Контрольная работа по предмету "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

1.Причины и формы возникновения государства у разных народов.
2. Судебная власть и формы ее осуществления.
3. Основные принципы и функции права.
4. Систематизация нормативно-правовых актов.
5. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
6. Личные права и свободы человека и гражданина.
7. Особенности уголовной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 79.83 Кб (Скачать файл)

духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию

(народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную

справедливость.

2.      Воспитательная функция. В качестве социального регулятора,

тесно связанного с иными нормативными системами общества – традиционной

(обычной), нравственной, религиозной, – право оказывает воспитывающее

воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и

механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты,

наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны.

3.      Функция социального контроля. Право в этом направлении

оказывает воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве

средства стимулирования, поощрения (морального, материального), с другой –

ограничения (удержания от совершения неправомерных действий) того или иного

поведения.

4.      Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным

источником моральной ориентации субъектов – организаций, физических лиц в

данном конкретном обществе. В этом смысле функция права – формировать социально

полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного

поведения. Через свои источники – законы, постановления, указы и т.д. – люди

получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что

помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

Кроме общесоциальных принято выделять собственно юридические функции –

направления правового воздействия на общественные отношения, где право

реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе,

юридические средства. Существуют две основные юридические функции права:

1.      Регулятивная. Ее суть заключается в главном социальном

назначении права – регулировать общественные отношения:

1.      фиксировать  субъективный состав правовых  отношений;

2.      определять  круг жизненных обстоятельств (юридических  фактов), с

которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических

последствий;

3.      формировать  права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и

обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Эта функция права реализуется

через две свои разновидности:

1.      регулятивную динамическую – в ее основе находятся правовые

нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных

процессов;

2.      регулятивную статическую – реализует ту часть социального

назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в

обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей.

2.      Охранительная. Ее содержание заключается в правовом

воздействии, направленном на охрану (защиту) общественных отношений, образующих

наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и

государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на

вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни, здоровья,

нравственности, социального и экономического благополучия. В основе

охранительной функции права находится главным образом запрещающие правовые

нормы. Содержание охранительной функции права включает установление санкций и

составов деяний, образующих основания для юридической ответственности.

    

     

4.  Систематизация нормативно-правовых  актов

 

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая

характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью,

специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые

акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного

самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества

все нормативно-правовые акты подразделяются на:

–        нормативные акты государственных органов;

–        нормативные акты общественных объединений (кооперативных,

акционерных, профессиональных и т.п.);

–        совместные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

–        общефедеральные;

–        акты субъектов Федерации;

–        акты органов местного самоуправления;

–        локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо

организации, предприятия, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

–        акты неопределенно длительного действия;

–        временные акты.

В зависимости от юридической силы делятся на:

–        законы – это принятые в особом порядке акты законодательных органов,

обладающие высшей юридической силой и направленные на регулирование наиболее

важных общественных отношений;

–        подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущие

положение определяется следующими основными признаками:

1.      Законы  принимаются только законодательными (представительными)

органами государственной власти или народом в порядке референдума.

2.      Законы  обладают высшей юридической  силой, означающей, что содержание

всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам

[1]: никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его

издал.

3.      Законы  регулируют наиболее важные основополагающие  отношения. В них

закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных

звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

4.      Законы  содержат нормы первичного, исходного  характера. Все иные акты,

в основном, призваны детализировать и конкретизировать нормативные

установления законов.

5.      Законы  принимаются в особом процессуальном  порядке.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации, обусловленной

особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества,

адресата, территории, на которой они действуют, и т.д. Особый интерес

представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе

действующего законодательства, различают:

1.      Конституционные – законы, закрепляющие основы общественного

и государственного строя, служат юридической базой для текущего

законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее

изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее содержание.

2.      Текущие (обыкновенные) – законы, принятые на основе и во

исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и

регулируют различные стороны экономической, политической и культурной жизни

страны. Особой разновидностью этих законов являются:

1.      Органические (кодифицированные) – законы, являющиеся

юридически цельными, внутренне согласованными актами, отличающиеся высоким

уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную

сферу общественной жизни. К таким законам можно отнести Основы законодательства

и кодексы по различным отраслям законодательства.

2.      Чрезвычайные (исключительные) – законы, принимаемые при тех

или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими,

социальными и иными причинами. Носят временный характер.

Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с

его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют

приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от

характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

–        указы в границах собственных полномочий;

–        указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

–        указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении

военного, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность

судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,

Генерального прокурора).

По юридической значимости указы делятся на:

1.      Нормативные указы – указы, содержащие нормы права и

регулирующие разнообразные сферы общественной жизни. Имеют общеобязательный

характер. Иногда сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих

определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере

общественных отношений.

2.      Правоприменительные указы – указы, носящие

индивидуально-разовый характер и принимающиеся по конкретным вопросам

управления (о назначении на должность, о присвоении звания и т.д.)

     Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным

вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение

регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных

указов условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному

случаю.

Президенты республик, входящих в состав РФ, тоже издают правовые акты в форме

указов и распоряжений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского

Правительства. Оно разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-

правовые акты и целевые комплексные программы, расчитанные на длительный

период действия. Принимаемые ими акты:

1.      Оперативно  регулируют отношения в различных  отраслях общественной и

государственной жизни.

2.      Устанавливают  правовые ориентиры для деятельности  всех органов

исполнительной власти, предприятий и учреждений.

3.      Вводят  нормативно-правовые основы для  издания других правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для

осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:

1.      постановления, как правило, нормативны и общеобязательны,

разрабатываются и принимаются коллегиально;

2.      распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных

актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя

Правительства на основе единоначалия и адресуется, как правило, узкому кругу

исполнителей.

Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают

правовые акты, в которых, обычно, определяется порядок действительности

отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению

задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи межотраслевой, функциональной

направленностью министерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы

нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Различают:

1.      Приказы – могут быть как нормативными, так и

ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они

разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из

констатирующей и распорядительной частей. Подписываются министром или по его

поручению заместителем министра.

2.      Инструкции – регулируют определенные стороны деятельности

министерства, всегда имеют нормативное содержание. Визируются руководителями

структурных подразделений и утверждаются министром (замминистра).

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и

федеральном уровне.

Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и

граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции

региональной конституции. Губернаторы, главы администраций областей, краев,

автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении

своих полномочий издают постановления и распоряжения. В ряде

областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства,

принимающие постановления. Их специализированные министерства и

ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

Представительные органы местного самоуправления (дума, муниципальный совет и

др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а

главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) –

постановления и распоряжения.

Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к

категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на

соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями

независимо от форм собственности. Специфика этих актов заключается в том, что

они имеют локальную, ограниченную сферу действия, регулируя как

управленческие, так и непосредственно производственные, коммерческие,

научные, учебные и иные отношения, связанные с функциональным назначением

предприятия.

Решения, как правило, имеют нормативное содержание и принимаются

коллегиальными органами управления (общим собранием акционеров, советом

директоров и т.п.)

Приказы нормативного и индивидуального значения принимаются руководителями

предприятий, учреждений, организаций для регулирулирования отношений

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Основы права"