Контрольная работа по предмету "Основы права"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:38, контрольная работа
Краткое описание
1.Причины и формы возникновения государства у разных народов. 2. Судебная власть и формы ее осуществления. 3. Основные принципы и функции права. 4. Систематизация нормативно-правовых актов. 5. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды. 6. Личные права и свободы человека и гражданина. 7. Особенности уголовной ответственности.
Вложенные файлы: 1 файл
ведению органов государственной
власти Российской Федерации и совместному
ведению органов государственной
власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
c) договоров
между органами государственной
власти Российской Федерации
и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
договоров
между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
d) не вступивших
в силу международных договоров
Российской Федерации;
2. Разрешает
споры о компетенции:
a) между
федеральными органами государственной
власти;
b) между
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
c) между
высшими государственными органами
субъектов Российской Федерации;
3. По жалобам
на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и
по
запросам судов проверяет конституционность
закона, примененного или
подлежащего применению в конкретном
деле;
4. Дает толкование
Конституции Российской Федерации;
5. Дает заключение
о соблюдении установленного
порядка выдвижения
обвинения Президента Российской
Федерации в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления;
6. Выступает
с законодательной инициативой
по вопросам своего ведения;
7. Осуществляет
иные полномочия, предоставляемые
ему Конституцией
Российской Федерации, Федеративным
договором и федеральными конституционными
законами; может также пользоваться
правами, предоставляемыми ему заключенными
в соответствии со статьей 11
Конституции Российской Федерации договорами
о
разграничении предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ, если эти права не
противоречат его юридической
природе и предназначению в качестве судебного
органа конституционного контроля.
Конституционный Суд Российской
Федерации решает исключительно вопросы
права и
при осуществлении конституционного
судопроизводства воздерживается от
установления и исследования
фактических обстоятельств во всех случаях,
когда
это входит в компетенцию других
судов или иных органов.
Верховный Суд
РФ – является непосредственно вышестоящей
судебной
инстанцией по отношению ко
всем федеральным окружным судам – верховным
судам
республик, краевым (областным)
судам, городским судам городов федерального
значения, судам автономной
области и автономных округов. На деле
это означает,
что Верховный Суд Российской
Федерации обладает полнотой юрисдикции,
т.е. он
правомочен на основании поступающих
к нему протестов и кассационных жалоб
пересматривать дела, рассмотренные
на уровне высших судебных инстанций
субъектов федерации, и выносить
по ним окончательные постановления или
определения. Верховный Суд
Российской Федерации является третьим
звеном
общегражданского правосудия,
если иметь в виду, что на региональном
(областном)
уровне соответствующие высшие
судебные инстанции осуществляют пересмотр
дел,
поступающих к ним по кассационным
жалобам или протестам прокуратуры от
низшего
звена судебной системы.
Верховный Суд России действует
в составе:
a) Пленума
Верховного Суда;
b) Судебной
коллегии по гражданским делам;
c) Судебной
коллегии по уголовным делам;
d) Военной
коллегии
Акты Верховного Суда РФ, окончательны
и дальнейшему обжалованию
(опротестованию) в кассационном
порядке не подлежат.
Высший Арбитражный
Суд РФ – является высшим судебным
органом по
разрешению экономических споров
и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами. Он осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных
формах судебный надзор за деятельностью
арбитражных судов и дает разъяснения
по
вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации:
1.
рассматривает в первой инстанции:
a)
дела о признании недействительными
(полностью или частично)
ненормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации и Государственной
Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительства РФ, не
соответствующих закону и нарушающих
права и законные интересы организаций
и
граждан;
b)
экономические споры между Российской
Федерацией и субъектами
РФ, между субъектами РФ;
2.
рассматривает дела в порядке
надзора по протестам на вступившие
в законную силу судебные акты
арбитражных судов в РФ;
3.
пересматривает по вновь открывшимся
обстоятельствам принятые им
и вступившие в законную силу
судебные акты;
4.
обращается в Конституционный
Суд РФ с запросом о проверке
конституционности указанных
в части 2 статьи 125 Конституции РФ законов,
иных
нормативных актов и договоров;
5.
обращается в Конституционный
Суд РФ с запросом о проверке
конституционности закона,
примененного или подлежащего применению
в деле,
рассматриваемом им в любой
инстанции;
6.
изучает и обобщает практику
применения арбитражными судами
законов и иных нормативных
правовых актов, регулирующих отношения
в сфере
предпринимательской и иной
экономической деятельности, дает разъяснения
по
вопросам судебной практики;
7.
разрабатывает предложения по
совершенствованию законов и
иных
нормативных правовых актов,
регулирующих отношения в сфере
предпринимательской и иной
экономической деятельности;
8.
ведет судебную статистику и
организует работу по ее ведению
в
арбитражных судах;
9.
осуществляет меры по созданию
условий для судебной деятельности
арбитражных судов, в том числе
по их кадровому, организационному,
материально-техническому и
иным видам обеспечения;
10. решает
в пределах своей компетенции
вопросы, вытекающие из
международных договоров РФ;
11. осуществляет
другие полномочия, предоставленные
ему Конституцией
РФ, Федеральным конституционным
законом и другими федеральными
конституционными законами.
Высшему Арбитражному Суду
РФ принадлежит право законодательной
инициативы по
вопросам его ведения. По вопросам
внутренней деятельности арбитражных
судов в
РФ и взаимоотношений между
ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает
регламент, обязательный для
арбитражных судов в Российской Федерации.
3. Основные принципы
и функции права
Принципы права – это основополагающие
начала, ключевые идеи права,
определяющие и выражающие
его сущность. Принципы – объективные
свойства
права, отражающие закономерности
общественного развития, потребности
данного
общества. Принципы права могут
быть закреплены в его конкретных нормах,
но
могут и логически выводиться
из их совокупности. Общепринятым является
деление принципов права на
общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
Основными (общими) принципами
права являются:
1. Принцип социальной
справедливости. Справедливость как
многогранная, многокомпонентная
категория находит свое проявление во
всех
сферах общественной жизни.
Особенность юридической справедливости
заключается в
том, что она в правовой сфере
носит наиболее четкий, формально-определенный
характер, зачастую связана
с государственным принуждением. Вся правовая
система
стоит на страже справедливости,
служит средством ее выражения и закрепления,
охраны и защиты. Принцип справедливости
имеет нормативно-оценочных характер,
заложен в самом содержании
права и находит свое воплощение в правах
и
обязанностях, мерах поощрения
и наказания и т.п.
Все отрасли законодательства:
гражданское, трудовое, жилищное,
предпринимательское, природоохранительное
– призваны проводить
справедливость в регулируемые
ими общественные отношения. Справедливость
имеет парную категорию – «несправедливость».
Устранение несправедливости –
одно из средств утверждения
справедливости. Опережение возникновения
несправедливости – важнейшая
прогностическая функция юридической
науки. На
это же должна быть направлена
деятельность государства.
2. Равноправие
граждан является развитием принципа
справедливости и одной из характерных
черт демократии. Равноправие как
политико-правовой принцип
и юридическую категорию необходимо отличать
от
понятия равенства. Последнее
является материальной основой равноправия.
Равенство – более широкое
понимание, чем равноправие, поскольку
не все элементы
социального равенства получают
закрепление в праве. Равенство всех перед
законом закреплено в Конституции
РФ. Помимо равенства перед законом и судом
принцип равноправия включает
в себя равенство прав и свобод человека
и
гражданина, а также равные
права и свободы мужчины и женщины.
3. Единство прав
и обязанностей выражается в том, что
предоставляемые гражданину
права и свободы сочетаются с его обязанностями
перед
обществом. Любое право может
быть реализовано только через чью-то
обязанность.
Гегель говорил, что права и
обязанности «соединены в одном и том
же отношении.
коррелятивны прежде всего
в том смысле, что некоторому праву с моей
стороны
соответствует в другом некоторая
обязанность. Если бы у одной стороны были
бы
все права, а у другой все обязанности,
то целое распалось бы».
4. Гуманизм
в широком смысле означает исторически
меняющуюся
систему воззрений на общество
и человека, проникнутых уважением к личности,
ее
достоинству и правам. Идея
гуманизма пронизывает всю правовую систему
демократического общества,
законодательство, правоприменительную
и
правоохранительную деятельность.
Принцип гуманизма получил закрепление
в статье
2 Конституции РФ: «Человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью».
Правильно понимаемый гуманизм
предполагает применение строгих мер
наказания к
тем, кто грубо нарушает закон.
Реальным и действенным оказывается лишь
тот
гуманизм, который умеет себя
защищать. Право, охраняя общественные
отношения,
к этому и стремиться. Принцип
гуманизма работает не только в уголовном
праве,
где он наиболее рельефно проявляет
себя, но и пронизывает все отрасли права
–
административное, финансовое,
трудовое, гражданское и др.
5. Сочетание убеждения
и принуждения в праве – важнейшая
форма
проявления демократизма, гуманизма
и справедливости. Убеждение и принуждение
–
методы государственного руководства
обществом. Главная задача демократического
правового государства состоит
в установлении их разумного сочетания.
Основным, главным методом руководства
обществом является убеждение,
осуществляемое в различных
формах. Его непосредственным выражением
выступают
сами нормы. К важным формам
убеждения относится также правовоспитательная
работа, обсуждение законопроектов.
Вместе с тем любое человеческое общество
требует управления, которое
обеспечивается различными средствами,
включая
принуждение, которое является
не главным, а вспомогательным методом
государственного управления,
применяемым после убеждения. Принуждение
осуществляется в особой процедурной
форме, четко зафиксированной в нормах
права. Это довольно сложное
правовое явление, включающее богатый
арсенал
воздействия: меры пресечения,
восстановление или защиту субъективных
прав,
предупреждение, юридическую
ответственность, санкции и т.д.
6. Демократизм
означает принадлежность всей власти
народу.
«Носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской
Федерации, - сказано в статье
3 Конституции РФ, - является ее многонациональный
народ». Как многоаспектная
категория, данный принцип проявляет себя
в политике,
экономике. Он реализуется не
только через государственные, то и через
правовые
институты: права, обязанности,
их гарантии, правосудие и т.д.
Эти общеправовые принципы
распространяются на всю систему права.
Они тесно
связаны между собой, взаимно
дополняют друг друга они свойственны
всей
системе права, всем ее отраслям,
однако проявляются по-разному, в зависимости
от специфики данной отрасли,
сферы ее действия, предметов и методов
регулирования.
В юридическое понятие функций
права вкладывается двойной, но внутренне
взаимосвязанный смысл: «роль,
которую осуществляет право или определенный
правовой институт, и конкретные
направления правового регулирования
(воздействия) на поведение
субъектов. Функции права можно
определить, как
правовую характеристику социокультурной
реальности общества и отдельных его
компонентов. В результате взаимодействия
права с процессами, происходящими в
общественном менталитете,
преобразуются, видоизменяются сами функции
права,
адаптируя правовую систему
к новым условиям.
Среди общесоциальных функций
права выделяются следующие:
1. Культурно-историческая
функция. Право как явление
национальной и мировой культуры
в присущей ему нормативной форме аккумулирует
Информация о работе Контрольная работа по предмету "Основы права"