Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

1. Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
2. Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.
3. Правоприменение — определённое представление о существе права.

Содержание

1. Форма государственного устройства……………………………….2
2. Источники права и их классификация……………………………...9
3. Правоприменение……………………………………………………12
2. Виды диспозиционных правовых норм……………………………18
3. Список использованной литературы……………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

тгп контрольная.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Положение ч.2 ст.10 равнозначности наименований «Российская Федерация» и «Россия» следует понимать в том смысле, что оба понятия являются синонимами, обозначают один и тот же предмет — государство россиян — и могут использоваться в равной мере, как в официальных документах, так и в любых других текстах, хотя на практике в официальных документах чаще всего используется наименование «Российская Федерация».

 

                                        Источник права

 

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

 Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

                                             Виды источников права

 

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеальном смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется ввиду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на Формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

 В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

1. Естественное право;

2. Нормативный правовой акт;

3. Нормативный договор;

4. Правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

5. Правовой обычай;

6. Религиозные догмы;

7. Правовая доктрина;

8. Принцип права;

9. Правосознание.

 Определение источников права окружающей среды представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация. Она может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе - на законы и подзаконные акты.

а) Законы - нормативные  правовые акты, принимаемые представительными  органами государственной власти.

б) Все иные нормативные  правовые акты являются подзаконными. Это- акты, принимаемые Президентом  РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования - на общие и специальные.

Общие характеризуются  тем, что предмет их регулирования  широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные - акты, целиком  посвященные вопросам окружающей среды  или ее элементам (Закон «Об охране окружающей природной среды», Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.).

По характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают  права и обязанности, а также  ответственность участников соответствующих отношений (федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.).

Источники экологического права процессуального характера  регулируют процессуальные отношения  в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуру разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

 Российская законодательная процедура во многом сходна с законодательными процедурами других стран. Разумеется, результаты законодательной деятельности в зарубежных странах не идеальны. Кроме того, условия законодательной деятельности в России существенно отличаются от условий работы законодателей во Франции, Германии, Испании и других стран. Но в организации законодательной работы в этих странах есть целый ряд приемов и решений, которые могут оказаться приемлемыми и целесообразными и в нашей стране. Вот поэтому и интересны работы, посвященные изучению законодательного процесса в

других странах. Главная проблема источников права, это правопонимание.

 

                                          Правоприменение

 

Правоприменение — определённое представление о существе права. Выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:

- Нормативность (устанавливает правила поведения);

- Общеобязательность;

- Обеспеченность государством;

- Носит объективный характер;

- Формальная определённость — нормы права выражены в официальной форме;

- Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем;

- Справедливость содержания юридических норм

- Системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм

- Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность.

 Стадии правового регулирования:

1 - На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления;

2- На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, т. е осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

3- Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

Правовое регулирование  можно подразделить на два вида (осуществляется в двух основных формах):

   1. Нормативно-правовое (нормативное) регулирование.

   2. Индивидуально-правовое (индивидуальное) регулирование (казуально-правовое регулирование).

 Нормативное регулирование является первичным, именно с него начинается правовое регулирование. Нормативное регулирование носит общий характер, т.к. осуществляется при помощи норм права. Нормы права это правила поведения общего характера, поскольку они адресуются любому и каждому и рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций. Таким образом, нормативно-правовое регулирование связано с регулированием неопределенного числа типичных ситуаций и направлено на упорядочение поведения неопределенного круга лиц. Однако нормативное регулирование имеет существенный недостаток - не в состоянии учесть все разнообразие конкретных отношений. Поэтому оно нуждается в дополнении его индивидуальным регулированием.

 Индивидуально-правовое регулирование является вторичным, дополнительным и всегда следует за нормативно-правовым регулированием, является его продолжением. Индивидуально-правовое регулирование носит конкретный характер, т.к. связано с регулированием конкретных отношений, ситуаций и направлено на регулирование поведения конкретных лиц. Такое регулирование как бы преломляет нормативно-правовое регулирование в область конкретных отношений и продолжает его на индивидуально-конкретном уровне. Индивидуально-правовое регулирование может осуществляться двумя путями:

   А). Регулирование,  осуществляемое различными индивидуально-правовыми  предписаниями или велениями  третьих лиц, не являющимися  участниками регулируемых отношений,  и оно осуществляется при помощи  различных государственных органов - судов, органов администрации, милиции и т.д. Они осуществляют разрешение имущественного спора (суд), разрешение ношения и хранения огнестрельного оружия, вынесение постановления о наложении административного взыскания за нарушение правил дорожного движения (органы внутренних дел) и т.д. Или же стороны заключают соглашения о третейском суде, которому и поручают разрешение спора, обязуясь подчиниться его решению. Это имеет место чаще всего между предпринимательскими, коммерческими структурами (промышленными, торговыми, транспортными и др.), однако согласно закону это может быть и между гражданами и организациями.

   Б). Регулирование  при помощи индивидуально-правовых  средств, например, договор, соглашение  и т.д. Осуществляется самими субъектами -участниками отношений (саморегулирование). Это наиболее распространенная форма саморегулирования, позволяющая учесть особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаимного согласия. Среди договоров необходимо выделить нормативные договоры и соглашения: коллективные договоры, заключаемые между работодателем в лице администрации предприятия, учреждения и профсоюзами или иными представителями трудящихся; отраслевые тарифные соглашения между работниками соответствующей отрасли и работодателями; генеральные соглашения между Правительством РФ, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей и др.

 Формой саморегулирования являются не только договоры, но и другие акты. Среди них можно назвать различного рода уставы, принимаемые общественными объединениями, профсоюзами, кооперативами, акционерными обществами и т.д. Уставы общественных объединений (кроме профсоюзов), кооперативов, акционерных обществ и многих других организаций подлежат обязательной государственной регистрации. Фактом регистрации государство подтверждает правовой статус соответствующей организации.

 Таким образом, осуществление правового регулирования представляет собой как бы своеобразную цепочку: на первом плане - нормативно-правовое регулирование, а затем подключается к нему индивидуально-правовое регулирование.

Вся проблема права в самом широком и философском смысле слова – это изначально и по существу всегда лишь вопрос нашего правопонимания. Ведь в собственном смысле слова так называемая правовая проблематика  есть продукт нашего сознания, результат отражения и социально-субъективной интерпретации реально существующих социальных закономерностей, тенденций, связей, отношений, противоречий и т.п. Непосредственное содержание правовых норм прямо или косвенно преломляет в себе потребности и интересы совокупного субъекта правотворчества, его стремление достичь конкретных целей; оно отражает его понимание общественных и природных закономерностей, тенденций, оценку опыта прошлого, настоящего и представления о будущем. В содержании правовых норм могут выражаться представления о социальной справедливости, желание следовать религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам, убеждениям, той или иной научной теории, тем или иным правовым учениям, доктринам. На содержании правовых норм могут сказываться заблуждения, ошибки, недоразумения, симпатии и антипатии к конкретным лицам или процессам; они могут отражать желание кого-то остаться у власти и содержать в себе в связи с этим завышенные обещания или просто обман, могут быть следствием компромисса, рекомендаций или давления извне (например, со стороны других государств или международных организаций). Далее. Их содержание может быть и очевидным выражением произвола, диктата, следствием проведения политических, экономических и социологических экспериментов. Оно может быть обусловлено таким фактором, как прямое заимствование тех или иных моделей правового содержания – как добровольное, так и принудительное, как, возможно, с положительными последствиями этого, так и с отрицательными (например, широко известно, что в свое время Кодекс Наполеона был навязан некоторым европейским народам французской империей, но фактически продолжил свое действие и после ликвидации французского господства). И наконец, конечно, особую роль здесь играют экономические причины – неудовлетворенные материальные потребности индивидов и социальных групп, производственно-технические закономерности и т.д. Резюмируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что содержание всякого правосознания и возникающих на его основе общеобязательных, т.е. правовых, норм есть выражение своего рода синтеза и взаимосвязи различных факторов, как объективных и субъективных, так и, возможно, просто случайных. Другими словами, как с точки зрения генезиса, так и в своем непосредственном наличном содержании право (прежде всего как объективное право) – это явление синтетическое, многомерное – в смысле отраженных в нем реалий.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"