Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

1. Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
2. Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.
3. Правоприменение — определённое представление о существе права.

Содержание

1. Форма государственного устройства……………………………….2
2. Источники права и их классификация……………………………...9
3. Правоприменение……………………………………………………12
2. Виды диспозиционных правовых норм……………………………18
3. Список использованной литературы……………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

тгп контрольная.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 Это обстоятельство, конечно, предопределяет и то, что практически всегда и везде правовые нормы могут быть и бывают различными и изменчивыми по своему непосредственному содержанию – даже в рамках приблизительно одних и тех же социально-экономических и иных условий, в пределах одной и той же исторической ступени развития человечества.

 И наконец, самое существенное, самое главное состоит все-таки в следующем. Во-первых, собственно правовые нормы, возникнув однажды, могут вести относительно самостоятельное существование и в качестве нормативно-регулятивной системы способны воздействовать и воздействуют на реально происходящие социальные процессы, выступая, таким образом, в качестве одного из факторов, вызывающих те или иные практические социальные последствия. По сути, им принадлежит роль важного, а порой и незаменимого средства удовлетворения потребностей и интересов людей и, в частности, так называемых правовых представлений и притязаний.   Регулятивная функция действующих юридических норм (объективного права) проявляет себя как составная часть объективно, фактически существующей реальности, и в этой связи собственно право автономно также и по отношению ко всякому правосознанию, как с точки зрения его содержания и требований, так и по отношению к непосредственно-регулятивной функции, присущей правосознанию.

 И во-вторых, различное содержание правовых норм может вести и ведет к различным социальным последствиям, и соответственно этому изменения в содержании правовых норм, т.е. изменения непосредственно самой абстрактной правовой формы и выраженных в ней общих правил поведения, могут вызывать соответствующие прогнозируемые изменения в социальной действительности (естественно, в определенных пределах и во взаимодействии с другими факторами).

 

                           Виды диспозиционных правовых норм

 

 Регулятивные нормы права устанавливают содержание правила поведения, которое выражается в мере (или мерах) дозволенного и должного поведения участников (сторон) регулируемого отношения. Это достигается в современном законодательстве развитых стран путем определения прав и соответствующих им обязанностей сторон отношения.

 Та часть правовой  нормы, которая закрепляет права  и обязанности как меру их  поведения, именуется диспозицией.

 Например, ч. 1 ст. 22 Конституции  РФ гласит: «Каждый имеет право  на свободу и личную неприкосновенность». Другой пример: «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его» (ч. 1 ст. 702 ГК РФ «Договор подряда»).

 Проведенные диспозиции  носят общий характер, относящийся  ко многим разновидностям (видам)  норм данного рода.

 Так, право на  свободу и личную неприкосновенность  лица находит свое развитие  в допущении ареста и заключения  под стражу только по судебному решению, в ограничении сроков задержания (48 часов) до решения суда (ч. 2 ст. 22 Конституции), а также содержания под стражей (ст. 96 УПК РСФСР) и ареста только по решению суда или с санкции прокурора (ст. 11 УПК РСФСР).

 Конкретные условия договора подряда, права и обязанности сторон обязательства предусмотрены ст. 37 ГК РФ, нормы которой регулируют права и обязанности сторон о составе участников работы, сроках выполнения и цене работы, порядок оплаты, другие права и обязанности.

 Аналогичны различия родовых и видовых диспозиций в области трудового, семейного, жилищного и иных отраслей права.

 Диспозиция может  относиться не только непосредственно  к правам и обязанностям, но  и к объекту отношения, его  субъектам, документам, оформляющим  отношение, и иным сторонам регулируемого отношения. Однако любая норма, предусматривающая, например, виды субъектов (товарищества, акционерные общества) виды объектов (движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, имущественные права, нематериальные блага и т.п.), виды документов (доверенность, сертификат качества и т.п.), связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников отношения.

 

 

 

 

 

 

                         Список использованной литературы:

 

  1. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства — М.: изд. Норма, 2002
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права — М.: Проспект, 2006
  3. Протасов В.Н., Протасова В.Н. Лекции по общей теории права и теории государства — М.: Издательский дом «Городец», 2010.
  4. Малько А.В. Теория государства и права, – М., 2001.
  5. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.
  6. Общая теория права. Н. Новгород, 1993 г.
  7. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. . Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998 г. Т. 1. Гл. 3.

 




Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"