Контрольная работа по "Теории государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

виды политических режимов. Проанализируйте
изменения политического режима в России. Каким образом политический
режим закреплен в современном российском законодательстве? (обязательны
ссылки на статьи нормативно-правовых актов)
2. Дайте научно-теоретическую характеристику системы российского права.
Каково место публичного и частного права в ней? Приведите примеры
публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры
институтов права, которые носят межотраслевой характер.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 45.66 Кб (Скачать файл)

Значительные изменения  правовой системы произошли и  во внешней структуре системы  законодательства. Особое значение в  ходе построения обновленной российской государственности приобретает  развитие законодательства в сфере  оформления государственно-политических институтов власти, так как именно в этой сфере происходит образование  внешней структуры системы законодательства. Анализ конституционного законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность органов государственной власти, позволяет сделать вывод, что здесь правовое регулирование общественных отношений происходит на двух уровнях - федеральном и на уровне субъекта федерации. Причем оба уровня предполагают наличие относительно самостоятельных правовых систем. Во-первых, федеральное законодательство образует систему законодательства Российской Федерации, так как именно она является суверенным государством, обладающим системой федеральных органов, деятельность которых и ведет к ее созданию. Во-вторых, субъекты федерации обладают системой собственных органов власти, наделенных определенной компетенцией, позволяющей издавать нормативные акты, в пределах своих полномочий. При этом правовые системы субъектов федерации не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам. Это в свою очередь приводит к удвоению структуры российской правовой системы, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективации того или иного явления в перекрещивающихся структурах. С одной стороны - она предстает в виде функционального взаимодействия системы права и системы законодательства, с другой - она представляет собой совокупность правовых систем субъектов федерации.

Значение государства  в процессе формирования правовой системы - рассматривается процесс непосредственного  формирования российской правовой системы  органами государственной власти. Реализация всей совокупностью органов государственной  власти своей компетенции находит  объективацию в праве, формирование которого по своим исходным началам  носит объективно обусловленный, необходимый  характер. Таким образом, роль государства  является определяющей на стадии правообразования. Именно оно осуществляет принятие соответствующих актов, и в силу этого соответствующие нормативные обобщения обретают свойство права, становятся общеобязательными нормативными положениями. При этом основное значение будет иметь построение эффективной законодательной системы, так как именно с ее помощью можно придать праву характер объективного системного явления, или, иными словами, создать правовую систему.

Анализируя соотношение  системы федерального законодательства и систем законодательства субъектов  Российской Федерации, необходимо отметить, что указанные правовые явления  коррелируют не как части и целое, а как равнозначные элементы единой правовой системы Российской Федерации. Такой вывод позволяют сделать следующие особенности российской государственности. Так, полнотой государственной власти обладают не только федеральные органы государственной власти, но и органы власти субъектов федерации. Далее, разграничение компетенции между указанными органами носит, прежде всего, конституционный характер. Федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации взаимодействуют в рамках единой системы государственной власти при отсутствии единства системы законодательных и судебных органов, а также ограниченном предметами исключительного ведения субъекта федерации единства системы органов исполнительной власти. Создаваемые же указанными органами правовые системы обладают относительной самостоятельностью саморазвития и в своей взаимосвязи образуют правовую систему Российской Федерации, выступающую как целостный нормативно-правовой массив, развивающийся на основе общих принципов.

Задача повышения эффективности  правового регулирования решается путем выявления и устранения его недостатков. Речь идет о юридических  коллизиях или правовых пробелах, которые обуславливают функциональную несостоятельность права в выполнении им своего социального предназначения.

Юридическая коллизия возникает  между правовыми нормами, установленными различными органами государства. Юридические  коллизии порождают публично-правовые споры, которые, так или иначе, связаны  с регламентацией деятельности органов  государственной власти по регулированию  отношений в обществе. В этой связи  необходимо решать проблемы разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти различного уровня в соответствии с принципами российского федерализма.

Суть федеративных отношений  по действующей Конституции РФ - создание модели конституционного федерализма. Закрепление в Конституции РФ договорной практики распределения  полномочий обусловило заключение пакета договоров и соглашений, регулирующих отношения между федеральным  центром и субъектами федерации. Однако в последнее время протекает  процесс централизации государственно-правовых отношений между федеральным  и региональным уровнями власти, вызванный  необходимостью законодательного разграничения  полномочий в сфере государственного управления. Указанный процесс, в  конечном счете, позволит создать логически  подчиненную и юридически связанную  систему российского законодательства, не допускающую каких-либо коллизий правовых норм. Устранение юридической  коллизии возможно и судебным способом, в ходе разрешения возникающих публично-правовых споров компетентными органами судебной власти, решения которых являются обязательными для всех остальных  государственных органов.

Что же касается пробелов в  праве, то здесь также существуют два способа их устранения; законодателем, путем издания соответствующего нормативного акта, и судом, путем  создания правовых прецедентов при  отсутствии законодательного регулирования  спорного вопроса, используя толкование по аналогии права или закона, носящее  характер правового прецедента.

Таким образом, правовая система  Российской Федерации ориентирована  не на полную урегулированность всех отношений в обществе, что становиться невозможным вследствие его непрерывного развития, а предусматривает наиболее подходящую для демократического правового государства процедуру устранения недостатков в праве, путем совершенствования законодательного регулирования в целом и делегирования органам судебной власти легитимных полномочий по разрешению юридических противоречий в системе законодательства.

Следовательно, в современной  правовой системе Российской Федерации  заложены все необходимые условия  для ее совершенствования и развития в соответствии с новой доктриной.

Задание 3.

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности  и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а  регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль  права. Внутри отраслей нормы также  группируются по институтам и субинститутам.

Санкция (иначе…) — элемент  юридической нормы, который указывает  на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно  определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые —  орган применяющий норму, может  применять различные варианты в  пределах санкций (например, от 3 до 15 лет  лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам  представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид  ответственности (либо штраф, либо лишение  свободы) (неопределённые санкции для  современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все  три элемента. Многие нормы не имеют  идеальной трёхэлементной структуры.    Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий  элемент нормы права может  быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может  иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства"