Контрольная работа по предмету "Основы права"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:38, контрольная работа
Краткое описание
1.Причины и формы возникновения государства у разных народов. 2. Судебная власть и формы ее осуществления. 3. Основные принципы и функции права. 4. Систематизация нормативно-правовых актов. 5. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды. 6. Личные права и свободы человека и гражданина. 7. Особенности уголовной ответственности.
Вложенные файлы: 1 файл
духовные ценности и достижения
народа, человечества: права человека,
демократию
(народовластие), моральные
(нравственные) устои общества, социальную
справедливость.
2. Воспитательная
функция. В качестве социального регулятора,
тесно связанного с иными нормативными
системами общества – традиционной
(обычной), нравственной, религиозной,
– право оказывает воспитывающее
воздействие на поведение субъектов
как через отдельные нормы, институты
и
механизмы (запреты, дозволения,
осуществление правосудия, правовой защиты,
наказания), так и в целом как
самостоятельный фактор духовной жизни
страны.
3. Функция социального
контроля. Право в этом направлении
оказывает воздействие на поведение
субъектов, с одной стороны, в качестве
средства стимулирования, поощрения
(морального, материального), с другой
–
ограничения (удержания от совершения
неправомерных действий) того или иного
поведения.
4. Информационно-ориентирующая
функция. Право выступает мощным
источником моральной ориентации
субъектов – организаций, физических
лиц в
данном конкретном обществе.
В этом смысле функция права – формировать
социально
полезную, положительную направленность
субъективной стороны правомерного
поведения. Через свои источники
– законы, постановления, указы и т.д. –
люди
получают информацию о социальных
возможностях того или иного поведения,
что
помогает им достигать поставленных
целей в рамках существующего правопорядка.
Кроме общесоциальных принято
выделять собственно юридические функции
–
направления правового воздействия
на общественные отношения, где право
реализуется через специальные,
присущие только этой нормативной системе,
юридические средства. Существуют
две основные юридические функции права:
1. Регулятивная.
Ее суть заключается в главном социальном
назначении права – регулировать
общественные отношения:
1. фиксировать
субъективный состав правовых
отношений;
2. определять
круг жизненных обстоятельств (юридических
фактов), с
которыми нормы права связывают
наступление тех или иных юридических
последствий;
3. формировать
права и обязанности участников
(субъектов) правоотношений.
В основе регулятивной функции
права лежат управомочивающие (дозволяющие)
и
обязывающие (предписывающие)
юридические нормы. Эта функция права
реализуется
через две свои разновидности:
1. регулятивную
динамическую – в ее основе находятся
правовые
нормы, направленные на обслуживание
средствами права тех или иных социальных
процессов;
2. регулятивную
статическую – реализует ту часть
социального
назначения права, которая заключается
в закреплении тех или иных статусов в
обществе, обеспечении стабильности
и неизменности социально-правовых ценностей.
2. Охранительная.
Ее содержание заключается в правовом
воздействии, направленном
на охрану (защиту) общественных отношений,
образующих
наиболее важные социально-экономические,
культурно-нравственные и
государственно-политические
сферы деятельности людей и соответственно
на
вытеснение и ликвидацию отношений
опасных для человека, его жизни, здоровья,
нравственности, социального
и экономического благополучия. В основе
охранительной функции права
находится главным образом запрещающие
правовые
нормы. Содержание охранительной
функции права включает установление
санкций и
составов деяний, образующих
основания для юридической ответственности.
4. Систематизация нормативно-правовых
актов
Все нормативно-правовые акты
функционируют как единая система, которая
характеризуется согласованностью,
взаимодействием, иерархичностью,
специализацией и дифференциацией
по отраслям и институтам.
Система нормативных актов
в Российской Федерации включает в себя
правовые
акты общефедеральных органов,
акты субъектов Федерации, местного
самоуправления, а также акты
прямого народного волеизъявления.
В зависимости от особенностей
правового положения субъекта правотворчества
все нормативно-правовые акты
подразделяются на:
– нормативные
акты государственных органов;
– нормативные
акты общественных объединений (кооперативных,
акционерных, профессиональных
и т.п.);
– совместные
акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия
нормативные акты делятся на:
– общефедеральные;
– акты
субъектов Федерации;
– акты
органов местного самоуправления;
– локальные
акты (регулирующие отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения).
В зависимости от срока действия
различают:
– акты
неопределенно длительного действия;
– временные
акты.
В зависимости от юридической
силы делятся на:
– законы
– это принятые в особом порядке акты
законодательных органов,
обладающие высшей юридической
силой и направленные на регулирование
наиболее
важных общественных отношений;
– подзаконные
акты.
Законы занимают главное место
в системе нормативно-правовых актов.
Их ведущие
положение определяется следующими
основными признаками:
1. Законы
принимаются только законодательными
(представительными)
органами государственной власти
или народом в порядке референдума.
2. Законы
обладают высшей юридической
силой, означающей, что содержание
всех иных нормативно-правовых
актов не должно противоречить законам
[1]: никто не вправе отменить закон,
кроме органа, который его
издал.
3. Законы
регулируют наиболее важные основополагающие
отношения. В них
закрепляется общественный
и государственный строй, компетенция
центральных
звеньев государственного механизма,
основные права и свободы граждан и т.д.
4. Законы
содержат нормы первичного, исходного
характера. Все иные акты,
в основном, призваны детализировать
и конкретизировать нормативные
установления законов.
5. Законы
принимаются в особом процессуальном
порядке.
Законы многообразны, поэтому
нуждаются в классификации, обусловленной
особенностями регулируемых
отношений, своеобразием субъекта правотворчества,
адресата, территории, на которой
они действуют, и т.д. Особый интерес
представляет деление законов
в зависимости от их значимости в системе
действующего законодательства,
различают:
1. Конституционные
– законы, закрепляющие основы общественного
и государственного строя, служат
юридической базой для текущего
законодательства. К ним относятся
Конституция и законы, вносящие в нее
изменения и дополнения, а также
законы конкретизирующие ее содержание.
2. Текущие
(обыкновенные) – законы, принятые на основе
и во
исполнение конституционных
законов, составляют текущее законодательство
и
регулируют различные стороны
экономической, политической и культурной
жизни
страны. Особой разновидностью
этих законов являются:
1. Органические
(кодифицированные) – законы, являющиеся
юридически цельными, внутренне
согласованными актами, отличающиеся
высоким
уровнем нормативных обобщений
и призванные комплексно регулировать
определенную
сферу общественной жизни. К
таким законам можно отнести Основы законодательства
и кодексы по различным отраслям
законодательства.
2. Чрезвычайные
(исключительные) – законы, принимаемые
при тех
или иных чрезвычайных обстоятельствах,
вызванных природными, экологическими,
социальными и иными причинами.
Носят временный характер.
Своеобразие указов и распоряжений
Президента Российской Федерации связано
с
его компетенцией. Они не могут
противоречить федеральным законам, но
имеют
приоритетное значение по отношению
к иным подзаконным актам. В зависимости
от
характера полномочий Президента
все его указы можно классифицировать
на:
– указы
в границах собственных полномочий;
– указы
на основе полномочий, делегированных
Парламентом;
– указы,
подлежащие утверждению Советом Федерации
(о введении
военного, чрезвычайного положения,
представления о назначении на должность
судей Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда,
Генерального прокурора).
По юридической значимости
указы делятся на:
1. Нормативные
указы – указы, содержащие нормы права
и
регулирующие разнообразные
сферы общественной жизни. Имеют общеобязательный
характер. Иногда сопровождаются
утверждением положений об органах, выполняющих
определенные функции, или о
порядке деятельности в конкретной сфере
общественных отношений.
2. Правоприменительные
указы – указы, носящие
индивидуально-разовый характер
и принимающиеся по конкретным вопросам
управления (о назначении на
должность, о присвоении звания и т.д.)
Распоряжения
Президента также ненормативны и принимаются
по оперативным
вопросам государственного
управления (создание рабочих комиссий,
выделение
регионам средств из резервного
фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных
указов условно и может рассматриваться
применительно к каждому конкретному
случаю.
Президенты республик, входящих
в состав РФ, тоже издают правовые акты
в форме
указов и распоряжений.
Очень важны и многообразны
по содержанию нормативно-правовые акты
российского
Правительства. Оно разрабатывает,
утверждает и реализует базовые нормативно-
правовые акты и целевые комплексные
программы, расчитанные на длительный
период действия. Принимаемые
ими акты:
1. Оперативно
регулируют отношения в различных
отраслях общественной и
государственной жизни.
2. Устанавливают
правовые ориентиры для деятельности
всех органов
исполнительной власти, предприятий
и учреждений.
3. Вводят
нормативно-правовые основы для
издания других правовых актов.
В соответствии с действующим
законодательством Правительство РФ для
осуществления своих полномочий
по управлению обществом принимает:
1. постановления,
как правило, нормативны и общеобязательны,
разрабатываются и принимаются
коллегиально;
2. распоряжения,
будучи разновидностью правоприменительных
актов, принимаются и подписываются
Председателем или заместителем Председателя
Правительства на основе единоначалия
и адресуется, как правило, узкому кругу
исполнителей.
Министерства, государственные
комитеты и иные федеральные ведомства
издают
правовые акты, в которых, обычно,
определяется порядок действительности
отраслевых подведомственных
предприятий, организаций и учреждений
по решению
задач, стоящих перед отраслью.
Иногда, в связи межотраслевой, функциональной
направленностью министерства
(ведомства), эти акты могут быть адресованы
нескольким министерствам и
регулировать межотраслевые отношения.
Различают:
1. Приказы
– могут быть как нормативными, так и
ненормативными. Будучи разновидностью
распорядительных актов, они
разрабатываются структурными
подразделениями министерств и состоят
из
констатирующей и распорядительной
частей. Подписываются министром или по
его
поручению заместителем министра.
2. Инструкции
– регулируют определенные стороны деятельности
министерства, всегда имеют
нормативное содержание. Визируются руководителями
структурных подразделений
и утверждаются министром (замминистра).
На уровне субъектов Федерации
используются те же формы правовых актов,
что и
федеральном уровне.
Основным нормативным актом,
регламентирующим взаимоотношения органов
власти и
граждан на уровне области,
является устав, выполняющий
функции
региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций областей,
краев,
автономных областей, округов,
городов федерального значения при осуществлении
своих полномочий издают постановления
и распоряжения.
В ряде
областей, краях и городах федерального
значения сформированы правительства,
принимающие постановления.
Их специализированные министерства и
ведомства наделены правом
на издание приказов
и инструкций.
Представительные органы местного
самоуправления (дума, муниципальный совет
и
др.) по вопросам своего ведения
принимают коллегиальные решения,
а
главы органов местного самоуправления
(главы администраций, мэры, старосты)
–
постановления и распоряжения.
Региональный характер регулируемых
отношений позволяет отнести эти акты
к
категории локальных. Они обязательны
для исполнения всеми расположенными
на
соответствующей территории
предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от форм собственности.
Специфика этих актов заключается в том,
что
они имеют локальную, ограниченную
сферу действия, регулируя как
управленческие, так и непосредственно
производственные, коммерческие,
научные, учебные и иные отношения,
связанные с функциональным назначением
предприятия.
Решения, как правило, имеют
нормативное содержание и принимаются
коллегиальными органами управления
(общим собранием акционеров, советом
директоров и т.п.)
Приказы нормативного и индивидуального
значения принимаются руководителями
предприятий, учреждений, организаций
для регулирулирования отношений
Информация о работе Контрольная работа по предмету "Основы права"