальскую систему в свою пользу. В конце 1921 - - начале 1922 г. они настояли на созыве Международной конференции в Вашингтоне по ограничению вооружений. Здесь США взяли дипломатический реванш: добились официального признания равенства военно-морского флота с Англией, а также политики «открытых дверей» и «равных возможностей» в Китае.

Таким образом, Версальско-Вашингтонская система лишь на время ослабила старые противоречия и породила новые - - между победителями и побежденными и между странами-победительницами.

+Конституционное право.doc

— 140.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

+Общая теория права.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

+Основы соц.-гум. наук.doc

— 124.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

+Основы экономики.doc

— 130.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

+Охрана окружающей среды и энергосбережение.doc

— 119.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

+Судоустройство.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

~$министративное право.doc

— 162 байт (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"