Контрольная работа по предмету "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

1.Причины и формы возникновения государства у разных народов.
2. Судебная власть и формы ее осуществления.
3. Основные принципы и функции права.
4. Систематизация нормативно-правовых актов.
5. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
6. Личные права и свободы человека и гражданина.
7. Особенности уголовной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 79.83 Кб (Скачать файл)

ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному

ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации;

c)      договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации

и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров

между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

d)      не вступивших  в силу международных договоров  Российской Федерации;

2.      Разрешает  споры о компетенции:

a)       между  федеральными органами государственной  власти;

b)      между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации;

c)      между  высшими государственными органами  субъектов Российской Федерации;

3.      По жалобам  на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по

запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или

подлежащего применению в конкретном деле;

4.      Дает толкование  Конституции Российской Федерации;

5.      Дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения

обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или

совершении иного тяжкого преступления;

6.      Выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения;

7.      Осуществляет  иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией

Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными

законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными

в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о

разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не

противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного

органа конституционного контроля.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и

при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от

установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда

это входит в компетенцию других судов или иных органов.

     Верховный Суд РФ – является непосредственно вышестоящей судебной

инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам – верховным судам

республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального

значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает,

что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е. он

правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб

пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций

субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления или

определения. Верховный Суд Российской Федерации является третьим звеном

общегражданского правосудия, если иметь в виду, что на региональном (областном)

уровне соответствующие высшие судебные инстанции осуществляют пересмотр дел,

поступающих к ним по кассационным жалобам или протестам прокуратуры от низшего

звена судебной системы.

Верховный Суд России действует в составе:

a)      Пленума  Верховного Суда;

b)      Судебной  коллегии по гражданским делам;

c)      Судебной  коллегии по уголовным делам;

d)      Военной  коллегии

Акты Верховного Суда РФ, окончательны и дальнейшему обжалованию

(опротестованию) в кассационном  порядке не подлежат.

     Высший Арбитражный Суд РФ – является высшим судебным органом по

разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными

судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных

формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по

вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

1.           рассматривает в первой инстанции:

a)            дела о признании недействительными (полностью или частично)

ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, не

соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и

граждан;

b)            экономические споры между Российской  Федерацией и субъектами

РФ, между субъектами РФ;

2.           рассматривает дела в порядке  надзора по протестам на вступившие

в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ;

3.           пересматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые им

и вступившие в законную силу судебные акты;

4.           обращается в Конституционный  Суд РФ с запросом о проверке

конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ законов, иных

нормативных актов и договоров;

5.           обращается в Конституционный  Суд РФ с запросом о проверке

конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле,

рассматриваемом им в любой инстанции;

6.           изучает и обобщает практику  применения арбитражными судами

законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по

вопросам судебной практики;

7.           разрабатывает предложения по  совершенствованию законов и  иных

нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности;

8.           ведет судебную статистику и  организует работу по ее ведению  в

арбитражных судах;

9.           осуществляет меры по созданию  условий для судебной деятельности

арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному,

материально-техническому и иным видам обеспечения;

10.       решает  в пределах своей компетенции  вопросы, вытекающие из

международных договоров РФ;

11.       осуществляет  другие полномочия, предоставленные  ему Конституцией

РФ, Федеральным конституционным законом и другими федеральными

конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по

вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в

РФ и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает

регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

    

     

3.  Основные принципы  и функции права

 

Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права,

определяющие и выражающие его сущность. Принципы – объективные свойства

права, отражающие закономерности общественного развития, потребности данного

общества. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах, но

могут и логически выводиться из их совокупности. Общепринятым является

деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Основными (общими) принципами права являются:

1.      Принцип социальной справедливости. Справедливость как

многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех

сферах общественной жизни. Особенность юридической справедливости заключается в

том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный

характер, зачастую связана с государственным принуждением. Вся правовая система

стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления,

охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочных характер,

заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и

обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.

Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное,

предпринимательское, природоохранительное – призваны проводить

справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость

имеет парную категорию – «несправедливость». Устранение несправедливости –

одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения

несправедливости – важнейшая прогностическая функция юридической науки. На

это же должна быть направлена деятельность государства.

2.      Равноправие граждан является развитием принципа

справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как

политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от

понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия.

Равенство – более широкое понимание, чем равноправие, поскольку не все элементы

социального равенства получают закрепление в праве. Равенство всех перед

законом закреплено в Конституции РФ. Помимо равенства перед законом и судом

принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и

гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

3.      Единство прав и обязанностей выражается в том, что

предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед

обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гегель говорил, что права и обязанности «соединены в одном и том же отношении.

коррелятивны прежде всего в том смысле, что некоторому праву с моей стороны

соответствует в другом некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы

все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы».

4.      Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся

систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее

достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему

демократического общества, законодательство, правоприменительную и

правоохранительную деятельность. Принцип гуманизма получил закрепление в статье

2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются  высшей ценностью».

Правильно понимаемый гуманизм предполагает применение строгих мер наказания к

тем, кто грубо нарушает закон. Реальным и действенным оказывается лишь тот

гуманизм, который умеет себя защищать. Право, охраняя общественные отношения,

к этому и стремиться. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве,

где он наиболее рельефно проявляет себя, но и пронизывает все отрасли права –

административное, финансовое, трудовое, гражданское и др.

5.      Сочетание убеждения и принуждения в праве – важнейшая форма

проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение –

методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического

правового государства состоит в установлении их разумного сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом является убеждение,

осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают

сами нормы. К важным формам убеждения относится также правовоспитательная

работа, обсуждение законопроектов. Вместе с тем любое человеческое общество

требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая

принуждение, которое является не главным, а вспомогательным методом

государственного управления, применяемым после убеждения. Принуждение

осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах

права. Это довольно сложное правовое явление, включающее богатый арсенал

воздействия: меры пресечения, восстановление или защиту субъективных прав,

предупреждение, юридическую ответственность, санкции и т.д.

6.      Демократизм означает принадлежность всей власти народу.

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации, - сказано в статье 3 Конституции РФ, - является ее многонациональный

народ». Как многоаспектная категория, данный принцип проявляет себя в политике,

экономике. Он реализуется не только через государственные, то и через правовые

институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

Эти общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они тесно

связаны между собой, взаимно дополняют друг друга они свойственны всей

системе права, всем ее отраслям, однако проявляются по-разному, в зависимости

от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предметов и методов

регулирования.

В юридическое понятие функций права вкладывается двойной, но внутренне

взаимосвязанный смысл: «роль, которую осуществляет право или определенный

правовой институт, и конкретные направления правового регулирования

(воздействия) на поведение  субъектов. Функции права можно  определить, как

правовую характеристику социокультурной реальности общества и отдельных его

компонентов. В результате взаимодействия права с процессами, происходящими в

общественном менталитете, преобразуются, видоизменяются сами функции права,

адаптируя правовую систему к новым условиям.

Среди общесоциальных функций права выделяются следующие:

1.      Культурно-историческая функция. Право как явление

национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Основы права"