Контрольная работа по «Основам идеологии Белорусского государства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

В идеологии либерализма свобода является фундаментальной, системообразующей идеей, обладает безусловным верховенством и абсолютной ценностью. Либерализм проявляется в двух основных формах: как система теоретических идей и как совокупность практических идей и убеждений, ценностей и идеалов. Эти проявления обнаруживаются в различных измерениях: в экономике и политике, в социальной психологии и функционировании общественных структур, в индивидуальной и коллективной деятельности.

Содержание

1. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Основоположники, основные идеи и базовые ценности либерализма. Современный или социальный либерализм: неолиберализм и его взгляды.
2. Возникновение консерватизма как реакция на радиоанализм французской революции. Фундаментальные ценности и положение консерватизма. Эволюция консерватизма во второй половине в. Сущность неоконсерватизма.
3. Социализм и его разновидности. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Представители утопического социализма, его интерпретации в идеях коммунизма и социал-демократизма.
4. Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, экологизма, пацифизма, фетишизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. по Гос. идеологии.docx

— 47.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 МИНСТЕРСТВРО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ВИТЕБСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Кафедра истории и права

 

 

 

Контрольная работа

по курсу: «Основы идеологии Белорусского государства»

 

 

 

 

 

 

 

Факультет заочный

Специальность 1- 50010102

Курс 6 гр. ЗШ – 87а

Шифр 061224

Исполнитель: Ткаченко Е.В.

Рецензент: Боталко Т. И.

 

 

Витебск 2013

Содержание:  

1. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Основоположники, основные идеи и базовые ценности либерализма. Современный или социальный либерализм: неолиберализм и его взгляды.     

2. Возникновение консерватизма как реакция на радиоанализм французской революции. Фундаментальные ценности и положение консерватизма. Эволюция консерватизма во второй половине в. Сущность неоконсерватизма.       

3. Социализм и его разновидности. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Представители утопического социализма, его интерпретации в идеях коммунизма и социал-демократизма.

4. Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, экологизма, пацифизма, фетишизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Основоположники, основные идеи и базовые ценности либерализма. Современный или социальный либерализм: неолиберализм и его взгляды.     

В  идеологии либерализма свобода  является фундаментальной, системообразующей  идеей, обладает безусловным верховенством  и абсолютной ценностью. Либерализм проявляется в двух основных формах: как система теоретических идей и как совокупность практических идей и убеждений, ценностей и  идеалов. Эти проявления обнаруживаются в различных измерениях: в экономике  и политике, в социальной психологии и функционировании общественных структур, в индивидуальной и коллективной деятельности.     Теоретическими  источниками классического либерализма  были принципы права, разработанные  французскими мыслителями Ж.-Ж.Руссо, А.Вольтером, Ш.Монтескье; философия ценностей, изложенная в трудах Д.Локка, Д.Юма, Д.Милля и Г.Спенсера; учение о причинах общественного богатства, обоснованное в политической экономии А.Смита и Д.Рикардо. Среди белорусских либералов можно выделить А.Волана, Л.Сапегу. В частности, принцип «либерум вето», ориентированный на учет голоса каждого народного представителя в выработке определенного государственного решения, созвучный политическому идеалу либеральной идеологии, не только был теоретически обоснован корифеями либерализма, но и использовался практически.

Джон Локк (1632-1704), которого называют родоначальником либерализма, впервые разделил такие понятия, как «личность», «общество» и «государство», поставил личность выше общества и государства. Государство рассматривалось им как инструмент обеспечения свободы граждан и защиты их естественных прав.

Суверенитет народа, согласно Дж. Локку, выше суверенитета создаваемого им государства. Если власть нарушит общественный договор и станет неприемлемой для большинства народа, для возвращения на путь свободы правомерно восстание.

Дж. Локк впервые выдвинул идею разделения власти на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую межгосударственными отношениями. Это, по его мнению, способно предотвратить деспотическое использование власти. Наиболее значимой Дж. Локк считал законодательную власть, определяющую политику государства.

В рамках либеральной традиции политической мысли у Шарля Монтескье (1689-1755) две основные заслуги.

Первая - это разработка теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Потребность в разделении властей он выводил из самой природы человека, из его склонности к злоупотреблению властью. Различные ветви власти должны взаимно сдерживать друг друга, предотвращая произвол.

Дальнейшее развитие событий  показало, что принцип разделения властей нигде в полной мере не был реализован. Стало очевидным, что суд по своему влиянию уступает двум другим ветвям власти, поскольку нормы его деятельности определяются не им, а законодательной властью. Кроме того, назначение членов высших судебных инстанций осуществляется президентами и парламентом, что ограничивает независимость судей.

Вторая заслуга  Ш. Монтескье - это разработка проблемы факторов, определяющих «образ правления». В главном его труде «О духе законов» обосновывается идея географической детерминированности развития общества, зависимости нравственного облика каждого народа и характера законов от физических факторов - климата, почвы, рельефа местности, величины территории. Большое значение Ш. Монтескье придавал и обратному влиянию политического фактора, прежде всего формы государственности, на географическую среду. Стремление раскрыть связь между различными факторами общественного развития было весьма плодотворным.

Ядро классического  либерализма образуют следующие  положения:

-  абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;

- автономия индивидуальной воли;

-  существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

-  договорный характер отношений между государством и индивидом;

- верховенство закона как инструмента социального контроля;

- ограничение объема и сфер деятельности государства;

-   защищенность - прежде всего от государственного вмешательства - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.     

Как утверждают идеологи либерализма, группу подлинно гражданских прав, создаваемых  государством, составляют политические права. Основными политическими  права считаются избирательное  право, свобода слова, свобода печати, свобода собраний и объединений, свобода митингов и демонстраций. Их основные особенности – законодательное  происхождение и стремление уравновесить личность и государственную власть. Именно в этом обнаруживается гарантия индивидуальной свободы. 

В конце XIX в. либерализм подвергся существенной трансформации. Его ключевой принцип - свободной конкуренции производителей - уступил место признанию необходимости вмешательства государства в экономические и социальные процессы с целью предотвращения чрезмерной поляризации общества и, в конечном счете - дестабилизации системы. Складывавшийся тип либерализма обозначался терминами «неолиберализм», «социальный либерализм» и «либерал-реформизм».

Тенденция расширения роли государства в управлении обществом получила дальнейшее развитие в годы Второй мировой войны и первые послевоенные десятилетия, особенно в рамках либерально-консервативного консенсуса. В 1960-е гг. это нашло выражение в разработке новых программ в сферах образования, здравоохранения и социального обеспечения. Их реализация, как полагали либералы, позволит создать «общество благосостояния». Идеи социального регулирования лежали в основе программ «Новых рубежей» Дж. Кеннеди и «Великого общества» Л. Джонсона.

Основные особенности  неолиберализма:

-  важнейшее достоинство политической системы - справедливость, а правительства - ориентация на моральные принципы и ценности;

-  консенсус управляющих и управляемых, необходимость участия масс в политическом процессе, демократизация процедуры принятия управленческих решений;

-  предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти;

-  политическая активность, предприимчивость, свободу от предрассудков, отношение к морали как к частному делу человека, враждебное отношение к интересам различных общностей, эгоизм потребностей, автономия воли и разума. 

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

1.      Исторический опыт свидетельствует о том, что политические принципы либерализма эффективны только при условии их системного применения и с учетом социокультурной специфики стран и регионов.

2.      Либерализм претерпел эволюцию, в процессе которой он модифицировал свои идеи в соответствии с изменившимися конкретными условиями. Классический либерализм с его идеей свободы от вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь уступил место неолиберализму, который отводит государству значительную роль в решении стоящих перед обществом проблем.

3.      Либерализм сумел выработать качества открытых идеологий, учитывающих и интегрирующих интересы широких социальных слоев, способных обеспечивать национальный консенсус. Функция неолиберализма состоит в смягчении неравенства.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2. Возникновение консерватизма как реакция на радиоанализм французской революции. Фундаментальные ценности и положение консерватизма. Эволюция консерватизма во второй половине в. Сущность неоконсерватизма.    

Консерватизм (от лат. «conserver» - охранять, сохранять) консерватизм  представляет совокупность социально-философских  идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства  и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся  традиций, осторожное отношение к  радикальным переменам. Само возникновение консерватизма как идеологии, явилось реакцией на результаты Великой Французской революции, провозгласившей идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни обществ по рациональному, научному плану.

 Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители – критики Великой Французской революции – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Бёрк.

Наиболее содержательные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом  и С. Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения К. Манхеймом.

Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему  идей и ценностей, которые те или  иные слои общества стремятся сохранить  в противовес нововведениям. С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как, возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). При этом Манхейм предупреждает, что консерватизм следует отличать от традиционализма (который часто служит его истоком): консерватизм - это теоретически оформленное учение, традиционализм - подсознательное психологическое отрицание всяких нововведений и изменений (т. е. особое настроение). Если традиционализм стремится вернуться к идеальному первоначальному состоянию («золотой век» и т. п.), то консерватизм стремится сохранить от разрушения, существующие общественные институты и ценности [99].

Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального  и политического радикализма, что  не всегда символизирует верность старому, отжившему и вражду ко всему новому: ведь не всякое старое есть отжившее и  реакционное. Точно так же не всякое новое прогрессивно и на пользу людям  и обществу. В этом смысле консерватизм является выражением преемственности  с позитивным опытом прошлого и определенного  скепсиса в отношении общественных новаций и реформ.

В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально - психологические установки, как  приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально - политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям. На основе этих установок сформировались основные политические ориентиры традиционного консерватизма:

1. Общество - это система  норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.  Если какое-либо социальное явление  сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные  преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой  ценностью. Давность – доказательство  этой ценности. Нельзя полагать, что индивид, группа, класс, нация,  поколение или даже общество  на определенном этапе развития  мудрее всего человеческого рода  с его историей;

2. Общество есть связь  людей в пространстве и во  времени, от которой несвободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима, а существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы. Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;

3. Неприкосновенность привилегий высших слоев общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т. е. сословной системы);

4. Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового  и естественного» социального  порядка - семьи, религии, национального  величия и частной собственности.  Частная собственность - гарант  личной свободы и социального  порядка;

5. Цель политики - защита  статус-кво от любых поползновений  революционеров; выработка реформаторского  типа социальных изменений; поиск  в истории таких идеалов, которые  производны от порядка и преемственности  как главной ценности, и их  пропаганда. Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного  изменения уклада общественной  жизни и политического устройства;

Информация о работе Контрольная работа по «Основам идеологии Белорусского государства»