Контрольная работа по дисциплине «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1
Дайте подробный анализ такой характеристики государства как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменение политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве?
Дайте научно-теоретическую характеристику системы российского права. Каково место публичного и частного права в ней? Приведите примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория гос. и права 1.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Уральская государственная юридическая академия

Заочный факультет

Кафедра теории государства и права

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:  «Теория государства и права»

Вариант №3

 

г.Екатеринбург

2013 год

Оглавление

 

Задание 1…………………………………………………………………………3

Задание 2…….…………………………………………………………………..12

Задание 3…….…………………………………………………………………..19

Задание 4…….…………………………………………………………………..27

Библиографический список……………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Дайте подробный анализ такой характеристики государства как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменение политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве?

Политический режим - это совокупность приемов, методов, способов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени.1

Политический режим включает в себя:

  • политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
  • методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;
  • реальный уровень свобод человека, объем его прав;
  • методы выработки политических решений;
  • способы урегулирования конфликтов;
  • плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
  • конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;
  • идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;
  • формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);
  • тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;
  • структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.

Вышеназванные признаки служат критериями для выделения разных типов политических режимов. Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм).

Понятие «демократия» означает «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии:

  • народ источник власти, суверен в государстве. Народ посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении;
  • периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;
  • демократический контроль общества над силовыми структурами, используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;
  • доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;
  • реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарная демократия в отличии от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию.

Представительная демократия - граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом.

Страны с демократическим режимом: Германия, Франция, Великобритания, США, Швеция, Швейцария.

Тоталитаризм следует трактовать как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется стремлением к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Характерные черты тоталитаризма:

  • идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии, жестокое подавление инакомыслия;
  • господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и сосредотачивает всю полноту власти в обществе;
  • запрет на всякую политическую оппозицию; партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;
  • тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации;
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;
  • доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения;
  • предельная централизация государственной власти, обожествление ее носителей, культ вождей.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на:

  • Коммунизм (социализм) - в нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности.
  • Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.
  • Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Страны с тоталитарным режимом: Италия с 1922 года, Германия с 1933 года, СССР период сталинизма, страны Восточной Европы и Азии, Куба, Китай при Моа Цзедуне, Иран 1979-1989 годы, Афганистан при талибах.

Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Признаки авторитарного режима:

  • автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
  • неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности госорганов и должностных лиц, подотчетность их населению;
  • игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
  • монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции;
  • отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы;
  • в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
  • отсутствует единая идеология;
  • права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются;
  • личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
  • силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

Формы авторитаризма:

  • Военная диктатура, предполагает опору на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти (обычно путем государственного переворота). Подобные режимы - достаточно частое явление в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Подавляя политические свободы, военные могут выступить инициаторами экономической модернизации общества (военная диктатура генерала А. Пиночета в Чили);
  • Теократический - с опорой на духовенство и религию. В качестве примера можно привести современный Иран, где с середины 90-х гг. наметилась тенденция к либерализации режима;
  • Олигархический - власть принадлежит определенным корпоративным кланам;
  • Вождистский (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа. Почвой для возникновения подобных режимов может стать ощущение внешней угрозы для страны. Сами лидеры часто используют националистические лозунги, идеи независимости или "модернизационного прорыва" для консолидации населения вокруг собственной власти;
  • Смешанный, сочетающий в себе элементы разных режимов. Так, режим, установленный С. Хуссейном в Ираке, обладает свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно. Военный режим, установленный в 1973 г. в Чили, позже трансформировался в режим личной власти А. Пиночета.

Страны с тоталитарным режимом: Латинская Америка, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция, Иран, Ирак при С.Хуссейне, Мексика, Ливия при М.Каддафи, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия, Китай, Сингапур, Южная Корея, Чили.

Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.2

Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, отличающимся друг от друга - досоветскому, советскому и постсоветскому - соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось - в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.

Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 г., была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредотачивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.

Особой разновидностью диктаторского политического режима является диктатура пролетариата, установленная после Октябрьской революции 1917 г. На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. Государство, руководимое профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту ветвей власти, монополизировало национальную собственность. Постепенно сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы. Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического террора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности. Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 г. была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Теория государства и права»